Подстанция скорой медицинской помощи

Лекция № 8 Неотложная медицинская помощь.

Права и обязанности медицинских работников по оказанию НМП.

РБ оказание скорой медицинской помощи осуществляется станциями скорой медицинской помощи или отделениями при больницах в городах и в сельской местности. Станции скорой медицинской помощи организуются в городах, районных центрах с населением свыше 50 тыс., являются самостоятельными лечебно-профилактическими учреждениями или входят в состав городских больниц скорой медицинской помощи на правах структурного подразделения. В городах с меньшей численностью населения имеются отделения скорой медицинской помощи при городских, центральных районных и других больницах. В отдаленных и труднодоступных районах скорая медицинская помощь оказывается также в ряде случаев силами отделений экстренной и плановой консультативной медпомощи областных (больниц.

Станция, выполняющая от 75 тысяч и более вызовов в год, считается станцией первой категории, от 50 тысяч до 75 тысяч — второй категории, от 25 тысяч до 50 тысяч — третьей категории и, наконец, от 10 тысяч до 25 тысяч — четвёртой категории.
Станции первой и второй категории являются самостоятельными учреждениями и в своей работе подотчётны непосредственно муниципальному (городскому) органу здравоохранения. Станции третьей и четвёртой категории организуются при крупных городских и центральных районных больницах и работают на правах отделений этих лечебно-профилактических учреждений.

Общая характеристика СМП

Характерными чертами, принципиально отличающими скорую медицинскую помощь от других видов медицинской помощи, являются:

· безотлагательный характер ее предоставления в случаях оказания экстренной медицинской помощи и отсроченный — при неотложных состояниях(неотложная медицинская помощь);

· безотказный характер ее предоставления;

· бесплатный порядок оказания СМП;

· диагностическая неопределенность в условиях дефицита времени;

· выраженная социальная значимость.

Условия оказания скорой медицинской помощи:

· вне медицинской организации (по месту вызова бригады, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

· амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

· стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное наблюдение и лечение).

Основная задача СМП

- это оказание помощи гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях).

Основные функцииСМП:
1. круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, в том числе при катастрофах и стихийных бедствиях.

2. Осуществление своевременной транспортировки больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи.

3. Оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию скорой медицинской помощи, в кабинете для приема амбулаторных больных.

4. Извещение муниципальных органов управления здравоохранением обо всех чрезвычайных ситуациях и несчастных случаях в зоне обслуживания станции скорой медицинской помощи.

5. Обеспечение равномерного комплектования выездных бригад скорой медицинской помощи медицинским персоналом по всем сменам и полное обеспечение их согласно примерному перечню оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи.

Структура СМП.

1.Станция скорой медицинской помощи

2.Отделение скорой медицинской помощи

3.Больница скорой медицинской помощи

4.Отделение экстренной медицинской помощи

Станция скорой медицинской помощи.

Станция скорой медицинской помощи может работать в 2 режимах:

  1. повседневный ( руководит работой ССМП главный врач)
  2. режим чрезвычайной ситуации( руководство станцией переходит к Региональному центру медицины катастроф)

Подстанция скорой медицинской помощи.

Районные (в городе) подстанции скорой медицинской помощи, как правило, размещаются в добротном зданию. Для размещения общепрофильных районных подстанций чаще всего выбирают густонаселённую часть города. Заведующий осуществляет общее руководство подстанцией, контролирует и направляет работу выездного персонала. О своей деятельности отчитываются перед главным врачом центральной городской станции.
Старший врач смены подстанции осуществляет оперативное руководство подстанцией, замещает заведующего в отсутствие последнего, контролирует правильность поставленного диагноза, качество и объём оказанной экстренной медицинской помощи, организует и проводит научно-практические врачебные и фельдшерские конференции, способствует внедрению в практику достижений медицинской науки.
Старший фельдшер является руководителем и наставником среднего медицинского и обслуживающего персонала подстанции. В его обязанности входит:

· составление графика дежурств на месяц;

· ежедневное комплектование выездных бригад;

· ведение строго контроля за правильной эксплуатацией дорогостоящей аппаратуры;

· обеспечение замены изношенного инвентаря новым;

· участие в организации снабжения медикаментами, бельём, мебелью;

· организация уборок и санаций помещений;

· контроль сроков стерилизации многоразового медицинского инструментария и инвентаря, перевязочного материала;

· ведение учёта рабочего времени персонала подстанции.

Диспетчер подстанции принимает вызовы.

В населенных пунктах с численностью до 50 тысяч человек организуются отделения скорой медицинской помощи в составе городской, центральной районной или других больниц. В различных сельских районах работа службы скорой помощи строится по разному, в зависимости от местных условий. В большинстве своём, станции работают на правах отделения центральной районной больницы. Круглосуточно дежурят несколько санитарных автомобилей. Как правило, выездные бригады состоят преимущественно из фельдшера и водителя.
Если село небольшое, а районный центр далеко, то, часто бывает, что роль фельдшера скорой помощи исполняет фельдшер, который заведует медпунктом в конкретном селе.[9]

Права и обязанности медицинских работников

Медицинские работники при осуществлении своих должностных обязанностей имеют права, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларус.ь

Медицинские работники обязаны создать условия для осуществления прав пациентов, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе:

обеспечивать пациентов необходимой медицинской помощью;

хранить врачебную тайну;

обеспечивать нахождение пациентов в условиях, соответствующих санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам;

обеспечивать безопасность находящихся в организации здравоохранения пациентов;

Выездной врач станции скорой медицинской помощи обязан:

  • оказывать медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте и во время транспортировки на уровне современных достижений медицинской науки и практики, руководствуясь при этом утвержденными инструкциями и методиками, принятыми на станции;
  • владеть методами диагностики и лечения неотложных состояний; уметь пользоваться лечебно-диагностической аппаратурой, применяющейся на догоспитальном этапе;
  • работать по графику без права сна, в свободное от вызова время находиться в помещении подстанции, не отлучаясь с ее территории;
  • постоянно контролировать работу персонала бригады; соблюдать установленную форму одежды и требовать этого от всех членов бригады;
  • контролировать санитарное состояние салона автомашины, проведение текущей дезинфекции и смену халатов работниками бригады; следить за своевременным пополнением медицинского ящика, оформляя расход медикаментов и перевязочного материала в соответствующих журналах;
  • выезжать незамедлительно при приеме вызова для его выполнения независимо от укомплектованности бригады медработниками и других причин; немедленно лично прибыть к диспетчеру подстанции при поступлении очередного вызова, получить у него карту вызова, уточнить адрес, фамилию больного, повод к вызову, время поступления вызова и выехать для его выполнения в течение 1 мин; при выезде на вызов включить рацию, выключение ее разрешается только в случае возвращения бригады на подстанцию;
  • останавливать машину и оказывать необходимую помощь при несчастном случае во время движения по вызову; в зависимости от состояния здоровья пострадавшего (больного) решить вопрос о возможности совместной транспортировки или через старшего диспетчера вызвать другую бригаду;
  • сообщить водителю, что больной (пострадавший) из-за тяжести состояния нуждается в более быстрой доставке в лечебное учреждение, так как при выполнении служебного задания водитель санитарного автомобиля пользуется правом преимущественного проезда, предусмотренным для автомашин, оборудованных специальными звуковыми и световыми сигналами;
  • проводить лично и тщательно осмотр больного, оказывать медицинскую помощь в полном объеме и грамотно; решать вопрос госпитализации пострадавшего (больного) в зависимости от состояния его здоровья и в соответствии со специальными инструкциями о порядке госпитализации при различных повреждениях и заболеваниях, принимать все меры к убеждению больного и родственников в необходимости лечения в стационаре при отказе от госпитализации;
  • сообщить диагноз и запросить у диспетчера направления место госпитализации, осуществлять госпитализацию только в соответствии с полученным назначением; правильно оценить тяжесть состояния больного и выбрать приемлемый для него способ транспортировки с места заболевания (происшествия) в салон автомобиля; находиться в салоне автомашины рядом с больным во время следования в лечебное учреждение;
  • госпитализировать больного (пострадавшего) в ближайшую больницу с учетом профиля и возможности оказания экстренной медицинской помощи при резком ухудшении его состояния во время транспортировки, сообщив старшему диспетчеру об изменении маршрута с целью информации лечебного учреждения для подготовки всего необходимого к приему тяжелобольного (пострадавшего). Заполнять сопроводительный лист на каждого госпитализируемого больного (форма № 254), указав в нем номер подстанции и поставив разборчивую подпись;
  • быть предельно внимательным при оказании медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, учитывая, что опьянение маскирует основное заболевание или повреждение;
  • оказать всю необходимую медицинскую помощь и дать советы о дальнейшем лечении и режиме при оставлении больного дома; в случае необходимости дальнейшего наблюдения - передать активный вызов в поликлинику;
  • сообщать диспетчеру направления об окончании вызова и необходимые сведения для заполнения карты регистрации вызова скорой медицинской помощи; дублировать текст вызова вслух при приеме вызова по телефону или рации, точно уяснить адрес, повод к вызову, время его поступления и передачи;
  • сдать диспетчеру карты вызова и сигнальные талоны в поликлинику, заполненные полно и разборчиво, по мере возвращения на подстанцию;
  • докладывать старшему врачу оперативного отдела о всех случаях смерти до прибытия, а так же в присутствии бригады и в дальнейшем действовать согласно его указаниям.

Выездной врач имеет право:

  • участвовать в управлении подстанцией, используя для этого постоянно действующие производственные совещания, собрания, конференции;
  • вносить свои предложения по вопросам организации и совершенствования экстренной медицинской помощи, повышения квалификации медработников и научной организации труда;
  • решать вопросы диагностики и лечения больных (пострадавших) на догоспитальном этапе и их госпитализации;
  • требовать от администрации создания здоровых и безопасных условий труда, обеспечения современной лечебно-диагностической аппаратурой, медикаментами, оборудованием и спецодеждой.

Лекция № 7 Роль специалиста лечебного дела в проведении специфической профилактики заболеваний. Информационно-пропагандистская работа. Работа с призывниками. Организация работы кабинета профпатлога.

Иммунопрофилактика –специфическая профилактика заболеваний.

Введение иммунизации позволило уменьшить инфекционную заболеваемость. Особенно впечатляющие успехи против вирусных инфекций (оспа, полиомиелит), а также некоторых бактериальных болезней (дифтерия, столбняк). Однако в насто-ящее время наблюдается снижение активности иммунопрофи-лактики, что проявляется ростом инфекционной заболеваемости в ряде регионов России и мира. Особенно это касается туберкулеза, дифтерии, гепатита В

Сегодня более 2 миллиардов человек на планете инфициро-ваны вирусом гепатита В, который в 100 раз заразнее, чем вирус человеческого иммунодефицита (ВИЧ). Из них около 350 миллионов являются носителями этого вируса. Ежегодно более 2 миллионов больных умирает от этой болезни. В РФ показатели заболеваемости и смертности от гепатита В за последние 20 лет выросли на 219 %.

После проведения прививки у пациента развивается иммунитет – невосприимчивость к инфекционным заболеваниям про-тив которого он получил прививку. Иммунитет бывает активный и пассивный

Вакцинация - единственный способ эффективной профилактики и защиты, например, против вирусного гепатита А и В (против вирусного гепатита C, D, E и G вакцины до настоящего времени не разработаны, что связано с быстрой мутацией вирусов)

.

Пропаганда здорового образа жизни - одно из стратегических направлений гигиенического обучения и воспитания.
Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний.

ЗОЖ включает:

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;
  • формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;
  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
  • закаливание.

Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связанные с образом жизни и окружающей среды, для того чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, необходимо:

формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и предупреждения заболеваний. При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины. Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т.п. Комбинированной метод - метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Наши рекомендации