Функции и структура приемного отделения
Приемное отделение является важнейшим лечебно-диагностическим отделением больницы.
В современных больницах с централизованной системой планировки приемный покой располагается на I этаже, имеет самостоятельный вход и связь со всеми отделениями. При децентрализованной системе (павильонной) застройки приемное отделение находится либо в отдельном здании, либо в одном из лечебных корпусов, обычно в том, где находится отделение реанимации, хирургии.
Функции приемного отделения:
1) прием и регистрация больных;
2) осмотр, первичное обследование больных и диагностика;
3) санитарно-гигиеническая обработка вновь поступивших больных;
4) оказание квалифицированной медицинской помощи;
5) транспортировка больных в лечебные отделения.
Через центральное приемное отделение поступают все больные кроме инфекционных и рожениц (прием их осуществляется децентрализовано в специально выделенных помещениях этих корпусов (санпропускник или приемно-смотровой бокс). Больные, нуждающиеся в экстренной медицинской помощи, иногда сразу же доставляются в реанимационное отделение, минуя приемное.
Структура приемного покоя:
- зал ожидания
- регистратура (кабинет дежурной медсестры)
- смотровые кабинеты
- процедурный кабинет
- перевязочная, иногда малая операция
- изолятор
- санпропускник
- рентгеновский кабинет
- лаборатория
- сан. узел
- помещения для врачей, медсестер
Зал ожидания д.о. оборудован стульями, столом, стендами с информацией о режиме работы лечебных отделений, часах беседы с врачом и др.
Здесь же должна находится и регистратура, где производится регистрация всех поступивших больных и оформление документов.
Пути госпитализации в стационар:
1) машиной скорой помощи,
2) плановая (по направлению участкового врача),
3) путем перевода из одного лечебного учреждения в другое по договоренности с администрацией больницы,
4) самотеком.
После осмотра больного врачом, и решения вопроса о госпитализации заполняется медицинская документация:
«Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации»(форма № 001/у) В журнал вносят подробные паспортные данные, диагноз направившего учреждения, диагноз приемного отделения, куда направлен больной.
«Медицинская карта стационарного больного» (форма № 003/у – история болезни. Медицинская сестра заполняет титульный лист).
«Статистическая карта выбывшего больного из стационара (форма № 066/у) Если больной доставлен в бессознательном состоянии и без документов, медсестра после осмотра врачом, оказания экстренной медицинской помощи, должна дать телефонограмму в отделение милиции по месту происшествия, указав приметы поступившего.
При поступлении больного в отделение реанимации оформление необходимой документации, производится постовой медсестрой отделения реанимации с последующей регистрацией ею больного в приемном отделении.
Если больным была оказана лишь амбулаторная помощь, об этом делается запись в «Журнале регистрации амбулаторных больных» (форма № 074/у). В приемном отделении ведется также алфавитная книга (для справочной службы).
В зависимости от мощности больницы в приемном отделении оборудуют один или несколько смотровых кабинетов. В них производится осмотр больных дежурным врачом, проводят термометрию и другие исследования.
Процедурный кабинет, перевязочная, малая операционная предназначены для оказания экстренной помощи. Здесь же располагается лаборатория, P-кабинет и др.
Для санитарной обработки больных имеется санпропускник. Он состоит из смотровой, раздевальни, ванно-душевой и комнаты, где больной одевается.
Санитарная обработка включает в себя:
1) дезинсекцию – уничтожение вредных насекомых (вшей), если они обнаружены у больного
2) гигиеническая ванна, душ или обтирание больного
3) переодевание в чистое белье
Руководит санитарной обработкой медсестра.
Способ санитарной обработки назначает врач. Бывает полная и частичная санитарная обработка. Она зависит от состояния больного и отличается лишь назначением ванны, душа или обтирания.
Санпропускник должен быть оборудован достаточным количеством кушеток, шкафчиков, бачков для грязного белья, клеенок, банного мыла,
мочалок, термометров, специального оборудования для обработки использованного материала, дезинфицирующих средств.
Все оборудование промаркировано и используется только по назначению.
При выявлении педикулеза медсестра проводит дезинсекцию и в СЭС по месту жительства больного отправляет «Экстренное извещение об инфекционной заболеваемости» (форма № 058/у). А на титульном листе истории болезни сделать отметку «P» (pediculosis)/
После того, как произведен осмотр и педикулеза не обнаружено, м-с помогает больному раздеться и заполняет в 2-х экземплярах «Приемную квитанцию» (форма № 1-73) на вещи больного, I экземпляр вклеивается в историю болезни, а другой прикрепляется к вещам больного.
Медсестра должна присутствовать в ванно-душевой комнате, чтобы контролировать состояние больного, проводить ее может младшая медсестра. При ухудшении состояния больного медсестра должна оказать доврачебную помощь и сообщить врачу.
После ванны, душа или обтирания больному одевают чистое белье, халат (пижаму), тапочки.
Транспортировка в отделение должна осуществляться только в сопровождении медицинского работника. Способ доставки зависит от тяжести состояния больного: на носилках, на руках, на каталке, на кресле-каталке, пешком.
При любом способе транспортировки сопровождающий обязан передать больного и его медицинскую карту палатной медсестре.