V. Показатели оценки качества медицинской помощи

- удельный вес обслуженных по профилю вызовов, удельный вес экстренно госпитализированных, удельный вес отказов от госпитализаций, летальность на догоспитальном этапе, удельный вес расхождений диагнозов врача скорой медицинской помощи и врача стационара, показатели повышения квалификации и аттестации медицинских работников.

Больница скорой помощи -лечебно-профилактическое учреждение, которое обеспечивает круглосуточное оказание стационарной экстренной помощи населению при острых заболеваниях, травмах, несчастных случаях, отравлениях в обычных условиях и чрезвычайных ситуациях.

Больница СМП может создаваться в областных центрах и в городах с населением не менее 300 тыс. жителей.

Структура больницы скорой медицинской помощи:

- приемное отделение со справочно-информационной службой;

- диагностические подразделения;

- травмпункт;

- операционный блок;

- отделения анестезиологии и интенсивной терапии;

- специализированные клинические отделения;

- организационно-методический отдел (кабинет) и отдел медицинской

статистики;

- административно-хозяйственная часть;

- вспомогательные подразделения

Неотложная медицинская помощьоказывается дежурным врачом в поликлинике или по месту вызова больным с острыми или хроническими заболеваниями, находящимся на амбулаторном обслуживании территориальной поликлиникой.

Пункт (отделение) медицинской неотложной помощи является структурным подразделением территориальной поликлиники или амбулатории семейного врача, который оказывает неотложную медицинскую помощь пациентам на дому и при непосредственном обращении в ЛПУ, независимо от места проживания и регистрации.

Пункт создается и функционирует с целью эффективного использования ресурсов поликлиники в оказании медицинской неотложной помощи населению территории, что обслуживается одной или несколькими поликлиникой.

Виды пунктов неотложной помощи:

1. для взрослого населения - один круглосуточный врачебный пост на 30 тысяч взрослых жителей.

2. для детского населения - один круглосуточный врачебный пост на 20 тысяч детей в возрасте до 18 лет.

Штат Пункта, с учетом круглосуточного функционирования во все дни недели, должен предусматривать должности врача, подготовленного по специальности «медицина неотложных состояний», диспетчера, фельдшера, санитара.

Профильными для Пункта являются вызова к пациентам, которые находятся в помещениях в случаях:

- Возникновение острых заболеваний;

- Обострения хронических заболеваний;

- Ухудшение состояния пациентов, лечение которых проводится в домашних условиях (стационар на дому), а также для активного наблюдения за их состоянием в вечерне-ночное время;

- Передачи из Станции скорой медицинской помощи и медицины катастроф вызовов для выполнения или активного наблюдения за пациентами, которые после оказания экстренной медицинской помощи оставлены дома или отказались от госпитализации.

Пункт не проводит систематического лечения; не проводит дома и амбулаторно-плановых процедур лечения и амбулаторного приема пациентов, которые не нуждаются в неотложной помощи; не выполняет онконазначений, не проводит экспертизы алкогольного и наркотического опьянения, судебно-медицинских экспертиз и не делает по этим поводам разных выводов и не выдает справок.

Пункт может осуществлять выдачу в выходные и праздничные дни справок о смерти пациентов, листков временной неработоспособности сроком до 3 дней, назначения амбулаторного лечения и выписывания рецептов на медикаменты в ночное время, выходные и праздничные дни.

Теоретические вопросы (α=ІІ):

1. Определение понятия «экстренная медицинская помощь».

2. Организация службы скорой помощи в городах.

3. Структура станции скорой помощи. Место отдельных подразделений в ее работе.

4. Задачи станции (отделения) скорой медицинской помощи (СМП) и ее функции.

5. Бригада – основная функционально-составная часть станции. Виды бригад, их состав и задачи.

6. Учетные документы станций СМП, определение и анализ показателей их деятельности

7. Больница скорой медицинской помощи. Структура, задания и основные функции.

8. Роль службы скорой медицинской помощи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

9. Организация работы пунктов медицинской неотложной помощи, структура и штаты

4. Организация работы санитарно-эпидемиологической службы

В системы государственных учреждений и органов государственной власти особая функция относительно охраны здоровья, профилактики заболеваний и государственного надзора за выполнением законодательства в здравоохранении принадлежит Государственной санитарно-эпидемиологической службе Украины.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба – это органы, учреждения санитарно-эпидемиологического профиля Министерства здравоохранения Украины, соответствующие учреждения и подразделения Министерства обороны, Министерства внутренних дел.

Деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы базируется на принципах:

- государственный характер, что закреплено в законодательных документах;

- научно-плановая основа всех мероприятий;

- единство санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, что проявляется в том, чтонаряду с осуществлением в оперативном или в плановом порядке противоэпидемических мероприятий относительно ликвидации источников отдельной инфекции проводиться комплекс санитарных, оздоровительных и профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья;

- участие разных служб и ведомств в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

- участие в международном сотрудничестве по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами санитарного законодательства.

Основные задания государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

- Наблюдение за организацией и проведением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и физическими лицами санитарных и противоэпидемических мероприятий,

- Наблюдение за реализацией государственной политики по вопросам профилактики заболеваний населения, участие в разработке и контроль выполнения программ по предупреждению вредного влияния факторов окружающей среды и производственной среды на здоровье людей,

- Наблюдение за соблюдением санитарного законодательства,

- Наблюдение за выполнением рекомендаций и требований административных лиц СЭС,

- Проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы, выдача выводов и разрешений на проведение видов деятельности, предусмотренных Законом Украины «Про обеспечение санитарного и эпидемиологического благополучия населения»,

- Проведение гигиенической регламентации любого небезопасного фактора, присутствующего в среде жизнедеятельности человека, с целью установления и утверждения критериев их допустимого влияния на здоровье человека.

Основным актом, который регламентирует деятельность СЭС, является закон Украины «Об обеспечении государственного санитарного и эпидемиологического благополучия населения».

В соответствии со статьей 41 этого закона главным врачам и их помощникам предоставляются полномочия:

А) соблюдение санитарного законодательства,

Б) систематический анализ санитарной и эпидемиологической ситуации,

показателей здоровья населения, отдельных групп населения,

В) определение факторов, которые могут вредно влиять на здоровье населения,

Г) контроль по проведению санитарных и противоэпидемических

мероприятий, выполнение программ профилактики,

Д) разрешение отведения земельных участков под застройку,

Е) вынесение решений о необходимости проведения государственной

санитарно-гигиенической экспертизы,

З) разрешение на осуществление видов деятельности,

И) бесплатное получение от юридических лиц, граждан, которые ведут

деятельность, материалов и данных, которые характеризуют санитарное и

эпидемическое состояние объектов,

К) бесплатный отбор сырья, продукции, материалов для государственной

санитарно-гигиенической экспертизы,

Л) определение необходимости профилактических прививок и других

мероприятий профилактики при угрозе возникновения эпидемий, массовых

отравлений, радиационных поражений,

М) расследование причин и условий возникновения профессиональных или

групповых инфекционных болезней, отравлений, и подача материалов в

компетентные органы.

В результате нарушений санитарно-гигиенических норм и правил, предусмотренных законодательством, устанавливается дисциплинарная, административная и криминальная ответственность.

К деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы относят также:

- определение приоритетных мероприятий по профилактике заболеваний,

- изучение, оценка, прогнозирование показателей здоровья населения в зависимости от состояния окружающей среды,

- контроль за устранением причин и условий возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений, радиационных поражений людей,

- государственный учет инфекционных и профессиональных заболеваний и отравлений,

- выдача выводов государственной санитарно-гигиенической экспертизы относительно объектов, которые производят отходы,

- установление санитарно-гигиенических требований к продукции, которая вырабатывается с отходов, выдача гигиенического сертификата на нее,

- методическое обеспечение и осуществление контроля во время определения уровня безопасности отходов.

В соответствии с санитарным законодательством, предприятия, организации обязаны:

- обеспечивать лабораторный контроль за соблюдением требований к нормам относительно безопасности использования вредных для здоровья веществ и материалов,

- выдавать бесплатно по требованию СЭС образцы использованных веществ и материалов,

- исполнять распоряжения и указания административных лиц СЭС,

- исключать по требованию СЭС лиц, которые являются носителями инфекции,

- немедленно информировать органы СЭС при возникновении экстремальных событий и ситуаций, которые являются угрозой здоровью населения,

- возмещать гражданам и работникам ущерб, который был нанесен их здоровью в результате нарушения санитарного законодательства.

Различают предупредительный и текущий государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Предупредительный санитарно-эпидемиологический надзор - это гигиени-ческое и эпидемическое нормирование потенциально небезопасных для здоровья человека факторов, регламентация использования этих факторов, продукции в санитарных нормах и правилах, отраслевых и государственных стандартах;

- государственная санитарно-гигиеническая экспертиза новой продукции, технологии, сырья, документа на определение соответствия их критериям безопасности,

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при проектировании, реконструкции, строительстве разных объектов, при смене технологии производства или внедрении новых производственных процессов.

Важной составляющей деятельности санэпидслужбы является текущий санэпиднадзор за многочисленными объектами, размещенными на конкретной территории.

Целью его является контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил на действующих предприятиях, учреждениях, организациях, детских учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях.

По оценке санитарно-гигиенического состояния объекты государственного санэпиднадзора делятся на 3 группы:

Первая группа - санитарное состояние отвечает санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим нормативам, отсутствует превышение критически допустимых уровней и концентраций вредных веществ.

Вторая группа - санитарное состояние не отвечает санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим нормативам, отсутствует превышение критически допустимых уровней и концентраций вредных веществ.

Третья группа - санитарное состояние не отвечает санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим нормативам, имеет место превышение критически допустимых уровней и концентраций вредных веществ.

При осуществлении текущего санэпиднаблюдения заполняют :

- акт санитарного обследования,

- акты отбора проб воды, пищевых продуктов, кулинарных изделий,

- акт расследования профотравлений и профзаболеваний,

- протоколы исследований питьевой воды, воздуха, воздуха населенных пунктов, грунта, воздуха закрытых помещений, измерение шума, вибрации.

Проводя санитарно-эпидемиологическое исследование, врачи-гигиенисты и эпидемиологи в своей деятельности используют следующие методы:

- динамическое санитарное и эпидемиологическое наблюдение за территорией,

объектами,

- лабораторные и инструментальные исследования,

- экспертные оценки санитарно-эпидемической ситуации,

- биостатистический метод,

- социологический метод.

Таким образом, работу врачей СЭС можно разделить по таким разделам:

1. Контрольная работа - это осуществление государственного предупредитель-ного и текущего санэпиднаблюдения;

2. Консультативная работа заключается в проведении консультаций разных ведомств по вопросам охраны окружающей среды, профилактики инфекционных заболеваний, предоставлении юридическим и физическим лицам информации о санитарно-эпидемической ситуации.

3. Организационно-методическая работа.

4. Научно-практическая работа.

5. Нормативная работа - это разработка и утверждение санитарных правил, гигиенических нормативов, проведение санитарно-гигиенической экспертизы.

Структурное распределение государственной санитарно-эпидемиологической службы имеет свои особенности и это полностью государственное учреждение, которое подчинено государству.

Учреждения СЭС активно сотрудничают с лечебно-профилактическими учреждениями в плане противоэпидемической работы и профилактической работы.

Например, обязанности СЭС и лечебных учреждений относительно противоэпидемической работы (табл. 1).

Таблица 1

Наши рекомендации