Десять принципов терапевтического общения

  1. ОБРАЩАЙТЕСЬ К ПАЦИЕНТУ ПО ИМЕНИ-ОТЧЕСТВУ И НА «ВЫ».
  2. НАЧИНАЙТЕ БЕСЕДУ С УКАЗАНИЯ ВАШЕГО ИМЕНИ-ОТЧЕСТВА И ДОЛЖНОСТИ.
  3. СМОТРИТЕ ПАЦИЕНТУ В ГЛАЗА НА ОДНОМ УРОВНЕ, УЛЫБАЙТЕСЬ; ЕСЛИ ПАЦИЕНТ ЛЕЖИТ, ПРИСЯДЬТЕ НА СТУЛ, СТОЯЩИЙ РЯДОМ.
  4. ОБЕСПЕЧЬТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ВАШЕЙ БЕСЕДЫ. ПОМНИТЕ, ЧТО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ УСЛОВИЕМ СОЗДАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПАЦИЕНТОМ.
  5. ПООЩРЯЙТЕ ВОПРОСЫ ВАШЕГО ПАЦИЕНТА.
  6. ГОВОРИТЕ НЕТОРОПЛИВО, ДОХОДЧИВО, ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ ВАШЕГО ГОЛОСА.
  7. СОБЛЮДАЙТЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО УМЕНИЯ СЛУШАТЬ.
  8. ПРОЯВЛЯЙТЕ МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ПАЦИЕНТОМ.
  9. ПРОЯВЛЯЙТЕ НЕПРЕРЫВНУЮ ИНИЦИАТИВУ В СОЗДАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТОМ.

10. БУДЬТЕ ЕСТЕСТВЕННЫ ПРИ РАЗГОВОРЕ, СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ДОВЕРИЯ.

Проверь себя

1. Расскажите о системе подготовки медицинских сестер в Белоруссии в настоящее время.

2. Как проводится аттестация профессионального уровня?

3. Какие квалификационные категории вы знаете?

4. Какими характеристиками должен обладать специалист?

5. Что должен знать специалист?

6. Что должен уметь специалист?

7. Какие основные международные медицинские организации вы знаете?

8. Расскажите о международном совете медицинских сестёр.

9. Расскажите овсемирной организации здравоохранения.

10. Что включает в себя кодекс международного совета медсестёр?

Тема: «Внешняя и внутренняя картина заболевания. Отношение пациента к своему заболеванию».

План лекции:

Ø понятие о внешней и внутренней картине болезни;

Ø отношение пациента к своему заболеванию;

Ø классификация типов медицинских сестёр по И.Харди.

Чтобы установить контакт с пациентом и максимально выяснить его проблемы, необходимо уметь учитывать внешнюю и внутреннюю картины заболевания.

Внешняя картина болезни - это совокупность клинических данных, полученных медработником при обследовании пациента: (например, цвет кожных покровов, уровень артериального дав­ления, температура, частота пульса и др.). Они наглядны, фикси­руются документально и имеют определенную динамику.

Внутренняя картина болезни - это особое целостное пред­ставление пациента о своем заболевании, его психическая оцен­ка субъективных проявлений болезни.

На внутреннюю картину болезни влияют личностные харак­теристики пациента, как врожденные (темперамент, тип нервной системы), так и приобретенные (характер, интеллект и т. д.).

Задача врача, фельдшера и медицинской сестры сводится к умелому наблюдению и изучению внутренней картины болезни и использованию ее при последующем общении с пациентом. В процессе выбора лечебно-диагностической тактики и проведения определенных деонтологических приемов в структуре внутрен­ней картины болезни принято различать несколько уровней:

Ø чувственный - комплекс субъективных болезненных ощу­щений;

Ø эмоциональный - реагирование пациента, переживание пациентом отдельных симптомов или болезни в целом;

Ø интеллектуальный - знание о болезни, ее реальная оценка, глубина осознания остроты, тяжести и последствий заболе­вания;

Ø отношение к болезни - мотивация возвращения к здоровью.
Методами исследования внутренней картины болезни могут

служить беседы с пациентами, проведение специальных тести­рований.

Чувственный уровень отражает комплекс субъективных ощущений пациента, вызванных болезнью. В основном они вы­ражаются в жалобах пациента. Субъективные ощущения носят динамический характер, могут уменьшаться или набирать силу. Следует учитывать способность пациента детально рассказывать о своих ощущениях.

Беседуя с пациентом, необходимо проявить максимум вы­держки, недопустимы спешка, прерывание рассказа, так как па­циент дает свою информацию, из которой затем, совместно с ре­зультатами осмотра, складывается тактика обследования и лече­ния.

Эмоциональный уровень отражает переживание пациентом своего заболевания. Он взаимосвязан с первым уровнем. Эмо­циональные переживания болезни зависят от остроты, продол­жительности, характера ее проявлений. Чем острее ощущение болезни, тем ярче ее эмоциональная окраска. Ни одна болезнь не является источником положительных эмоций, таким образом, речь идет об отрицательных эмоциях, которые возникают из-за болей, несостоявшихся по причине болезни планов и т. д.

Эмоциональное состояние имеет немаловажное значение. Положительный сдвиг в эмоциях появляется по мере снижения обострения или стихания острых проявлений болезни, когда па­циент узнает о лучшем прогнозе, меньшей опасности болезни.

Эмоциональный настрой пациента непостоянен, необходима динамичность наблюдения за его переживаниями. От этого бу­дут зависеть деонтологическая тактика и индивидуальные фор­мы общения с больным.

Интеллектуальный уровень включает представление пациен­та о своей болезни, основные знания о причинах ее возникнове­ния, сущности, тяжести, возможных последствиях. Интеллекту­альный уровень зависит от общего культурного уровня пациен­та, его интеллекта. Необходимо отметить, что интеллектуальный уровень внутренней картины заболевания зависит от характера болезни. Если пациент длительно страдает каким-либо заболева­нием, то его интеллектуальный уровень внутренней картины бо­лезни часто довольно высок. У лиц с острыми заболеваниями (травмы, острая хирургическая или нехирургическая патология) он значительно ниже. Знание интеллектуального уровня внутренней картины болезни каждого пациента обеспечивает пра­вильный выбор тактики, обследования и лечения, адекватную психотерапию, позволяет менять лечение в зависимости от ха­рактера заболевания, его течения, тяжести.

Уровень отношения к болезни ставит перед медработником задачу помочь пациенту в выборе путей борьбы за снос здоровье, борьбы с болезнью. Так, сирийский врач Абуль Фараджа, жив­ший в ХШ в., говорил: "Нас трое - ты, болезнь и я. Если ты бу­дешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один и вы меня одолеете. Если ты будешь со мной - нас будет двое, а болезнь останется одна и мы ее одолеем". Из этого вытекает, что в борь­бе с болезнью многое зависит от самого пациента, от его пони­мания необходимости самому прилагать усилия для борьбы с болезнью, осознания того, что без себя самого болезнь непобе­дима.

Подвести каждого пациента к уровню внутренней картины болезни - одна из главнейших задач медработника. Для успеш­ного лечения большое значение имеет то, как пациент осознает сам факт болезни.

В практике встречается адекватное и неадекватное отноше­ние к болезни. Адекватное отношение к болезни отличается осознанием своего заболевания и признанием необходимости принятия мер к восстановлению здоровья. Пациент принимает активное участие в обсуждении своего заболевания, в проведе­нии диагностических и лечебных мероприятий. В формировании такого отношения к болезни важная роль принадлежит медра­ботнику, его умению рационально обращаться с пациентом, ос­нованному на высоком профессиональном чувстве долга и по­нимании деонтологических принципов врачевания.

Выделяют несколько типичных вариантов неадекватногоот­ношения к болезни:

Ø отрицательное - оно проявляется тем, что пациент не осознает факт болезни, не выполняет лечебные и оздорови­тельные рекомендации, нарушает режим, игнорирует фак­торы риска (курение, алкоголь и т. д.), не учитывает нали­чия предболезни. Такие пациенты нуждаются в настойчи­вой, убедительной, доступной неоднократной разъясни­тельной беседе. В стационаре необходимо усилить кон­троль за этими пациентами, за выполнением ими режима, вести за ними постоянное наблюдение;

Ø пренебрежительное — пациент осознает факт болезни, но
пренебрежительно относится к лечению, не учитывая серьезности тех или иных проявлений. Эти пациенты могут игнорировать рекомендации, не отказываются от вредных привычек, наивно полагаясь на свои физические силы, молодость, возможность самоизлечения.

Такое отношение связано с недостаточной осведомленностью о сущности болезни, ее последствиях, склонностью к переоценке резервных сил организма, низким уровнем интеллектуального развития. Известную роль играют и личностные характеристики пациента: самоуверенность, склонность к "артистизму".

С такими пациентами надо установить доверительные отно­шения, изучить причины пренебрежительного отношения, на­стойчиво убедить пациента в необходимости выполнения диаг­ностических и лечебных процедур, разъяснить сущность и воз­можные последствия болезни. Во время пребывания пациента в стационаре следует проводить медицинский контроль, сочетаю­щийся с внимательным отношением, добротой, но и со строгим выполнением рекомендаций врача;

Ø погружение - уход в болезнь или предболезнь. Пациент все
свое время и внимание сосредоточивает на болезненных
ощущениях, рассказывает о них с определенной эмоцио­нальной окраской, обращается за помощью в разные ин­станции: к врачам, знахарям и т. д. Он не верит в благопри­ятный исход заболевания, проявляет неудовлетворенность работой медиков и медицинских учреждений, постоянно пишет жалобы. В общении с такими пациентами большую роль играет психотерапия. Необходимы также точность и аккуратность при выполнении всех процедур. Надо на при­мерах из практики убеждать пациента в эффективности тех или иных мероприятий, поднимать авторитет врача, фор­мировать доверительное отношение к нему.

По темпераменту такие пациенты чаше бывают меланхоли­ками. К ним надо относиться терпеливо, разумно реагировать на их жалобы, внушать надежду на выздоровление. Работа с этими пациентами требует выдержки и терпения;

Ø ипохондрическое— такое отношение к болезни является уже компетенцией психолога/психиатра. Пациент проявляет чрезмерное внимание к своему здоровью, прислушивается к любому отклонению от привычного ощущения. Он тре­бует дополнительных обследований в надежде найти еще болезнь;

Ø утилитарнoe - пациент стремится извлечь из болезни какие-либо выгоды: материальные или моральные. Он пыта­ется получить квартиру, уклониться от военной службы, смягчить наказание за преступление. Для этого пациент пользуется агровацией или симуляцией.

Типы реакций:

Ø Диссимуляция– скрывание болезни и её симптомов (сифилис, СПИД).

Ø агровация- преувеличение симптомов болезни.

Ø симуляция- желание пациента убедить медперсонал в наличии не сущест­вующей у него болезни.

В подобной ситуации необходимы стро­гий контроль над поведением пациента, соблюдение объективно­сти, осторожности, так как необоснованное обвинение в симуля­ции и агровации может очень сильно ранить пациента.

Наши рекомендации