Система здравоохранения Испании

В Испании государственная система здравоохранения крайне децентрализована: основные функции по оказанию медицинских услуг населению делегированы властям 17

регионов страны. Испанская конституция гарантирует всем гражданам "право" на медицинское обслуживание, в том числе равный доступ к профилактическим, лечебным и

реабилитационным услугам, однако ответственность за реализацию всеобщего медицинского страхования передана региональным властям. Правда, степень и темпы

мероприятий по перераспределению этих полномочий отличаются неравномерностью, и некоторые регионы получили максимальную самостоятельность в данной сфере

лишь недавно. Медицинское страхование охватывает почти все население — по оценкам, до 98,7% граждан. Страховка покрывает первичное медицинское обслуживание,

в том числе терапевтическое и педиатрическое, хирургическое вмешательство — как в стационаре, так и амбулаторное, чрезвычайную и неотложную помощь, лечение длительных заболеваний, а также рецептурный отпуск лекарств (хотя для некоторых медикаментов предусматривается долевое участие потребителей). На

многие услуги, связанные с лечением психических заболеваний, особенно амбулаторные, а также косметическую хирургию, страхование не распространяется. Центральные власти предоставляют каждому региону общий грант. Целевое использование этих средств не

прописывается: региональные власти сами решают, на что их расходовать. Размер гранта определяется, исходя из численности населения региона, а также с учетом иных

факторов, например, демографической ситуации. В дополнение к федеральным трансфертам регионы могут использовать на медицинские нужды и собственные

средства. Неудивительно, что объем расходов на здравоохранение в различных регионах варьируется. Эта разница, а также отличия в приоритетах, обусловливают и

значительные несовпадения в доступности медицинских ресурсов. Так, в Каталонии, количество койко-мест на 1000 жителей составляет 4,5, в Валенсии — всего 2,8. Пациент не обладает правом выбирать себе врачей — будь то терапевт или другой специалист. Вместо этого его прикрепляют к одному из терапевтов, работающих по месту жительства

гражданина. Если возникает необходимость в специализированных медицинских услугах, терапевт направляет пациента к одному из врачей, входящих в определенный список. В отличие от участников американской схемы "регулируемого медобслуживания",

"добровольно выйти из системы" испанцы не могут, если они не застраховались в частной фирме (см. ниже). В результате возник интересный феномен: чтобы сменить врача или найти специализированные медучреждения, где нет длинных очередей, больные меняют место жительства. Длительность очередей в разных регионах варьируется, но проблема

"листов ожидания" повсеместно носит серьезный характер. В среднем приходится ждать приема у специалиста 65 дней, а в некоторых регионах – гораздо дольше. На Канарских

островах, к примеру, этот срок составляет 140 дней. Но даже в континентальной части страны, в Галисии, пациенту приходится ждать осмотра специалистом 81 день. По

некоторым врачебным специальностям общенациональные средние показатели и того хуже: обследования у гинеколога нужно ждать 71 день, невропатолога — 81 день. Ожидание по некоторым видам медицинской помощи затягивается надолго. Например, время нахождения на "листе ожидания" на простатомию составляет в среднем 62 дня, на операцию по замещению тазобедренного сустава — 123 дня. Некоторые медицинские услуги, которые американцы воспринимают как должные, здесь практически недоступны.

Реабилитация, уход за выздоравливающими или смертельно больными в этой стране, как правило, перекладываются на плечи родственников. Очень мало государственных домов

для престарелых, хосписов и санаториев для выздоравливающих. Как и в большинстве других стран с государственной системой здравоохранения, распространенность очередей и проблемы с качеством услуг все чаще вынуждают людей прибегать к альтернативному

варианту — частному медицинскому страхованию. В настоящее время до 12% испанцев имеют частные страховые полисы (они застрахованы дважды, поскольку отказаться от

государственного страхования гражданин не может). В крупных городах, например, Мадриде, количество людей, застрахованных в частных структурах, достигает 25%

жителей. Выплаты по частным медицинским страховкам составляют до 21% совокупных расходов на здравоохранение. Чаще испанцы платят за услуги частных медучреждений непосредственно "из кармана". Сумма прямых платежей составляет почти 24% совокупных расходов на медицинские услуги — этот показатель выше, чем во всех европейских странах, кроме Греции, Швейцарии и Соединенных Штатов. В стране сформировалась двухуровневая система, в рамках которой зажиточные граждане "покупают" себе "право выхода" из государственной системы, а бедняки вынуждены

довольствоваться услугами более низкого качества. В стране отмечается дефицит современных медицинских технологий. Приборов для магнитно-резонансной

томографии на миллион населения в стране насчитывается на две трети меньше, чем в США; по компьютерным томографам отставание лишь немногим меньше, по

количеству цистоскопов она тоже уступает Соединенным Штатам. В этой сфере ситуация сильно различается, в зависимости от региона. В Сеуте и Мелилье, например, вообще нет ни одного магнитно-резонансного томографа. Подобные региональные различия имеют важное значение, ведь испанцы, пытающиеся отправиться на лечение в другие

регионы, сталкиваются с серьезными бюрократическими барьерами. Все врачи, работающие в больницах, и до 75% других медиков, считаются "наполовину государственными служащими" и получают жалование, а не гонорары, в зависимости от предоставленных услуг. Размер зарплаты зависит от количества лет медицинской практики и определенных профессиональных степеней; она повышается каждый год для всех сразу, независимо от уровня профессионализма или отзывов пациентов. В результате, по количеству врачей и медсестер на душу населения Испания уступает большинству европейских стран и США. Особенно острый характер носит нехватка терапевтов. Тем не менее, испанцы в целом довольны своей системой здравоохранения. Почти 60% населения оценивают ее позитивно: это второй по величине уровень поддержки в Европе (первое место занимает Франция). Соответственно, реформа здравоохранения для среднестатистического испанца не относится к самым насущным вопросам. Один наблюдатель отметил в этой связи: в ходе недавней предвыборной кампании в стране "проблемы здравоохранения выделялись разве что своим отсутствием среди тем серьезных дискуссий". Примерно 46% граждан страны считают реформу "насущно необходимой", а 35% — "желательной". Кроме того, испанцы меньше привержены рыночным методам в здравоохранении, чем население большинства других европейских стран. Лишь 42% респондентов считают, что пациентом было бы удобнее оплачивать медицинские услуги из собственных средств, и не более 58% думают, что качество медицинской помощи повысится, если потребителям будет предоставлен больший контроль над расходами на здравоохранение. Тем не менее, испанцы хотели бы иметь больше свободы в плане выбора врачей и больниц, и убеждены, что государству следует активнее решать проблему "листов ожидания".

Наши рекомендации