Модель В. Хендерсон (потребностей)

Модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966), акцентирует внимание сестринского персонала на биологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных условий этой модели – участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

Модель Н. Роупер (проявлений повседневной жизнедеятельности).

Модель, предложенная Н. Роупер в 1976г., дополненная в 80-е оды В. Логан и А. Тайэрни, была построена на достижениях в области физиологии, психологии и сестринского дела. Ею, так же, как и В. Хендерсон, использован определенный перечень потребностей, присущих всем людям. Она считает, что сестра должна сосредоточить свое внимание на наблюдаемых сторонах поведения человека, а оценка успешности сестринской деятельности основывается на видимых, измеряемых и поддающихся оценке результатах.

Модель Д. Джонсон (поведенческая).

В своей модели Д. Джонсон (1968) в отличие от В. Хендерсон и Н. Роупер предлагает радикально уйти от врачебных представлений о человеке и сосредоточить сестринскую помощь на поведении людей, а не на их потребностях.

Адаптационная модель сестринского дела К. Рой.

Модель К. Рой (1976) тоже использует достижения в области физиологии и социологии. Пациент, считает К. Рой, это индивид, имеющий набор взаимосвязанных биологической, психологической и социальной систем, влияющих на поведение.

К. Рой полагает, что как для физических, так и для психологических систем существует состояние относительного равновесия, которого стремиться достичь человек, т.е. это какой-то диапазон состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален. Согласно модели – есть уровень адаптации, а все раздражители, попадающие в этот диапазон, встречают более благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся за его пределом. Потребность в сестринском уходе возникает в том случае, когда в окружении человека недостаток средств и возможностей для использования того или иного способа адаптации.

Модель Д. Орэм (дефицита самоухода).

Модель, предложенная Д. Орэм (1971), в отличие от моделей Д. Джонсон и К. Рой, рассматривает человека как единое целое. Она основана на принципах самоухода, который определяется как «…деятельность по сохранению жизни, здоровья и благополучия, которую люди начинают и осуществляют самостоятельно…».

В модели Д. Орэм уделяется большое внимание личной ответственности человека за состояние собственного здоровья. Однако придается большое значение и сестринскому вмешательству для профилактики заболеваний, травм и обучения. Взрослые люди должны рассчитывать на себя и нести определенную ответственность за своих иждивенцев.

Их объединяет:

1) пациент как один из объектов деятельности сестринского персонала;

2) источник проблем пациента;

3) цель ухода;

4) направленность сестринского вмешательства;

5) способы сестринского вмешательства;

6) роль сестры;

7) оценка качества и результатов ухода.

Проверь себя

1. Что такое сестринский процесс?

2. Назовите этапы сестринского процесса?

3. Опишите 1 этап сестринского процесса.

4. Опишите 2 этап сестринского процесса.

5. Опишите 3 этап сестринского процесса.

6. Опишите 4 этап сестринского процесса.

7. Опишите 5 этап сестринского процесса.

8. Назовите методы обследования, необходимые для сбора информации.

9. Что такое сестринский диагноз?

10. Что такое сестринское вмешательство?

11. Формы сестринского вмешательства.

12. Назовите принципы ведения документации.

13. Охарактеризуйте модель Хендерсон.

14. Охарактеризуйте модель Рой.

15. Охарактеризуйте модель Орэм.

16. Охарактеризуйте модель Роупер.

17. Охарактеризуйте модель Джонсон.

Тема №5: «Сестринский процесс. Этапы сестринского процесса. Модели сестринского процесса. Сестринские стандарты»

План лекции №14:

v классификация потребностей человека по А.Маслоу. Основные жизненно-важные потребности пациента (определение и основные характеристики);

v сестринская теория потребностей человека;

v методика обучения пациента и членов его семьи вопросам самоухода и ухода;

v стандарты сестринского дела.

Потребность — это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в вос­приятии человека, который он испытывает на протяже­нии всей своей жизни.

Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице.

Американский психофизиолог А.Маслоу, русского про­исхождения, в 1954 году создал иерархическую модель мотивации, предложив следующую классификацию потребностей. Пирамида состоит из пяти видов потребностей: физиологических, в защищенности и безопасности, в принадлежности к социальной группе, в уважении и признании, в самовыражении.

I ступень физиологических потребностей или потребностей выживания:

1. Дышать.

2. Есть.

3. Пить.

4. Выделять.

5. Спать, отдыхать.

Физиологические потребности – самые жизненноважные, самые мощные из всех потребностей, они обладают самой большой движущей силой по сравнению со всеми прочими потребностями. На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим прежде всего потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный. Если все потребности человека не удовлетворены, если в организме доминируют физиологические потребности, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком.

II ступень потребнос­тей, обеспечивающих собственную безопасность, защиту от природных стихий, болезней, стрессов.

После удовлетворения физиологических потребностей, появления излишков, человек осознает необходимость защитить нажитое имущество, он нуждается в гарантии собственной безопасности и свободы. в этот момент основание пирамиды кажется чем-то готовым и незыблемым. Потребность в еде угасает, на первый план становится забота о личной безопасности.

6. Быть чистым.

7. Одеваться, раздеваться.

8. Поддерживать температуру.

9. Быть здоровым.

10.Избегать опасности.

11.Двигаться.

III ступень: иметь опору в жизни, принадлежать обществу, семье, быть понятым и принятым, уважаемым.

Потребность в принадлежности к социальной группе – человек как никогда ощущает нехватку друзей, отсутствие любимого, жены, детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека, он может не помнить о том, что когда-то терпел нужду и был постоянно голоден.

12. Общаться

IV ступень: иметь жизненные ценности в работе, жизни, се­мье, стремление к красоте, по­рядку – потребность в уважении и признании.

13. Достижения успеха.

V ступень: вершина пирамиды Маслоу, утверждающая, что чело­век — разумное существо, развитие личности.

Потребность в самовыражении – объединяет все остальные нужды и желания современного человека, здесь любовь и творчество, религия и нравственные нормы, мораль и право.

14. Играть, учиться, работать.

Наши рекомендации