Современное состояние службы скорой медицинской помощи в российской федерации

С.Ф. Багненко, А.Г. Мирошниченко, И.П. Миннуллин, Н.В. Разумный, И.М. Барсукова, Р. Р. Алимов

Целью государственной политики в области здравоохранения служит улучшение состояния здоровья населения через обеспечение доступности качествен-

ной медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг. Одно из направлений развития здравоохранения сегодня - это развитие и совершенствование системы СМП.

Состояние СМП сегодня рассматривается как фактор национальной безопасности. Особая роль данного сектора здравоохранения обусловлена следующими обстоятельствами:

• за медицинской помощью по поводу неотложных состояний ежегодно обращается каждый 3-й житель страны;

• каждого 10-го госпитализируют по экстренным показаниям;

• более 60% объема стационарной помощи оказывают в неотложном порядке;

• более 90% больничной летальности связано с экстренным характером госпитализации больных и пострадавших;

• неотложные патологические состояния, травмы и отравления занимают 1-е место среди причин смерти у лиц трудоспособного возраста.

Современное состояние службы СМП в Российской Федерации характеризуется следующими тенденциями: согласно данным из формы отраслевой статистической отчетности № 40 «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи» с 2009 по 2012 г. наблюдается небольшое снижение количества выполненных выездов бригад СМП - с 47,9 млн до 47,2 млн. Также за этот же период произошло уменьшение числа пациентов, которым была оказана СМП, - с 48,15 млн до 47,5 млн.

За последние годы в кадровом составе службы СМП Российской Федерации наблюдаются следующие изменения:

• общее число работников СМП выросло на 2% (с 166 697 в 2009 г. до 169 949 в 2012 г.);

• количество врачей СМП снизилось почти на 9% (с 19 575 в 2009 г. до 17 877 в 2012 г.);

• число средних медицинских работников СМП

выросло на 3,3% (с 85 212 в 2009 г. до 88 023 в 2012 г.);

• количество младших медицинских работников СМП возросло примерно на 8% (с 15 057 в 2009 г. до 16 295 в 2012 г.);

• число водителей СМП практически не изменилось.

Парк автомобилей СМП характеризуется следующим показателем: автомобили со сроком эксплуатации более пяти лет составляют более 60%, в то время как в 2009 г. таких автомобилей была пятая часть от общего числа. Отмечается снижение удельного веса выездов бригад СМП со временем доезда до места

вызова до 20 мин с 82,1% в 2009 г. до 80,7% в 2012 г.

Следует отметить продолжающийся рост числа отделений (станций) СМП, оснащенных автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов, доля которых в 2012 г. составила более 20%.

Перечисленные тенденции, отражающие развитие системы оказания СМП, обусловили перспективные направления этой службы.

За последнее время было предпринято несколько шагов в направлении совершенствования системы оказания СМП в Российской Федерации:

• утвержден Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 г. № 388н, зарегистрирован в Минюсте России

16.08.2013 г. № 29422);

• вышло распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 2511-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Одним из нововведений, утверждаемых приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», стали Правила организации деятельности выездной бригады СМП. Согласно этим правилам, бригады СМП по своему профилю подразделяются на общепрофильные, специализированные, экстренные консультативные, акушерские, авиамедицинские.

При этом специализированные выездные бригады СМП подразделяются на бригады анестезиологии-реанимации, педиатрические, педиатрические анестезиологии-реанимации, психиатрические, акушерско-гинекологические.

Выездные бригады СМП создаются с учетом необходимости обеспечения круглосуточной посменной работы, численности населения, среднего радиуса территории обслуживания, средней нагрузки на одну бригаду СМП в сутки, коэффициента загрузки бригад

СМП.

Фельдшерская общепрофильная выездная бригада СМП включает:

• либо одного фельдшера СМП и одного фельдшера-водителя СМП;

• либо двух фельдшеров СМП и одного санитара-водителя;

• либо двух фельдшеров СМП и одного водителя;

• либо двух фельдшеров-водителей СМП (с использованием автомобиля СМП класса «А» или «В»).

Врачебная общепрофильная выездная бригада СМП включает:

• либо одного врача СМП и одного фельдшера-водителя СМП;

• либо одного врача СМП, одного фельдшера СМП и одного санитара-водителя;

• либо одного врача СМП, одного фельдшера СМП и одного водителя (с использованием автомобиля СМП класса «В»).

Специализированная выездная бригада СМП анестезиологии-реанимации, педиатрическая специализированная выездная бригада СМП анестезиологии-реанимации включает:

• либо одного врача СМП (врача-специалиста по специальности, соответствующей профилю бригады СМП), двух специалистов со средним медицинским образованием (фельдшер СМП или медицинская сестра-анестезист) и одного санитара-водителя;

• либо одного врача СМП (врача-специалиста по специальности, соответствующей профилю бригады СМП), двух специалистов со средним

медицинским образованием (фельдшер СМП или медицинская сестра-анестезист) и одного водителя;

• либо одного врача СМП (врача-специалиста по специальности, соответствующей профилю бригады СМП), одного специалиста со средним медицинским образованием (фельдшер СМП или медицинская сестра-анестезист) и одного фельдшера-водителя СМП (с использованием автомобиля СМП класса «С» соответствующего профиля).

Психиатрическая специализированная выездная бригада СМП, педиатрическая специализированная выездная бригада СМП, акушерско-гинекологическая специализированная выездная бригада СМП включает:

• либо одного врача СМП (врача-специалиста по специальности, соответствующей профилю бригады СМП), двух фельдшеров СМП и одного санитара-водителя;

• либо одного врача СМП (врача-специалиста по специальности, соответствующей профилю бригады СМП), двух фельдшеров СМП и одного водителя;

• либо одного врача СМП (врача-специалиста по специальности, соответствующей профилю бригады СМП), одного фельдшера СМП и одного фельдшера-водителя СМП (с использованием автомобиля СМП класса «С» соответствующего профиля).

Акушерская выездная бригада СМП включает:

• либо одного акушера и одного санитара-водителя;

• либо одного акушера и одного водителя (с использованием автомобиля СМП класса «А» или «В»).

Выездная экстренная консультативная бригада СМП включает:

• либо врача-специалиста (консультанта) отделения экстренной консультативной СМП медицинской организации, двух специалистов со средним медицинским образованием (фельдшер СМП или медицинская сестра-анестезист) и одного санитара-водителя;

• либо врача-специалиста (консультанта) отделения экстренной консультативной СМП медицинской организации, двух специалистов со средним медицинским образованием (фельдшер СМП или медицинская сестра-анестезист) и одного водителя;

• либо врача-специалиста (консультанта) отделения экстренной консультативной СМП медицинской организации, одного специалиста со средним медицинским образованием (фельдшер СМП или медицинская сестра-анестезист) и одного фельдшера-водителя СМП (с использованием автомобиля СМП класса «С» соответствующего профиля).

Авиамедицинская выездная бригада СМП включает не менее одного врача СМП или врача анестезиолога-реаниматолога и не менее одного специалиста со средним медицинским образованием (фельдшер СМП или медицинская сестра-анестезист).

Кроме правил организации деятельности выездной бригады СМП, особого внимания заслуживает утверждение Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, правил организации деятельности стационарного отделения СМП, рекомендуемых штатных нормативов стационарного отделения СМП и стандарта оснащения стационарного отделения СМП больницы.

Опыт зарубежных стран убеждает, что оптимальным вариантом организации приема экстренных больных в стационаре является создание на госпитальном этапе стационарного отделения СМП (emergency department), в котором осуществляется оказание СМП в стационарных условиях. Подобные отделения (emergency departments) широко распространены в США и странах Евросоюза, при этом они имеют схожую структуру, одинаковые принципы работы, стандартное оснащение.

В Российской Федерации стационарное отделение СМП должно создаваться как структурное подразделение медицинской организации коечной мощностью не менее 400 коек при условии ежедневного круглосуточного поступления не менее 50 больных (пострадавших) для оказания СМП. Оно также может быть создано путем преобразования функционирующего отделения СМП медицинской организации с числом коек не менее 400 при условии ежедневного круглосуточного поступления не менее 50 больных (пострадавших) для оказания СМП.

Основными принципами работы стационарного отделения СМП, отличающими его от большинства приемных отделений стационаров, можно назвать:

• сортировку поступающих пациентов не по профилю (хирургические, терапевтические, травматологические, гинекологические и др.) и полу, а по тяжести состояния;

• наличие современной, компактно расположенной, территориально приближенной к поступающим пациентам лечебно-диагностической службы, работающей в круглосуточном режиме и обеспечивающей рациональное движение потоков пациентов;

• готовность к оказанию СМП на догоспитальном этапе выездными бригадами СМП и к обеспечению медицинской эвакуации пациентов;

• оказание медицинской помощи в стационарном отделении СМП врачами по специальности «Скорая медицинская помощь».

Кроме того, в целях развития СМП в условиях стационара в неотложной форме признано целесообразным обеспечить возможность оказания СМП в неотложной форме в стационарных отделениях СМП на базе центральных районных больниц, не относящихся к межмуниципальным центрам, пациентам легкой степени тяжести, которые не нуждаются в оказании специализированной медицинской помощи. Для реализации данной цели в структуру центральных районных больниц, которые служат межмуниципальными центрами, должны войти ближайшие центральные районные больницы. Объединив в своем составе центральные районные больницы, межмуниципальные центры смогут перенаправить на себя потоки поступающих по экстренным показаниям пациентов средней степени

тяжести и тяжелых пациентов. При этом пациенты легкой степени тяжести, способные самостоятельно передвигаться, находящиеся в удовлетворительном состоянии, имеющие незначительные и компенсированные функциональные расстройства, могли бы направляться в ближайшие центральные районные больницы, входящие в структуру межмуниципального центра. Для этого в составе ближайших центральных районных больниц, входящих в структуру межмуниципального центра, кроме отделения анестезиологии-реанимации, хирургического и терапевтического отделений, также должно быть организовано стационарное отделение СМП. В таком стационарном отделении СМП могла бы оказываться скорая помощь в неотложной форме пациентам легкой степени тяжести, которым была бы обеспечена возможность предоставления основных лечебно-диагностических медицинских услуг в круглосуточном режиме (в частности, медицинских услуг клинической лабораторной диагностики, ультразвукового исследования, рентгенографии и др.), а также, при наличии показаний, госпитализации в стационар на срок до 3-4 сут.

Наши рекомендации