История становления и развития Донецкого медицинского университета
ДОНЕЦКИй национальный медицинский
Университет им. М. Горького
Кафедра социальной медицины, организации
Здравоохранения и истории медицины
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По истории медицины
Для студентов 1 курса медицинских факультетов
Донецк – 2011
УДК 614.2:31 (075.8)
ББК 51.1 (2 Ук) 0-2
С 78
Методические указания по истории медицины для студентов 1 курса медицинских факультетов / Агарков В.И., Северин Г.К., Бутева Л.В. и др.– Донецк: ДонНМУ, 2011. – 88 с.
Авторы: проф. Агарков В.И.; доц. Северин Г.К.; доц. Бутева Л.В.;
доц. Николаенко В.В.; ас. Бугашева Н.В., Беленская Л.Н.
Рецензент – зав. учебно-методическим кабинетом ДонНМУ,
доц. Басий Р.В.
Методические указания призваны помочь студентам в изучении основ истории медицины. Они содержат материал, отражающий развитие в ретроспективе теоретических медицинских знаний, практического врачевания, медицинского дела от первобытного строя до наших дней. Также прослеживается вклад известных врачевателей в развитие медицины своего государства, других цивилизаций, последующих эпох.
В каждой изучаемой теме определены учебные цели, без которых общая цель занятия не может быть достигнута. Помощь в освоении изучаемого материала должны оказать графы логической структуры тем, перечень рекомендуемой литературы (обязательной и дополнительной), а также материал приложений. Закрепление достижения целей занятия осуществляется через выполнение тестовых заданий по каждой теме.
Методические указания составлены в соответствии с программой по истории медицины для студентов 1-го курса медицинских факультетов.
Утверждено на заседании Ученого Совета ДонНМУ
№ ___ от _________ 2011 г.
© Агарков В.И.; Северин Г.К.;
Бутева Л.В.; Николаенко В.В.;
Бугашева Н.В.; Беленская Л..Н.; 2011
СОДЕРЖАНИЕ стр.
ВВЕДЕНИЕ 4-5
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ 6-7
Практических занятий 6
Лекций 7
СПРС 7
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ 8-80
История становления и развития Донецкого
Медицинского университета 8-17
История медицины как наука и предмет преподавания 18-22
Врачевание в первобытном обществе 23-27
Медицина Древнего Мира 28-46
Медицина Средневековья 47-53
Медицина средневековой Руси 54-59
Медицина Нового времени 60-67
2.8. Отечественная медицина в XVIII – XIX столетиях 68-75
Медицина XX века и современного периода в мире,
Украине, Донбассе 76-80
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
К ИТОГОВОМУ ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ 81-84
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 85-86
ПРИЛОЖЕНИЕ. Перечень тем рефератов 87-88
ВВЕДЕНИЕ
«Знание истории, именно знание, а не поверхностное ознакомление, обязательно для любого серьёзного специалиста, в какой бы области общественной науки он не работал».
Б. Пономарёв
Состояние медицины всегда определялось уровнем развития общества, социально-экономическими условиями, достижениями науки, техники и культуры.
«Медицина не есть нечто отдельное, изолированное; её успехи находятся в тесной зависимости от успехов других наук и общего развития цивилизации»[1].
Изучение медицины, как и любой другой отрасли человеческой деятельности и знания, обязательно требует основательного знакомства с её историей. Невозможно досконально овладеть наукой без знания ее истории. Методологически правильная оценка явления, факта, теории и есть его настоящая суть. Вот почему история медицины – одна из теоретических дисциплин в области медицины вообще. Она даёт понимание происхождения всего современного комплекса знаний в этой отрасли, прослеживает путь их развития.
История медицины делится на общую и частную.
Общая история медицины изучает развитие медицинских знаний в человеческом обществе в целом. Общие вопросы, основные закономерности исторического развития медицины составляют предмет истории медицины как отдельной науки, самостоятельной дисциплины.
В частной истории медицины отражается развитие отдельных отраслей медицины. Она является составляющей частью всех медицинских дисциплин и её преподавание осуществляется соответствующими профильными кафедрами. Общая история медицины и специальные историко-медицинские сведения составляют систему историко-медицинского образования врача.
Курс истории медицины является направляющим и связывающим звеном в изучении развития всех отраслей медицины. Историческое развитие преподаётся целостной системой, а не в виде механической суммы отдельных разрозненных данных по истории разных дисциплин.
Материалы по истории медицины соотносятся в данном курсе с материалами по истории науки, религии, философии, экономики, права, социальной психологии. Они демонстрируют подход к истории медицины как к целостному культурологическому процессу.
Особое внимание в данном курсе сосредоточено на том, как возникли те или иные медицинские идеи, как решались научно-медицинские проблемы в ту или иную историческую эпоху. Преподавание вопросов истории медицины опирается на конкретные научные факты и обобщения, которые рассматриваются через призму современных научных и философских представлений.
Перед студентами определены следующие цели предмета:
Уметь:
· интерпретировать закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности у всех народов мира во все периоды истории человечества (с древних времен до современности);
· раскрыть содержание важнейших этапов становления и развития медицины в исторической ретроспективе;
· трактовать основные историко-медицинские события;
· определить вклад выдающихся ученых-медиков в развитие медицины своего государства и мира;
· показать успехи каждой новой эпохи в прогрессе медицины.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ занятия | № темы | Тема занятия | Количество часов | Место проведения |
История становления и развития Донецкого медицинского университета. | 1,0 | Народный музей истории ДонНМУ | ||
История медицины как наука и предмет преподавания. | 1,0 | учебная комната кафедры | ||
Врачевание в первобытном обществе. | 2,0 | учебная комната кафедры | ||
Медицина Древнего Мира. | 2,0 | учебная комната кафедры | ||
Медицина Средневековья. | 2,0 | учебная комната кафедры | ||
Медицина средневековой Руси. | 2,0 | учебная комната кафедры | ||
Медицина Нового времени. | 2,0 | учебная комната кафедры | ||
Отечественная медицина в XVIII – XIX столетиях. | 2,0 | учебная комната кафедры | ||
Медицина XX века и современного периода в мире, Украине, Донбассе. | 1,0 | учебная комната кафедры | ||
Итоговый тестовый контроль. | 1,0 | учебная комната кафедры |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
№ п/п | Тема лекции | Количество часов |
История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе. | 2,0 | |
Медицина Древнего Мира. | 2,0 | |
Медицина Средневековья. | 2,0 | |
Медицина средневековой Руси. | 2,0 | |
Медицина Нового времени. | 2,0 | |
Отечественная медицина в XVIII – XIX столетиях. | 2,0 | |
Медицина XX века и современного периода в мире, Украине, Донбассе. | 2,0 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПРС
№ п/п | Тема | Количество часов |
Написание реферата. | 6,0 | |
Подготовка к аудиторным занятиям: | ||
История становления и развития Донецкого медицинского университета. | 1,0 | |
История медицины как наука и предмет преподавания. | 1,0 | |
Врачевание в первобытном обществе. | 2,0 | |
Медицина Древнего Мира. | 2,0 | |
Медицина Средневековья. | 2,0 | |
Медицина средневековой Руси. | 2,0 | |
Медицина Нового времени. | 2,0 | |
Отечественная медицина в XVIII – XIX столетиях. | 2,0 | |
Медицина XX века и современного периода в мире, Украине, Донбассе. | 2,0 | |
Подготовка к итоговому контролю. | 8,0 |
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
история становления и развития Донецкого медицинского университета
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького (ДонНМУ) – один из лучших высших учебных заведений нашего государства. Он шагает в авангарде науки и подготовки специалистов, имеет действенный профессорско-преподавательский потенциал, сохраняет и приумножает традиции украинской медицинской высшей школы на протяжении многих десятилетий. Подтверждение этому – государственные награды и победы в престижных медицинских номинациях, получение статуса национального.
Течёт время, меняются поколения учёных, преподавателей, студентов, но неизменной остаётся память о них. Память сохраняют и 2 500 экспонатов Народного музея истории нашей Alma mater. Созданная экспозиция музея даёт возможность студентам узнать о золотых страницах славной истории вуза, о деятельности ведущих и знаменитых учёных-медиков университета, ветеранов и участников Великой Отечественной Войны, о признанных научных школах и многое другое.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь показать роль ДонНМУ в развитии медицины Донбасса и Украины.
Конкретные цели:
Уметь:
1. Выделить этапы (периоды) становления и развития университета на фоне общественно-экономических, культурных и (или) политических изменений в стране.
2. Назвать имена выдающихся учёных вуза и их вклад в историю вуза и всей науки.
3. Указать признанные научные школы ДонНМУ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Граф логической структуры(Приложение 1).
Теоретические вопросы:
1. Этапы (периоды) становления и развития вуза (информация из музея).
2. Выдающиеся ученые-медики, деятельность которых связана с различными этапами истории вуза (информация из музея).
3. Руководители вуза в ретроспективе. (Приложение 2).
4. Основные научные подразделения ДонНМУ в настоящее время (Приложение 3).
5. Известные ученые, работающие в университете в современный период, и их вклад в развитие медицинской науки (Приложение 4).
6. Признанные современные научные медицинские школы ДонНМУ (Приложение 5).
Источники информации
1. Нариси з історії. Донецький національний медичний університет ім. М. Горького – 80 /Міністерство охорони здоров’я України; за ред проф. Ю.В. Думанського. – Донецьк: Каштан, 2010. – 240 с.
2. Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького// Всеукраинский журнал «Наш выбор». – №3(4). – 2005. – 120 с.