Формулы образования изъявительного наклонения

I, II спряжения - основа + окончание

Signare I спряжение, основа signa, signat – обозначает(он, она,оно)

signant – обозначают(они)

signatur – обозначается(он, она, оно)

signantur - обозначаются (они)

Miscere, II спряжение - основа misce, miscet – смешивает

miscent – смешивают

miscetur – смешивается

miscentur – смешиваются

III спряжение ед.ч. основа + i + окончание

Мн.ч. основа + u + окончание

Dividere, III спряжение – основа divid, dividit – разделяет

Dividunt – разделяют

Dividitur – разделяется

Dividuntur – разделяются

IV спряжение ед.ч. основа + окончание

Мн.ч. основа + u + окончание

Audire, IV спряжение – основа audi, audi – слушает

Audiunt – слушают

Auditur – слушается Audiuntur – слушаются

В латинском языке личные местоимения в качестве подлежащего обычно не употребляются, но при переводе на русский язык их необходимо добавлять. Например, miscent – они смешивают. Однако при противопоставлении действия личные местоимения употребляются. Например, ego dico, tu audis – я говорю, ты слушаешь.

Глагол esse – быть

1 л. Sum – я есть sumus – мы есть

2 л. Es – ты есть estis - вы есть

3 л. Est – он есть sunt – они есть

В современном русском языке вспомогательный глагол «быть» в настоящем времени как составная часть сказуемого обычно опускается, в латинском же языке он обязательно употребляется, например:

Medicus sum – я – врач

Zincum metallum est – цинк – металл

Обратите внимание на то, что в латинском языке сказуемое (глагол) обычно ставится в конце предложения.

Упражнение 6. Переведите письменно следующие предложения

  1. Medicus medicamentum dat.
  2. Collega medicus est.
  3. Collegae pharmaceutae sunt.
  4. Medicus auscultat.
  5. Bene auscultate.
  6. Medicamentum praescribitur.
  7. Medicus bene dignoscit, bene curat.
  8. Aegrotus medicamentum sumit.
  9. Decoctum filtratur.
  10. Tinctura datur.

Изучив тему, выполнив упражнения на закрепление, проверьте свои знания, ответив на следующие вопросы

  1. Сколько спряжений глагола в латинском языке?
  2. Как определяется спряжение глагола?
  3. Как определить основу глагола?
  4. Как образуется повелительное наклонение единственного числа?
  5. Вспомните рецептурные формулировки с глаголами в повелительном и сослагательном наклонении.


Если какой-либо из вопросов представляет для Вас сложность, вернитесь ещё раз к информационной части и проработайте нужный раздел.

Уважаемые студенты!

Вам предстоит изучить материал тем «Имя существительное», «Имя прилагательное». Начните с подробного конспекта, выполните упражнения по закреплению материала, проверьте правильность выполнения закрепляющих упражнений по эталону ответов, затем для определения степени усвоения материала ответьте на вопросы, предложенные в конце каждой темы. Если Вы затрудняетесь ответить на какой-либо из вопросов, вернитесь ещё раз к теоретическому материалу.

Темы «Имя существительное», «Имя прилагательное» являются очень важными для Вашей будущей специальности и самыми объемными в курсе дисциплины. Результатом овладения латинским языком являются умение читать и знание большого количества терминов: анатомических, клинических, фармакологических, а так же грамотное оформление рецептурной строки. Все термины выражены именем существительным, а в рецептурной строке оно часто употребляется с именем прилагательным. Это значит, что хорошо изучив выше перечисленные разделы, Вы получите те знания и умения, которые предусматривает Государственный стандарт.

Помните, что стать хорошим специалистом может лишь тот, кто овладеет интрапрофессиональным языком медицины – латинским.

Цель самоподготовки:

Изучив темы вышеназванных разделов, Вы будете

Знать: - грамматические категории существительных;

- правило определения основы, рода, склонения существительных;

- словарную форму существительных;

- что такое несогласованное определение, как оно образуется и

какую роль играет в фармакологии и анатомии;

- основные признаки существительных 1-го, 2-го, 3 –его, 4-го, 5-го

склонений;

- падежные окончания именительного и родительного падежей;

- типы склонения греческих существительных на –е, -on;

- правило образования несогласованных определений;

- грамматические категории прилагательных;

- группы прилагательных и типы склонения прилагательных I-II

группы;

- алгоритм согласования существительных 1-5 склонений с

прилагательными I, II группы;

- правило образования степеней сравнения прилагательных (только

для специальности «Фармация»).

Уметь: - определять тип склонения, род и основу существительных по

словарной форме;

- склонять существительные 1-5 склонений;

- употреблять латинские предлоги в предложениях и

профессиональных выражениях;

- образовывать несогласованные определения, переводить их на

русский язык;

- объяснять словарную форму прилагательных I, II группы;

- склонять прилагательные;

- согласовывать существительные 1-5 склонений с

прилагательными I-II группы;

- образовывать и употреблять в рецептурной строке и в

профессиональных фразах степени сравнения прилагательных

(только для специальности «Фармация»)

Информацию по темам Вы можете найти в учебниках:

1. Ю. И. Городкова. Латинский язык для учащихся медицинских и фармацевтических училищ. Ростов н/Д, Феникс, 2000

2. Э.М. Кахацкая. Основы латинского языка и медицинской терминологии. М., АНМИ, 2001

Наши рекомендации