Эмоциональная безопасность
Выполнение режима эмоциональной безопасности должно обеспечить психологический комфорт, как для пациентов, так и для медработников. Для снижения отрицательного влияния больничной среды на психику человека необходимо:
- Поддерживать тишину, разговаривать негромко, используя только положительные интонации голоса;
- Создавать доброжелательную атмосферу;
- Заботиться об эстетике интерьера;
- Оборудовать комнаты отдыха для персонала и пациентов;
- Обеспечить организацию досуга пациентов с учетом их состояния и возможностей;
- Максимально сократить отрицательные эмоции;
- Обеспечить психологическую поддержку при проведении манипуляций;
- Обеспечить соблюдение режима дня отделения;
- Рациональное заполнение палат;
- Создание режима щажения для работников отделения (снижение перегрузок, рациональный график работы, рациональное распределение обязанностей, планирование сестринской помощи).
Основные понятии и определения стресса:
Психологический стресс – эмоциональный шок, чрезмерно сильное эмоциональное воздействие на психику человека.
Адаптация– процесс, благодаря которому человек сохраняет равновесие своей внутренней и окружающей среды.
Стрессор– фактор, вызывающий состояние стресса.
Компенсация– поведенческая реакция, при которой человек примиряется с недостатками и достигает успеха в других формах деятельности.
Конверсия – поведенческая реакция, проявляющаяся в стремлении человека объяснить случившееся с ним различными причинами, не имеющими к этому отношения.
Отрицание– поведенческая реакция, при которой человек отрицает само существование стресса.
Смещение– реакция на стресс, проявляется выплескиванием эмоций на окружающих.
Идентификация –подражание в поведении другому человеку.
Регрессия– поведенческая реакция, характеризующаяся поведением человека, взятым из наиболее ранних периодов развития.
Факторы стресса у медработников:
1. Высокий уровень моральной ответственности;
2. Множество обязанностей;
3. Проблемы в общении;
4. Риск инфицирования;
5. Особый режим работы;
6. Перегрузки.
В результате суммарного влияния всех этих факторов возникает состояние нервного истощения (синдром «выгорания белых халатов»). Оно характеризуется тремя признаками:
1. Физическое истощение: слабость, утомляемость, головная боль, нарушение аппетита и сна;
2. Эмоциональное напряжение: депрессия, неуверенность, раздражительность, замкнутость и т.д.
3. Психологическое перенапряжение: рассеянность, забывчивость, негативизм.
Способы адаптации к стрессам:
- рациональная организация труда
- выделение первостепенных проблем
- осознание своей значимости в профессии
- акцент на положительных результатах
- использование приемов эффективного общения
- знание психологии
- здоровый образ жизни
- соблюдение принципов этики и деонтологии
- умение в организации отдыха и досуга, наличие хобби.
Организм человека реагирует на стресс определенным образом. Общая реакция состоит из нескольких фаз:
1 ФАЗА –«тревоги»: человек пытается сопротивляться стрессу с помощью нервных и гуморальных реакций. Продолжительность этой фазы длиться несколько часов.
2 ФАЗА –«сопротивления»: финал неоднозначен. При прекращении стресса наступает следующая фаза.
3 ФАЗА –«стабилизации»: нормализация всех функций организма.
4 ФАЗА –«восстановление».
При длительном влиянии стресса организм теряет способность к сопротивлению и восстановлению, может развиться психологическое расстройство, истощение и даже смерть.
СТРЕССОР –фактор, вызывающий состояние стресса. Все стрессоры можно разделить на:
- социальные стрессоры
- профессиональные стрессоры
- стрессоры, связанные с конкретной деятельностью.
Стресс подразделяется на острый и хронический. Обстановка ЛПУ, несомненно, является стрессовой для пациентов. Оценивая состояние пациента, медсестра обязана уметь выявить физиологические, психологические и духовные показатели стресса.
Физиологические– характеризуются изменением физиологического состояния.
Психологически – изменением поведения, характера.
Сестринская помощь в адаптации к стрессу.
1. Уменьшить ситуацию, вызывающую стресс
2. Устранить физиологические отклонения
3. Изменить поведенческую реакцию пациента на стресс
4. Обеспечить постоянное и динамичное наблюдение
5. Дать максимально полную информацию пациенту о его здоровье, обследовании и предстоящих манипуляциях
6. Восполнить дефицит общения
7. Обеспечить мотивацию лечения
8. Обеспечить участие пациента в обсуждении плана ухода и его реализацию с учетом состояния
9. Вовлечение в процесс ухода близких
10. Максимальное внимание к проблемам пациента, акцент на их значимость
11. Составление реальных планов ухода.
При длительном воздействии стресса:
- Изменение образа жизни
- Изменение восприятий
- Обучение приемам психологического аутотренинга
- Консультация психолога.
АКЛЮЧЕНИЕ.
Любая среда, в которой живет человек, имеет те или иные элементы, отрицательно влияющие на здоровье человека. Для сохранения своего здоровья мы должны быть адаптированы к внешним негативным воздействиям. Больной человек, попадает в больничную среду при сниженной способности к адаптации: ослабленным, страдающим физически и психологически как от самой болезни, так и от непривычной для него обстановки, госпитализация всегда является стрессом для человека, он вынужден менять привычный образ жизни, снижается потребность и возможность в удовлетворении повседневных потребностей.
Задача медицинского персонала – максимально устранить или снизить негативное воздействие внешней среды во время пребывания пациента в стационаре. Нельзя забывать и о том, что сам медицинский персонал в не меньшей степени подвержен влиянию негативных факторов в силу специфики работы.
Список используемой литературы:
1. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова под редакцией Р.Ф. Морозовой «Основы сестринского дела: теория и практика в 2-х частях» изд. «Феникс» Ростов-на-Дону 2008г.
2. С.А. Мухина, И.И. Тарковская «Теоретические основы сестринского дела» изд. «ГЭОТАР – Медиа» Москва, 2011г.
3. Т.П. Обуховец, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» 15-е издание «Феникс» Ростов-на-Дону 2011г.
4. И.В. Островская, Н.В. Широкова «Основы сестринского дела» изд. «ГЭОТАР-Медиа» Москва 2008г.
ЛЕКЦИЯ №15
«СПЭР в различных отделениях ЛПУ. Виды уборок»
2 академических часа
Лекция
«СПЭР в различных отделениях ЛПУ. Виды уборок»
План
1. Введение
2. Универсальные меры предосторожности при контакте с кровью или загрязненным инструментарием
3. Действия медперсонала при возникновении инфекционной аварии
4. Меры безопасности при контакте с другими биологическими загрязнениями
5. Значение санитарно-противоэпидемического надзора в профилактике ВБИ
6. Заключение
ВВЕДЕНИЕ.
Все биологические субстраты, которые выделяет человек, независимо от результатов его обследования, необходимо считать потенциально инфицированными. Это одно из основных правил профилактики инфекционного заражения при проведении процедур. Существует целый ряд профилактических мероприятий, регламентирующих действия медперсонала при контакте с биологическими жидкостями или загрязненным материалом. Соблюдение их строго обязательно и утверждено различными приказами МЗ РФ.
С точки зрения профилактики и борьбы с инфекционными болезнями, возбудители наиболее уязвимы для уничтожения во внешней среде. Одно из таких мероприятий – дезинфекция.
Дезинфекция– (от лат.) – это уничтожение в окружающей среде человека патогенных и условно патогенных микроорганизмов.
Дезинфекция направлена на разрыв цепочки инфекционного (эпидемического) процесса и ограничение функционирования одного из его основных звеньев – возбудителя заболевания. Ее осуществляют с помощью физ. и химических методов. Когда возможно, нужно пользоваться физическими методами дезинфекции, т.к. они более надежны, легче контролируются, нетоксичны.
Цель дезинфекции – уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов на объектах внешней среды функциональных помещений и палат ЛПУ, на медицинском оборудовании и инструментарии.
При некоторых ВБИ (ТСИ, кишечные инфекции) дезинфекция – практически единственный способ снижения заболеваемости в ЛПУ.
Виды дезинфекции: