Взаимодействие уполномоченного по правам человека с органами государственной власти и местного самоуправления

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Кировской области за 2010 год

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий доклад подготовлен в соответствии со статьей 27 Закона Кировской области от 09.11.2009 № 442-ЗО «Об Уполномоченном по правам человека в Кировской области».

2010 год стал первым годом деятельности Уполномоченного по правам человека в Кировской области. Соответствующий закон был принят 9 ноября 2009 года, и уже 28 января 2010 года первым Уполномоченным по правам человека в Кировской области Законодательным Собранием Кировской области по представлению Губернатора Кировской области был назначен Климов Владимир Владимирович.

Кировская область стала 51 субъектом Российской Федерации, учредившим должность Уполномоченного по правам человека. На момент написания данного доклада в Российской Федерации действуют 60 региональных уполномоченных.

Процесс формирования аппарата Уполномоченного завершился к 1 июля 2010 года. Первый официальный прием граждан и работа с обращениями начались 23 марта 2010 года, и к 31 декабря 2010 года их число составило 1029 жалоб и обращений граждан, из которых 359 человек были приняты Уполномоченным лично.

Вместе с должностью Уполномоченного по правам человека законом области была утверждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Кировской области. Данный институт уже получил широкое развитие в нашей стране. Всего на данный момент действует 63 уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. Пока подход регионов к данному государственному институту различен. В некоторых областях Уполномоченный по правам ребенка является лицом, замещающим государственную должность, и действует независимо от Уполномоченного по правам человека. В некоторых субъектах такая должность звучит как Уполномоченный по правам ребенка при главе субъекта Российской Федерации. В Кировской области Уполномоченный по правам ребенка является заместителем Уполномоченного по правам человека и государственным гражданским служащим его аппарата. Первым на должность Уполномоченного по правам ребенка в Кировской области был назначен Шабардин Владимир Валерьевич.

В целях оказания консультативной и организационной помощи при Уполномоченном был создан экспертный совет, в состав которого вошли представители органов государственной власти области, территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти, прокуратуры области, представители общественных объединений и кировских ВУЗов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Уполномоченный по правам человека в Кировской области является лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, но вопросы и жалобы, поступающие к нему, во многих случаях невозможно решить без участия федеральных органов.

Координация совместных действий в сфере обеспечения гарантий государственной защиты прав человека и гражданина является одним из важнейших способов выявления, предупреждения, а главное, устранения нарушений прав и законных интересов граждан.

Стоит подчеркнуть, что первым инициатором формального закрепления такого сотрудничества стало Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области. 28 апреля 2010 года в торжественной обстановке было подписано первое соглашение о сотрудничестве между УФСИН по Кировской области и Уполномоченным по правам человека.

Положительными сторонами такого взаимодействия, прежде всего, является то, что сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека получили право доступа в учреждения уголовно-исполнительной системы в упрощенном порядке. Это позволяет Уполномоченному в надлежащей мере реализовать свои полномочия в сфере государственной защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Очень важную роль в осуществлении Уполномоченным деятельности в сфере государственной защиты прав человека является взаимодействие с органами прокуратуры. Взаимодействие с надзорными органами играет ключевую роль в реализации основных задач Уполномоченного по правам человека. Благодаря поддержке прокуратуры области удалось решить большое количество вопросов, защитить права и законные интересы многих граждан.

Помимо направления жалоб граждан, разрешение которых относится к компетенции прокуратуры, особое место занимает совместное проведение проверок по жалобам лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Осуществление Уполномоченным проверок по жалобам данной категории лиц в большинстве случаев осуществляется вместе с представителями специализированных органов прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях либо с представителями областной прокуратуры. В конце 2010 года Уполномоченным по правам человека было высказано предложение осуществления ряда совместных проверок соблюдения прав человека в местах лишения свободы. В настоящее время достигнуто соглашение о проведении в первом квартале 2011 года совместных проверок соблюдения администрациями исправительных учреждений трудового законодательства в части оплаты труда осужденных, а также их медицинского обеспечения.

Важно отметить, что взаимодействие Уполномоченного с органами прокуратуры не ограничивается только деятельностью по защите прав человека. При поддержке прокуратуры области, Уполномоченным по правам человека в 2010 году были разработаны материалы о правах человека и способах их защиты: справочник для освобождающихся из исправительных учреждений и несколько памяток по различным тематикам и категориям граждан.

ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ

Как было отмечено Уполномоченным по правам человека в РФ В.П.Лукиным в своем докладе за 2009 год: «В силу ряда объективных причин содержание человека в местах лишения свободы зачастую чревато нарушением его прав. В одних странах подобных нарушений больше, в других – меньше. В любом случае, однако, лишенный свободы человек круглосуточно находится в полной власти администрации пенитенциарного учреждения, а его жизнь «за решеткой» регламентирована множеством суровых правил, за несоблюдение которых предусмотрено наказание. Грань между строгостью и жестокостью, требовательностью и самодурством в таких условиях чрезвычайно тонка, а перейти ее не сложно. В нашей стране положение дел в уголовно-исполнительной системе усугубляется несовершенством соответствующих нормативных правовых документов, не всегда высоким уровнем правовой культуры сотрудников, недостаточной материальной базой и, наконец, глубоко порочным, но, увы, распространенным в обществе убеждением в том, что бесправие осужденного и даже задержанного есть часть их наказания».

Изолированный и закрытый характер пенитенциарных учреждений способен обеспечивать возможность оказания различного вида насилия над содержащимися в них людьми практически безнаказанно. Такое насилие может оказываться как в системном порядке, так и отдельными сотрудниками уголовно-исполнительных учреждений.

Однако стоит отметить, что даже находясь в местах принудительного содержания, человек имеет право оставаться человеком. Нарушение его прав всегда незаконно и недопустимо, и ни в коем случае не может рассматриваться как часть наказания вне зависимости от степени тяжести совершенного им преступления.

И речь не идет о неком ослаблении или расшатывании установленного режима. Очень важно четкое осознание грани между строгой дисциплиной и унижением человеческого достоинства, жестокостью и самодурством некоторых представителей администрации.

Ситуация усугубляется стремлением некоторых сотрудников уголовно-исполнительной системы «защитить честь мундира», и такое стремление в ряде случаев преобладает над интересами дела. Такое возможно, в том числе и благодаря «формальному подходу» надзирающих органов.

В августе 2010 года Уполномоченным совместно с заместителем начальника управления государственной защиты прав человека аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ В.В.Базуновым был осуществлен выезд в ФБУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области. При осмотре мест содержания осужденных В.В.Климовым и В.В.Базуновым было отмечено, что осужденные, находящиеся в карантинном отделении, построенные при встрече с ними стоят в строю, опустив головы, смотря вниз. И только после команды дневального, из числа осужденных: «Головы поднять!», осуществляется поднятие головы.

После разговора с осужденными Уполномоченный по правам человека и представитель федерального Уполномоченного задали вопрос начальнику колонии, на каком основании к осужденными применяются подобные «воспитательные» меры, и на основании каких нормативно-правовых актов администрация колонии требует их выполнения. Начальник колонии ответил примерно так: «Вновь прибывшим нечего смотреть по сторонам». На часть вопроса о нормативном регулировании таких требований ответа получено не было.

Спустя некоторое время, находясь все в той же ИК-17 В.В.Климов и В.В.Базунов наблюдали, как несколько осужденных, находящихся в карантине, шли строем по территории колонии, смотря себе под ноги, не поднимая головы, а их действиями руководил дневальный.

По этому факту Уполномоченным по правам человека в РФ В.П.Лукиным было направлено обращение в прокуратуру Кировской области с целью проведения проверки по указанным фактам.

Непонятно почему, но ни Уполномоченный по правам человека в Кировской области, ни заместитель начальника управления аппарата федерального Уполномоченного не были опрошены сотрудниками прокуратуры.

Зато из пояснений начальника колонии, начальника отдела безопасности, дежурного инспектора, а также некоторых осужденных следовало, что во время построения осужденные в первой шеренге стояли с опущенной головой вниз из-за того, что солнце слепило им глаза, остальные стояли с поднятой головой и смотрели на вошедших. Предложение (!) поднять голову и смотреть прямо исходило лично от начальника колонии, и никакой команды дневальным карантина из числа осужденных не подавалось.

Это пример защиты «чести мундира».

Также в августе Уполномоченный по правам человека в Кировской области и В.В.Базунов посетили ФБУ ИК-6 УФСИН России по Кировской области, где к ним поступили обращения осужденных с жалобами о применении к ним недозволенных мер воздействия, на действия администрации колонии, унижающие достоинство осужденных, привлечение их к работе без оплаты труда, использование денежных средств осужденных на нужды колонии, а также исполнении осужденными функций членов самодеятельных организаций дисциплины и порядка.

При проведении проверки факты использования труда осужденных без его оплаты подтвердились. Было установлено, что осужденные А., М., З. и К. в период с марта по август 2010 года по письменному заявлению привлекались к работам по благоустройству колонии и прилегающей территории без оплаты труда в порядке, установленном УИК РФ. Однако фактически выполняли работу, не связанную с благоустройством, а именно: вывозили дрова и отходы деревообработки с территории промышленной зоны, занимались погрузкой угля, складыванием пиломатериалов, сгребанием опила и пр. Заявители во время проверки пояснили, что заявления на работу писали добровольно, но заработную плату им не платили. В настоящее время осужденные трудоустроены на оплачиваемых работах, данное нарушение закона устранено в ходе прокурорской проверки, осужденным произведена оплата труда за указанную работу.

Заявления осужденных Ш., Г., Р. и Н. о применении к ним недозволенных мер воздействия со стороны администрации колонии были направлены руководителю Омутнинского следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Кировской области. Ход проверок был взят прокуратурой области на контроль.

В ноябре во время визита Уполномоченного по правам человека в РФ в Кировскую область в рамках месячника правового просвещения В.П.Лукиным, Губернатором Кировской области Н.Ю.Белых, прокурором области С.П.Берижицким и Уполномоченным по правам человека в Кировской области В.В.Климовым был осуществлен выезд в ФБУ ИК-6, в том числе с целью изучения обстановки в колонии после проведения проверки по жалобам. Как оказалось, осужденные, направившие Уполномоченному по правам человека в РФ обращения о нарушении их прав сотрудниками администрации, отказывались от своих жалоб, не объясняя причин оговора и заявляя об отсутствии давления со стороны администрации колонии.

Что это было? Попытка ослабить режим? Или имело место принуждение к отказу от жалоб? Это очень сложно понять, ввиду закрытости уголовно-исполнительной системы.

Тем не менее Уполномоченный по правам человека в РФ В.П.Лукин и Губернатор области Н.Ю.Белых по результатам посещения ИК-6 УФСИН России по Кировской области направили официальный меморандум Директору ФСИН России А.А.Реймеру.

По результатам посещения Уполномоченным по правам человека в Кировской области в конце ноября 2010 года ФБУ ИК-11 и проведения там личного приема было отмечено, что многие из осужденных напуганы, не верят в объективность разбирательства, не доверяют никаким государственным органам, действующим в Кировской области. Прием проводился совместно с представителем прокуратуры области.

В ходе проверки осужденные, так же как и в ИК-6, отказались от своих обращений, ими было заявлено, что претензий к администрации они не имеют, сославшись на то, что жалобы были составлены под давлением отрицательно характеризующихся осужденных.

Всего по результатам проверки в ИК-11 прокуратурой области было вынесено одно представление об отсутствии в отряде строгих условий отбывания наказания (СУОН) холодильника и ненадлежащего состояния кровли отряда. Остальные доводы заявителей были признаны прокуратурой необоснованными. Заявления осужденных о неправомерных действиях и применении к ним недозволенных мер воздействия со стороны сотрудников ИК-11 были направлены в Кирово-Чепецкий городской следственный отдел следственного управления Следственного комитета РФ по Кировской области. Ход проверки был взят прокуратурой на контроль.

По данным прокуратуры Кировской области, за 2010 год в органы прокуратуры поступило 1670 обращений осужденных, их родственников и иных граждан по вопросам исполнения уголовных наказаний. Из них, на применение недозволенных мер воздействия - 167, на необоснованное применение мер дисциплинарного воздействия - 272, нарушение трудового законодательства - 149.

По результатам разрешения обращений в 2010 году в органах прокуратуры удовлетворено 36 жалоб, из их числа о несогласии с привлечением к дисциплинарной ответственности - 1, нарушения трудового законодательства - 6, и ни одного на несогласие с применением недозволенных мер воздействия.

Не исключено, что многие жалобы осужденных необоснованы, но когда из 272 жалоб на применение мер дисциплинарного воздействия удовлетворяется только 1 (что составляет 0,37%), а из 167 жалоб на применение недозволенных мер воздействия - 0, это заставляет задуматься. К сожалению, цифры не могут рассказать, что за ними стоит: намеренная ложь осужденных, укрывательство противоправных действий сотрудников уголовно-исполнительной системы, формальный подход к проведению проверок?

Очень важно указать и на проблему, связанную с обеспечением права на труд лиц, осужденных к лишению свободы. В настоящее время в учреждениях уголовно-исполнительной системы трудоустроено 21,75% всех осужденных. Важно заметить, что не имеющий работы осужденный находится в заведомо неравном положении с работающим осужденным при рассмотрении судом ходатайств об условно-досрочном освобождении.

Необходимо отметить работу Уполномоченного с обращениями осужденных, не связанными с жалобами на действия администрации учреждения уголовно-исполнительной системы. Даже находясь в местах лишения свободы человек думает о будущем.

В качестве примера можно привести обращение осужденного Н. с просьбой дать разъяснения положений Жилищного кодекса Российской Федерации и действующего законодательства о приватизации жилых помещений. Осужденного Н. интересовали такие вопросы, как долевое участие в приватизации, совершение сделок с недвижимым имуществом и право на недвижимое имущество у гражданина, осужденного к отбыванию наказания. Осужденному Н. было дано подробное разъяснение норм правового регулирования интересующих его вопросов, а также направлены для ознакомления и изучения примерные формы документов, которые пригодятся ему для дальнейшей реализации своих прав и законных интересов.

10 декабря 2010 года состоялась встреча Уполномоченного по правам человека в РФ В.П.Лукина, уполномоченных по правам человека в субъектах РФ с Директором ФСИН России А.А.Реймером. Участники встречи подтвердили свою общую приверженность идее гуманизации уголовно-исполнительной системы. Отношения Директора ФСИН к фактам нарушений прав человека в местах лишения свободы выглядят следующим образом. В случае, если факт нарушения вскрывается и наказываются виновные, то руководству УФСИН субъекта РФ это не минус, а плюс, но если факт нарушения замалчивается, а потом вскрывается - это минус.

В настоящее время политика, проводимая руководством ФСИН России, в отношении условий содержания осужденных, направлена на выявление противоправных действий со стороны сотрудников администраций исправительных учреждений, а также на недопустимость замалчивания и укрывательства подобных случаев. Однако такие случаи имеют место, и необходимость борьбы с этим очевидна.

Не принцип «защиты чести мундира», не позиция, что осужденные - это, прежде всего, воры и убийцы, не может служить залогом порядка. Соблюдение законности и приоритета прав человека и гражданина должны являться основой реформирования уголовно-исполнительной системы в России.

Однако необходимо отметить, что уголовно-исполнительная система это не только осужденные, это и те, кто обеспечивает ее функционирование.

Возвращаясь к встрече с А.А.Реймером, необходимо добавить, что участники встречи договорились о том, чтобы, действуя в пределах своей компетенции, приступить к совместной разработке:

  1. - мер, направленных на повышение размеров денежного довольствия сотрудников УИС из числа рядового и младшего начальствующего состава, а также мер по введению обязательного медицинского страхования сотрудников уголовно-исполнительной системы;
  2. - проекта федерального закона, определяющего порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и гарантии социальных прав служащих УИС;
  3. - предложений о внесении изменений в приказ Минюста России от 13.07.2006 года № 252 с целью исключения обязанностей дневальных, содержащих командно-административные функции, по отношению к остальным осужденным;
  4. - мер, направленных на социальную адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе на рассмотрение вопроса о создании специальной службы пробации и иных вопросов.

В 2011 году Уполномоченным определены основные направления деятельности, связанные с его дальнейшей работой в сфере государственной защиты прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания.

Во-первых, налаживание более глубокого сотрудничества с органами прокуратуры по вопросам защиты прав осужденных. В декабре 2010 года между прокурором области и Уполномоченным была заключена договоренность о проведении совместных плановых проверок учреждений уголовно-исполнительной системы на предмет соблюдения трудового законодательства в местах лишения свободы, а также реализации осужденными права на надлежащую медицинскую помощь.

Во-вторых, это уделение внимания Уполномоченного правам и законным интересам самих сотрудников УФСИН России по Кировской области, связанным с социально-экономическими гарантиями.

В-третьих, посещение пенитенциарных учреждений, находящихся на территории области, организация приема осужденных лично Уполномоченным и сотрудниками его аппарата по вопросам соблюдения прав человека и гражданина в местах принудительного содержания.

В-четвертых, расширение сотрудничества с УФСИН России по Кировской области, реализация соглашения о сотрудничестве, выработка решений о совершенствовании совместной деятельности в сфере защиты прав осужденных.

В-пятых, мероприятия по правовому просвещению лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подготовка и распространение материалов о правах человека в местах лишения свободы, способах их защиты, а также справочники и памятки для тех, кто освобождается из исправительных учреждений, с целью оказания помощи устройству новой жизни.

Рекомендации:

Губернатору области:

- включить представителя Уполномоченного по правам человека в состав комиссии по вопросам помилования на территории Кировской области.

Совместно с Губернатором Кировской области Н.Ю.Белых, прокурором области С.П.Берижицким и Уполномоченным по правам человека в Кировской области В.В.Климовым была проведена рабочая поездка в ФБУ ИК-6.

Помимо проведения месячника правового просвещения Уполномоченным по правам человека было принято решение организовать выпуск печатных материалов о правах человека и гражданина и способах их защиты. Были составлены справочник, разъясняющие основные положения действующего законодательства: «Справочник для освобождающихся из исправительных учреждений», а также несколько памяток по различным тематикам: «Права человека в СИЗО», а также памятка «Уполномоченный по правам человека в Кировской области. Его полномочия. Как к нему обратиться», в которой указываются законодательные основы деятельности Уполномоченного, порядок подачи жалобы, требования к ней, а также все возможные контакты.

Подводя итог, можно предварительно определить основные задачи в рамках осуществления функций Уполномоченного по правовому просвещению населения области на 2011 год.

Во-первых, взаимодействие со средствами массовой информации, в целях распространения знаний о способах защиты прав человека. Во-вторых, составление и распространение среди населения памяток, буклетов, брошюр и иных материалов, содержащих информацию о правах и обязанностях граждан, способах защиты их законных интересов. В-третьих, содействие пополнению фонда библиотек юридическими изданиями. В-четвертых, реализация с органами государственной власти, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями, иными учреждениями и общественными объединениями совместных мероприятий, программ, проектов, направленных на распространение знаний о правах человека и способах их защиты.

Дополнительной задачей является развитие института общественных помощников Уполномоченного по правам человека в муниципальных образованиях области, особенно в тех, которые отдалены от областного центра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первый год деятельности показал, что в будущем году предстоит серьезная работа. Увеличение в конце года количества обращений граждан говорит о росте доверия населения к новому государственно-правовому институту - Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка. В 2011 году следует решить ряд задач.

Во-первых, это совершенствование работы по жалобам и обращениям граждан. Большое внимание предстоит уделить организации выездных приемов в муниципальных образованиях, находящихся в отдалении от областного центра. Каждый гражданин должен иметь возможность лично обратиться к Уполномоченному по вопросу защиты своих прав и законных интересов.

Во-вторых, это работа, связанная с распространением знаний о правах и свободах человека и гражданина и способах их защиты. В 2011 году планируется выпуск новых печатных материалов о защите прав человека, особенно о правах и законных интересах ребенка, проведение второго месячника правового просвещения, выпуск специальных докладов Уполномоченного.

В-третьих, расширение сферы взаимодействия с территориальным управлениями федеральных государственных органов, государственными органами области, а также органами местного самоуправления по вопросам государственной защиты прав человека и гражданина.

По итогам работы 2010 года хочется выразить благодарность за содействие и помощь в реализации Уполномоченным по правам человека своих задач:

- Губернатору области Н.Ю.Белых, заместителям Председателя Правительства области А.А.Галицких и А.В.Перескокову, Председателю Законодательного Собрания области В.А.Васильеву, депутатам и сотрудникам аппарата Законодательного Собрания, главе департамента финансов Е.В.Ковалевой, главе департамента образования А.М.Чурину, начальнику Государственной жилищной инспекции Кировской области А.И.Шиляеву;

- прокурору Кировской области С.П.Берижицкому, начальнику УФСИН России по Кировской области В.Ю.Таирову, начальнику Управления Федеральной миграционной службы по Кировской области К.А.Егорову, руководителю Государственной инспекции труда в Кировской области А.А.Бердинских, бывшему и действующему руководителям Управления Роспотребнадзора по Кировской области Г.Н.Грухиной и Е.А.Белоусовой, управляющему Отделением Пенсионного Фонда РФ по Кировской области Н.В.Пасынкову;

Наши рекомендации