Справка по работе с текстом

В виде печатной работы (Word)

§ объем содержательной части – не менее 5 страниц формата А4 (к содержательной части не относятся титульный лист, графические изображения и т.п.), шрифт – Times New Roman, 14, межстрочный интервал –1,5 , форматирование - «по ширине», абзацный отступ - 1,25 см, для обычного текста интервал до и после абзаца равен 0, поля: верхнее и нижнее – 2см, левое - 3см, правое - 1,5см;

§ расставленные номера страниц (наверху по центру), колонтитулы;

§ титульный лист (по центру - полностью название университета и кафедры, тема итоговой работы; информация о студенте, выполнившим работу: факультет, курс, группа, Ф.И.О, – выровнена по левому краю, сдвинута вправо; внизу по центру – город, дата).

§ обязательно наличие электронного варианта.

В виде презентации, выполненной в PowerPoint

§ содержательная часть не менее 15 слайдов.

§ на титульном слайде (слайдах) та же информация, что на титульном листе Word.

§ в презентации:

ù продуманный дизайн (оформление фона, цвет и размер шрифтов, соответствующая содержанию разметка, макет и т.д.)

ù использовать графические элементы

ù анимация текста и объектов слайда, переходы слайдов

ù смена слайдов по щелчку и по времени

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 1.

Реферат на тему: "Применение компьютерных технологий в отдельных областях медицины" (например, в кардиологии, рентгенологии, офтальмологии, хирургии и т.д.)

В текст реферата вставить ссылки на источники в квадратных скобках. В конце обязательно: собственное резюме по изложенным материалам и комментарий, указать источники, дать краткую характеристику источников.

Для реферата использовать 3 современныхисточника (выпущены за последние три года). Например, три свежих статьи из авторитетных Интернет-ресурсов.

Для журнала:
  • Название
  • Год выпуска
  • Номер, страницы
  • Издательство
  • Характеристика журнала
Книга:
  • Название
  • Издательство
  • Год выпуска
  • Аннотация книги
Интернет:
  • Адрес (url) статьи
  • Метод поиска
  • Дата посещения страницы
  • Характеристика сайта

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 2.

Тематический поиск в Интернете научно-практических ресурсов по медицине и оценка найденной информации

1. Определить медицинское направление поиска информации в Интернете (например, остеопороз, кардиохирургия, лапароскопическая хирургия и т.п.).

2. Найти 3 сайта по заданной теме (или включающие в себя крупные разделы по выбранной тематике), содержащие научные, научно-практические статьипо выбранной теме и/или другие материалы для врача в большом объеме.

3. Дать характеристику каждого сайта:

  • Адрес (URL)
  • Название сайта, логотип
  • Публикатор: организация, группа лиц, частное лицо и т.п.
  • Структура, количество и качество материалов в разделах, подробнее о разделе по выбранной тематике (количество (численный порядок) текстовой, графической, видео- информации по теме; в каком виде представлена информация – полнотекстовые статьи или реферативные описания; переводные; наличие спец. графики и таблиц; формат контента – web-документ, электронная книга с навигацией, doc, pdf, zip и т.п.).
  • Для кого предназначена информация (пациенты, студенты, практикующие врачи и пр.)
  • Обновляемость материалов (например, когда и какие в последний раз вносились изменения в раздел сайта по выбранной тематике).
  • Оценить посещаемость сайта.

· Можно включить в работу краткий обзор наиболее актуальной статьи.

4. Резюме.

5. Дата посещения.

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 3.

Подробное описание сайта, представляющего профессиональный интерес для врача:

  • Адрес (URL), название, логотип.
  • Главная страница сайта (краткое представление о назначении сайта, о присутствующих на нем материалах, об авторах и т.п.).
  • Публикатор: частное лицо, группа лиц, организация и т.д.
  • Языки, на которых представлена информация.
  • Направленность (широкий круг пользователей Интернета, пациенты, студенты, врачи, научные работники и т.д.)
  • Насыщенность (конкретное количество или численный порядок разделов, страниц, статей, иллюстраций и т.п.)
  • Структура сайта (разделы, подразделы, количество и качество материалов в них: полнотекстовые статьи или реферативные описания; переводные; наличие спец. графики и таблиц; формат контента – web-документ, электронная книга с навигацией, doc, pdf, презентации, архивы, аудио, видео, базы данных, новостные ленты, опросы, форумы и т.п.).

· Дизайн сайта (уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт; наличие общего стиля; неповторимость; ненавязчивость или излишняя насыщенность графическими элементами; раздражающая анимация; всплывающие рекламные окна; мелкий шрифт; отсутствие контраста текста с фоном и т.д.)

  • Удобство навигации (организация гиперссылок, которые помогают перемещаться по сайту, их оформление – система кнопок, навигационные панели и .т.п.; логичность переходов; интуитивно понятная; возможность поиска и т.д.).
  • Функциональность: страницы быстро загружается; все ссылки рабочие; сайт независим от используемой операционной системы, браузера; интерактивный - возможность двустороннего обмена информацией; используемые технологии (статические HTML страницы; веб-страницы генерируются динамически в процессе исполнения запроса пользователя; Flash-сайты) соответствуют назначению сайта и предполагаемой аудитории.
  • Наличие ссылок на сайты сходной тематики (русскоязычные и иностранные).
  • Обновляемость материалов (конкретно когда, какие в последний раз вносились изменения).
  • Посещаемость.
  • Резюме: Ваше личное мнение о сайте.

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 4.

Короткое описание нескольких (не менее 20) медицинских сайтов по одной тематике, представляющих профессиональный интерес для врача.

Составление своеобразных "желтых страниц" по выбранному медицинскому направлению (для желающих - иноязычный поиск) (например, «Русскоязычные ресурсы Интернет по кардиологии», "Иммунология в Интернете", " Нефрология в РуНете" и т.п.)

  • Адрес (URL).
  • Название сайта, логотип.
  • Публикатор: организация, частное лицо, группа лиц и т.п.

· Направленность (пациенты, студенты, врачи, научные работники и т.д.)

  • Короткое описание, дающее представление о назначении, категории сайта (например: электронная версия рецензируемого научного журнала; виртуальный атлас/наглядное пособие; виртуальный учебник; библиографическая база данных; демонстрации клинических случаев; сетевой профессиональный клуб; каталог медицинской библиотеки; образовательный портал), его структуре, его информационной емкости (количество статей, прочих материалов и форма их представления) и других наиболее ярких чертах ресурса.
  • Резюме.

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 5.

Поиск последних научных публикаций по выбранной медицинской тематике:

1) Определить направление поиска информации в Интернет (например, «ложная аневризма печеночной артерии», «интоксикационный синдром у больных геморрагической лихорадкой» и т.п.)

2) Объяснить схему поиска:

a) По запросу: какие поисковые машины использовались, какие ключевые слова задавались поисковой машине, какой ответ выдает поисковая машина, общая характеристика ТОП10, как видоизменялись запросы с целью повышения релевантности поиска научных публикаций (использование специфической научной терминологии, добавление к теме слов журнал, указание года и т.п.), как отбирались ссылки (как учитывались доменные имена, анализировалась цитата, соответствующая ссылке и т.п.).

b) По электронным научным медицинским журналам.

3) Найти не менее 3-х публикаций по выбранной теме за последние 2-3 года, имеющих четкую библиографическую ссылку: автор, журнал - название журнала, год выпуска, номер, страницы, издательство; книга - название, издательство, год выпуска.

4) Для каждой статьи скопировать адрес (URL) страницы, название, библиографическую ссылку, написать небольшой обзор статьи, дать характеристику сайту, на котором опубликована статья.

5) Резюме.

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 6.

Сравнение нескольких поисковых систем Интернета при поиске профессиональной медицинской информации.

1. Провести параллельный поиск профессиональных медицинских ресурсов по конкретной тематике (например, инфекционные болезни – геморрагическая лихорадка – изменения цитокинового статуса у больных геморрагической лихорадкой и т.д.) не менее чем в 3 поисковых системах.

2. Описать структуру поиска:

a) какие ключевые слова использовались для поиска,

b) конкретизация запросов, использование специфической профессиональной терминологии и др. методы сужения области поиска и повышения его релевантности,

c) какие функции использовались, например: «искать в найденном», «расширенный поиск», «исключение слов из запроса», поиск по конкретному сайту и т.п.,

d) какие ответы формируют поисковые системы, общее количество ссылок, общая характеристика первой десятки (реклама, рефераты, словари и т.п.), можно результаты свести в таблицу,

e) как отбирались релевантные ссылки: например, рассматривалась первая десятка ссылок, учитывались доменные имена, анализировалась цитата, соответствующая ссылке и т.п.

f) для самого оптимального финального запроса у каждой поисковой машины подсчитать число полезных ссылок в первой десятке ответа («двадцатке»), рекомендуется, построить диаграмму.

3. Представить (отдельно для каждой поисковой системы) найденные релевантные ресурсы и дать характеристику сайтам, к которым они относятся (URL, названия, содержание, актуальность, публикатор и т.п.)

4. Описать методы повышения результативности поиска. Оценить интерфейс, функционал, сервисы, эффективность в данном исследовании поисковых систем. Дать и аргументировано обосновать рекомендации по выбору поисковой системы врачу.

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 7.

Рецензия на сайты организаций управления здравоохранением (выбрать один)

· Поиск (как искали в Интернете: поисковые машины, ключевые слова, критерии выбора рассматриваемого сайта).

· Адрес сайта (URL).

· Название сайта, логотип.

· Соответствие представленной информации целям и задачам учреждения.

· Полнота информации.

· Последние обновления сайта (привести примеры), актуальность.

· Наличие удобной поисковой системы сайта для подбора нормативных документов (протестировать, дать конкретный анализ) и т.п.

· Дизайн сайта, его соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт (спокойный дизайн, не отвлекающий от содержимого; простота; отсутствие избытка анимации, заставок; отсутствие «тяжелых» долго загружающихся флеш-страниц, обеспечивающее дополнительно хорошую индексацию в поисковых машинах и т.п.).

· Удобство навигации (легкость в использовании, логично организованная, интуитивно понятная, сквозная, компактная и т.д.)

· Структура сайта (разделы, их содержание, количество и качество материалов, общедоступные форматы выгружаемых данных, например - pdf)

· Прочее

· Резюме.

Задание к итоговой работе по курсу "Медицинская информатика"
для студентов лечебного факультета

ВАРИАНТ 8.

Сравнение не менее пяти сайтов
(равнозначных, имеющих одинаковое назначение фирм/организаций:
или частные медицинские учреждения, или государственные, или фирмы поставляющие мед. оборудование/материалы, или фирмы, выпускающие их)

1. Название фирмы/сайта, адрес сайта (URL), логотип.

2. Направленность (население определенного региона, потенциальные и постоянные пациенты, врачи и т.д.)

3. Насыщенность (количество текстовых описаний, иллюстраций, возможность подбора продукции по параметрам, внутреннего поиска, наличие контактной информации, информации о лицензиях, реквизиты, наличие рецензий (на издаваемые книги, на проводимые тренинги, программы и прочее) и т.д.)

4. Структура сайта (разделы, количество и качество материалов в них).

5. Дизайн сайта, его соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт.

6. Удобство навигации (легкость в использовании, логично организованная, интуитивно понятная, сквозная, компактная и т.д.)

7. Посещаемость/популярность.

8. Ваше личное мнение о сайтах: сильные и слабые стороны организации информации.

9. Обосновать вывод о том, какой сайт наиболее соответствует своему назначению и вашей собственной концепции подобного сайта, сформированной в результате проведенного анализа.

СПРАВКА ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

Работа в текстовом редакторе состоит из двух этапов:

· набор и редактирование (изменения, касающиеся непосредственно текста: вставка, замена, удаление, перемещение символов, слов, абзацев…);

· форматирование (придание документу вида: параметры шрифта, абзаца, страницы…).

Однажды набранный текст может быть неоднократно в дальнейшем переформатирован. Насколько легко, при необходимости, можно будет изменить отображение текста, зависит от того, насколько безошибочно он был набран.

Форматирование никогда не следует делать с помощью символов, вводимых с клавиатуры. Т.е. выравнивание по центру или отступ красной строки не следует делать посредством клавиши “пробел”, отступы по высоте вокруг заголовков или начало следующей главы с новой страницы не следует делать посредством клавиши “Enter”, и. т.п. Все форматирование в документе должно осуществляться с помощью специальных функций, предусмотренных для этих целей в MS Word.

Чтобы оценить, насколько правильно набран документ, нужно посмотреть на него в режиме отображения “непечатаемых знаков”, или, другими словами спецсимволов. В этом режиме отображаются все символы, вводимые с клавиатуры. Например, пробел отображается центрированной по вертикали точкой. Непечатаемые знаки (спецсимволы) удаляются так же, как и все другие символы текста.

В нашей итоговой работе для маленьких изображений ставьте обтекание за исключением «в тексте», как правило «вокруг рамки». Для рисунков вытянутых по горизонтали выбирайте обтекание «в тексте», размещая их в отдельном абзаце! Не злоупотребляйте скриншотами, по объему иллюстрации не должны занять больше пятой части объема работы.

Общие рекомендации по оформлению студенческих работ
в текстовом редакторе MS Word.

Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. Все заголовки выделены особо. Наоборот, по тексту делать выделения не рекомендуется. Содержание, введение, заключение, список литературы, основная часть, главы, приложения и т.п. начинаются с нового листа. Не надо ставить лишние пустые без текста абзацы, нажимая клавишу “enter”, следует с помощью специальных команд вставить разрыв страницы или выбрать положение абзаца с новой страницы, тогда заголовок не переместится, останется наверху страницы. Для того чтобы в тексте не было полупустых страниц (менее 50 %), используется чуть сжатый или чуть разреженный междустрочный интервал, например, не 1,5, а 1,4 или 1,6. На странице не должно оставаться менее трёх строк от предыдущего раздела (настройка в свойствах абзаца «запрет висячих строк»).

При необходимости создать оглавление в документе заголовки и подзаголовки выделяют встроенными стилями Заголовок 1, Заголовок 2 и т.д. Затем легко формируется профессиональное содержание. Если вы добавили или удалили пункты или изменили объем текста, автоматическое оглавление легко актуализируется с помощью команды обновить. При переходе в режим предварительного просмотра оглавление автоматически обновится.

На каждой странице, кроме первой, должен стоять номер страницы. Чаще всего в соответствие с п. 4.9 ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа. Разделы и подразделы должны иметь сквозную порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Из приложений нумеруется только первая страница (на которой стоит слово ПРИЛОЖЕНИЯ, выровненное абсолютно по центру страницы). Остальные страницы приложения не нумеруются и не выносятся в содержание. И их объем не включается в объем работы, так что это хороший способ сократить работу без ущерба ее качеству, вынеся все графики, рисунки, схемы и таблицы в приложения.

Весь обычный текст должен быть оформлен одним стилем, обычная практика: шрифт Times New Roman 14 (от 12 до 14), полуторный интервал, выравнивание по ширине абзацный отступ - 1,25 см, для обычного текста интервал до и после абзаца равен 0, поля не менее: верхнее и нижнее –1см, левое – 2см, правое – 1см.

В конце заголовка точка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Например, Медико‑стоматологический следует соединить неразрывным дефисом.

Оформление таблиц: перед таблицей, выровненный по правому краю текст «Таблица 1», выровненное по центру название таблицы, часто тут же указывается единица измерения. Текст в таблице обычно мельче, чем основной текст с одинарным интервалом.

Оформление рисунков. После рисунка пишется: "Рисунок 1. Название."

На таблицы, рисунки и приложения в тексте должны быть ссылки, например: (см. таблицу 1).

Оформление литературы. Каждый источник должен содержать следующие обязательные реквизиты:

- фамилия и инициалы автора;

- наименование;

- издательство;

- место издания;

- год издания.

Сначала пишутся нормативно-правовые акты, потом все остальное. Все источники, включенные в библиографию, должны быть последовательно пронумерованы и расположены в следующем порядке:

- законодательные акты;

- постановления Правительства;

- нормативные документы;

- статистические материалы;

- научные и литературные источники – в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора.

Сноски бывают трех видов:

-постраничные внизу страницы

-постраничные в тексте страницы

-концевые.

Необходимо, чтобы сноски по тексту были единообразные (только постраничные, например). Нумерация сносок или сквозная или начинается на каждой странице. Тест сноски лучше выделить единым стилем мельче, чем основной текст.

В работе должны отсутствовать (команда «заменить»…):

- двойные пробелы (легко убрать, заменив пустое пространство на один пробел во вкладке замены)

- лишние абзацы

- концевые и ведущие пробелы

- некоторые разрывы строки (заменить на абзацы)

- полупустые страницы

- "вдовы" и "сироты"– одиночные строки от абзацев, оставшиеся в конце страницы или в ее начале.

Все кавычки должны быть единообразными - или «елочки» или "лапки".

До знаков препинания не должно быть пробелов, зато они должны обязательно присутствовать после знака препинания.

Все списки должны быть размечены:

Нумерацией:

1. Анализ проблемы.

2. Теоретические основы.

3. Проектные предложения.

При этом каждое предложение начинается с заглавной буквы, в конце ставится точка.

Маркерами:

- анализ проблемы;

- теоретические основы;

- проектные предложения.

При этом каждое предложение начинается с маленькой буквы, в конце ставится точка с запятой и только в конце последнего предложения ставится точка.

Наши рекомендации