Общие цели прохождения производственной практики
Клинические навыки (студент должен уметь):
— при написании истории болезни и проведении объективного обследования сосредоточить внимание на основных клинических симптомах заболевания;
— выделить основной синдром для проведения дифференциального поиска;
— написать план обследования пациента, оформить индивидуальный лист врачебных назначений при заболеваниях терапевтического профиля;
— диагностировать осложнения заболеваний, сопровождающихся временной и стойкой потерей трудоспособности и обсуждать эти проблемы с позиций пациента, семьи, общества;
— владеть практическими навыками, предусмотренными программой обучения;
— уверенно разговаривать с пациентами и их родственниками.
Административные навыки:
— разборчивое и аккуратное ведение истории болезни стационарного больного;
— оформление направления к специалисту;
— заполнение листа назначений;
— оформление больничного листа;
— заполнение истории болезни вновь поступившего больного;
— оформление эпикриза и выписных листов;
— заполнение свидетельства о смерти;
— планирование госпитализации и выписки пациентов.
Информационные навыки (на основе принципов доказательной медицины):
— уметь работать с источниками медицинской информации (библиотека, электронная библиотека, электронные базы данных, Медлайн, Интернет);
— уметь найти и клинически оценить медицинскую информацию, помогающую в выборе клинических решений;
— знать основы доказательной медицины.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ ПО ТЕРАПИИ
Производственная практика по терапии включает три блока общей продолжительностью 18 дней.
Блок I. Стационар (терапевтическое отделение). Длительность практики 14 дней в режиме 6-ти дневной рабочей недели (с 8.00 до 14.00 без перерыва на обед).
Работа основывается на теоретических знаниях и практических навыках, приобретенных студентами за предыдущее время обучения в университете, но с большей ответственностью за результаты самостоятельной работы, с использованием дневника производственной практики для контроля за обучением. Студенты в стационаре распределяются по палатам для работы под руководством врачей-ординаторов и должны не только наблюдать за течением болезни, но и помогать врачу-ординатору в исполнении таких обязанностей как организация исследований и направление к врачу-специалисту. Они также курируют пациентов (под наблюдением), оформляют истории болезни при поступлении и выписке из стационара, обсуждают и заполняют план обследования пациента и лист назначений. Студенты имеют возможность присутствовать на всех экстренных и плановых лечебных процедурах стационара и посещают утренние и паталого-анатомические конференции, присутствуют при проведении секционных исследований.
Дневник ежедневно подписывается заведующим отделением и врачом-ординатором.
В стационаре также выполняются два ночных дежурства, которые фиксируются в дневнике с указанием аналогичных данных (см. «Станция скорой медицинской помощи»).
Студент должен знать (основные цели обучения):
— идентификацию жалоб пациента и выделение основного клинического синдрома;
— формулировку предварительных диагнозов заболевания;
— правильное оформление окончательного диагноза заболевания;
— организацию необходимого лабораторного и инструментального дообследования пациента;
— интерпретацию полученных при обследовании результатов;
— ориентировочный алгоритм посиндромной диагностики;
— показания и противопоказания для проведения специальных методов диагностики (велоэргометрия, фармакологические пробы для верификации ИБС и др.);
— правильное прописывание лекарственных средств, предусмотренных программой обучения, побочные реакции;
— показания и противопоказания для проведения трансфузий плазмы и препаратов крови;
— основные практические навыки, указанные в программе обучения IV курса;
— показания к госпитализации в стационар при основных терапевтических заболеваниях.
Студент должен уметь (существенные цели обучения):
— распознать тяжелобольного пациента и направить его к соответствующему специалисту;
— выполнять некоторые административные задачи (под руководством, см. перечень, приведенный выше);
— объяснить организацию медицинской помощи в стационаре;
— прокомментировать этические аспекты оказания медицинской помощи;
— проявить знание принципов здорового образа жизни и профилактических мероприятий;
— реализовать теоретические знания на практике;
— чутко общаться с пациентами и их родственниками, умело выслушивать их;
— объяснить манипуляции пациентам и/или их родственникам, убедиться в их понимании;
— преодолевать трудные ситуации, включая жалобы, сообщение плохих известий, общение с напористыми и раздраженными пациентами.
Студент должен иметь практический навык:
— оценки и описания состояния закрепленных за ними больных в палатах;
— участия в оказании неотложной помощи, включая реанимацию;
— интерпретации результатов исследований и назначения соответствующего плана лечения пациента;
— овладения основными практическими навыками, предусмотренными программой обучения;
— посещения утренних ежедневных врачебных конференций и обходов сотрудников кафедры;
— ведения больных в палатах (под наблюдением);
— выполнения административных функций (под наблюдением).
Манипуляции, выполняемые студентом:
— снятие ЭКГ;
— измерение артериального давления;
— контроль и обеспечение трансфузий плазмы и препаратов крови.
Процедуры для наблюдения:
— ЭКГ при нагрузке;
— эхокардиография с допплером;
— введение дренажа в грудную полость;
— катетеризация мочевого пузыря;
— дуплексное сканирование сонной артерии;
— бронхоскопия;
— аспирация жидкости из плевральной или брюшной полости;
— эзофагогастродуоденоскопия;
— компьютерная томография;
— вскрытие трупа.
Блок II. Поликлиника (терапевтическое отделение). Длительность практики 3 дня. Включает работу с участковым терапевтом на приеме и на участке (посещение больных на дому). Выполненная работа заносится в дневник производственной практики, который подписывается участковым терапевтом.
Студент должен знать:
— критерии стойкой и временной нетрудоспособности;
— показания для направления пациентов на МРЭК, ВКК;
— правила выдачи и оформления больничного листа;
— принципы фармакотерапии терапевтических заболеваний, предусмотренных программой;
— безопасное и рациональное назначение следующих групп лекарственных средств: антигипертензивные (β-адреноблокаторы, симпатолитики, ингибиторы АПФ, антагонисты рецепторов ангиотензина II, блокаторы кальциевых каналов); средства, применяемые при нарушениях ритма и проводимости; антиангинальные препараты (периферические вазодилататоры; препараты, увеличивающие продолжительность потенциала действия; антиагреганты, антикоагулянты); средства, применяемые при хронической сердечной недостаточности (диуретики, сердечные гликозиды); антибиотики; стероидные и нестероидные противовоспалительные препараты; противоязвенные и противодиарейные лекарства; препараты, нормализующие микрофлору кишечника.
Студент должен уметь:
— проводить клиническое обследование, направленное на выявление физических нарушений, способствующих потере трудоспособности;
— проводить оценку, лечение и организацию ухода на дому при хронических заболеваниях (ИБС, бронхиальная астма и др.);
— объяснить организацию медицинской помощи в поликлинике;
— верифицировать критерии временной и стойкой потери трудоспособности;
— оформить больничный лист.
Студент должен иметь практический навык:
— каких пациентов следует лечить и когда начинать амбулаторное лечение;
— какие лекарства применять в первую очередь и как они прописываются;
— как следует контролировать эффективность и токсичность лекарственных средств;
— когда следует прекратить или изменить лечение, или прибегнуть к дополнительным лекарственным средствам.
Блок III. Станция скорой медицинской помощи.Одно дежурство с бригадой (линейной или специализированной, например, кардиологической) в качестве третьего члена команды длительностью 12 часов (с 8.00 до 20.00).
В дневнике отмечается: Ф.И.О. пациента; возраст; адрес; причина вызова; время, затраченное на обслуживание пациента; диагноз заболевания; оказанная неотложная помощь; тактика врача (госпитализация в стационар; амбулаторное лечение).
Оформленный дневник подписывается врачом скорой помощи.
Студент должен знать экстренную медицинскую помощь при нижеперечисленных состояниях и заболеваниях.
Состояния:
— острая боль в груди (оценка и контроль);
— приступ бронхиальной астмы;
— острое желудочно-кишечное кровотечение;
— острый коронарный синдром;
— острый инфаркт миокарда;
— диабетические комы;
— интоксикационный синдром;
— острый живот;
— сосудистая недостаточность/шок;
— анафилактический шок;
— острое отравление;
— боль в груди;
— одышка;
— стридор;
— спутанность и потеря сознания;
— сильная головная боль;
— анурия;
— болезненная и(или) отечная нижняя конечность.
Общие проявления заболевания:
— утомление и недомогание;
— потеря и(или) увеличение веса;
— потеря аппетита;
— жажда, полиурия;
— лихорадка;
— лимфоаденопатия;
— зуд.
Желудочно-кишечная система:
— дисфагия;
— диспепсия;
— тошнота и рвота;
— гематомезис и мелена.
Боль в животе:
— желтуха;
— опухолевидное образование;
— изменения в кишечных оправлениях;
— запор/диарея;
— ректальное кровотечение.
Респираторная система:
— дисфония и изменение голоса;
— острая и хроническая одышка;
— свистящее дыхание, хронический кашель;
— кровохарканье.
Сердечно-сосудистая система:
— гипертензия;
— боль в груди, учащенное сердцебиение;
— отек суставов;
— динамическое нарушение кровообращения в конечности и боль, возникающая в покое.
Мочевыделительная система:
— дизурия, полиурия;
— учащенное мочеиспускание;
— недержание мочи;
— острая задержка мочи;
— протеинурия;
— гематурия;
— отек мошонки.
Умирающий пациент:
— сообщение плохих новостей;
— паллиативное лечение, включая снятие болевого синдрома.
Студент должен уметь:
— выделить основной клинический синдром при обследовании пациента, предполагающий неотложную помощь;
— выполнить сбор анамнеза, используя все доступные источники информации;
— обсудить диагноз ургентного заболевания с врачом скорой и неотложной медицинской помощи;
— оказать неотложную помощь в экстренных ситуациях;
— обсуждать диагноз и лечение острых и хронических заболеваний внутренних органов;
— давать советы по профилактике заболеваний;
— объяснить организацию работы станции скорой медицинской помощи.
Студент должен иметь практический навык:
— оценки состояния пациента и распознавания основного клинического симптомокомплекса;
— идентификации жалоб больного, позволяющих поставить диагноз неотложного состояния;
— проведения объективного обследования;
— оказания ургентной помощи при заболеваниях терапевтического профиля;
— обсуждения диагностического поиска и плана дальнейшей медикаментозной коррекции.
Кроме того, производственная практика предполагает приобретение коммуникативных навыков, использование на практике медицинской этики, основ доказательной медицины, знание организации здравоохранения, стандартов лабораторной и инструментальной диагностики (интерпретация общего анализа мочи, крови, биохимических анализов, рентгенограмм и пр.).