Высокотехнологичные подразделения

8.

(родовые блоки, операционные блоки, отделения реанимации и интенсивной терапии, эфферентной терапии.)

Родовой блок (родовое отделение

)

1. Родовое (родильное) отделение должно быть изолировано от других подразделений акушерского стационара шлюзом и санпропускником и не может быть проходным.

2. В родовом отделении выделяются блок помещений для принятия родов и для акушерских вмешательств, а также операционный блок или операционная для акушерских операций.

3. Роды принимаются только в индивидуальных родовых палатах (залах). Число индивидуальных родовых зависит от количества родов в год на обслуживаемой территории. В лечебных организациях, обслуживающих население удаленных территорий (более 2х часов транспортной доступности) (до 300 родов в год) предусматриваются условия для экстренного приема родов. В ФАПах для этих целей используется универсальная перевязочная-родовая и палата временного пребывания. В стационарах одна универсальная экстренная родовая-операционная. При количестве родов в год от 300 до 1000 – предусматривается 2 родовых. На каждые дополнительные 500 родов должна предусматриваться 1 индивидуальная родовая. На каждую родовую палату должно приходиться не менее 5 послеродовых коек. Число родовых боксов включается в расчетное число индивидуальных родовых палат, число которых должно составлять не менее 20% количества коек послеродового отделения и не менее 2-х родовых палат.

4. Структура родовых отделений показана в Табл 9

Таблица 9

Структура родовых отделений

№№ п/п Наименование отделений и палат Количество коек
1. Родовое отделение  
  а) индивидуальные родовые палаты не менее 20 % расчетного количества коек послеродового отделения
  б) палаты интенсивной терапии   4 % расчетного количества коек послеродового физиологического отделения и отделения патологии беременных
  в) операционные не менее 2-х операционных на 1 операционный стол каждая1)
  г) послеоперационные палаты 2-3 койки на одну операционную1)
1) Количество может быть изменено по заданию на проектирование..

5. Для рационального использования площадей и организации работы персонала родовые палаты желательно группировать в отсеки, объединяющие две индивидуальные родовые, акушерский пост и подготовительную персонала. Индивидуальная родовая палата проектируется с санузлом.

6. Площади возможных помещений родовых отделений показан в Приложении 4. Табл. 34

Операционный блок

1.Операционный блок - структурное подразделение стационара, предназначенное для проведения операций и состоящее из операционных, а также комплекса вспомогательных и служебных помещений. Операционный блок не должен быть проходным. Он должен быть изолирован от других подразделений стационара шлюзом.

2. Современные стандарты проектирования, включающие создание автономных систем вентиляции внутри оперблока, обеспечивают необходимые условия для организации эффективного и безопасного с точки зрения предотвращения распространения внутрибольничных инфекций санитарно-эпидемиологического режима, что делает нерациональным деление оперблоков на септический и асептический.

В основу планировочного решения операционного блока должно быть положено зонирование внутреннего пространства на четыре зоны: стерильная зона (операционные), зона строгого режима(наркозные, предоперационные, помещения хранения стерильных материалов), зона ограниченного режима (помещения для персонала, помещения обработки аппаратуры и инструментария и др.), зона общебольничных помещений (кабинет заведующего операционным отделением, старшей медсестры и др.).

3. В то время, когда ЦСО не работает, потребность в стерильных инструментах и материалах должна удовлетворяться за счет запаса стерильных материалов и инструментов, для хранения которых должны быть предусмотрены достаточные по площади инструментально-материальные. По заданию на проектирование может быть предусмотрена экстренная стерилизационная, которая может быть общей для оперблока, родблока и ОРИТ. Так как основным потребителем стерильных материалов в больнице является оперблок, ЦСО рекомендуется размещать в удобной короткой связи с оперблоком.

4. Ориентировочное количество операционных определяется из расчета 1 операционная на 20 хирургических коек, и на 30 послеродовых коек. Помимо общепрофильных операционных могут предусматриваться специализированные (травматологические, кардиохирургические, ожоговые, нейрохирургические и др.). При наличии более 6 операционных рекомендуется предусматривать диспетчерский пост. Операционные проектируются не больше чем на 1 операционный стол. Размеры и оснащение операционных зависят от их назначения и определяются заданием на проектирование.

5. В целях обеспечения заданных параметров микроклимата в операционной и исключения отопительных приборов на стенах, операционные не рекомендуется размещать у наружных стен здания. По заданию на проектирование могут быть приняты иные решения.

6. Количество коек в послеоперационных палатах необходимо предусматривать из расчета - две койки на одну операционную. Послеоперационные палаты могут предусматриваться как в составе оперблока, так и в составе отделения интенсивной терапии.

7. Площадь помещений, операционного блока принимать по Приложению 4, таблице 34

8. В организациях родовспоможения рекомендуется предусматривать 2 оперблока: один - для родового отделения, другой - для отделения гинекологии. Может быть предусмотрена операционная в составе родового отделения. Операционная для новорожденных в перинатальном центре может располагаться внутри родового отделения или при детском реанимационном отделении.

Наши рекомендации