ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КОНТРАЦЕПЦИИ…………………………………..14

2.1 История контрацепции……………………………………………………………14

2.2 Методы контрацепции……………………………………………………………16

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КОНТРАЦЕПЦИИ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ……………………………………………………………………………40

3.1. Рекомендуемые методы контрацепции в подростковом периоде…………….40

3.2. Контрацепция в раннем репродуктивном возрасте……………………………41

3.3. Контрацепция в позднем репродуктивном возрасте…………………………...42

3.4. Контрацепция в перименопаузальном периоде………………………………...43

3.5. Контрацепция в послеродовом периоде…………………………………………44

3.6. Контрацепция в послеабортном периоде……………………………………….46

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Основные нормативные правовые документы в области репродуктивных прав и репродуктивного здоровья населения……………………48

Приложение 2. Критерии приемлемости использования низкодозированных комбинированных оральных контрацептивов (2-я редакция ВОЗ)………………..51

Приложение 3. Инструкция о медицинских стандартах по планированию семьи.62

Список сокращений

АД артериальное давление

БК барьерная контрацепция

БМ барьерный метод

ГГЯ гипоталамус–гипофиз–яичники

ДМК дисфункциональное маточное кровотечение

ДХС добровольная хирургическая стерилизация

ВЗОМТ воспалительные заболевания органов малого таза

ВИЧ вирус иммунодефицита человека

ВМС внутриматочное средство

ВОЗ Всемирная организация здравоохранения

ЗППП заболевания, передаваемые половым путем

ИППП инфекции, передаваемые половым путем

КОК комбинированные оральные контрацептивы

КИК комбинированные инъекционные контрацептивы

ЛГ лютеинизирующий гормон

МЛА метод лактационной аменореи

ОК оральные контрацептивы

ТЭЛА тромбоэмболия легочной артерии

ФСГ фолликулостимулирующий гормон

ЭК экстренная контрацепция

ЭЭ этинилэстрадиол

Предисловие

Дисциплина акушерство и гинекология — один из основных разделов врачебной специальности, целью которого является подготовка высококва­лифицированного врача, владеющего определенными знаниями в области акушерства и гинекологии.

Междисциплинарные связиданной учебной дисциплины осуществляются с такими естественнонаучными дисциплинами, как биология, анатомия, физиология: организм человека и его строение, нервно-гуморальная регуляция психических функций, сенсорные системы, органы чувств и восприятие. Кроме того, осуществляются междисциплинарные связи с общественными науками – историей, философией, психологией, социологией: современное общество, человек, индивид, личность.

В рождении детей заинтересованы не только семья, но и государство, и общество в целом. Только для простого воспроизводства населения в стране в каждой семье должно быть 2—3 ребенка. Кроме того, когда подавляющее число семей имеет только одного ребенка, население «стареет» (в его структуре увеличивается удельный вес пожилых и старых людей). Это значит, что сокращается возможность использования умственного потенциала молодых и квалифицированных специалистов. Естественно, от этого страдает экономика государства и личное благосостояние каждого.

Поэтому основная цель состоит в получении обучающимися необходимых теоретических знаний для осуществления будущей профессиональной деятельности, создание благоприятных для рождения желанных и здоровых детей социально-экономических условий, которые в себя включают:

-систему мер и законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при рождении ребенка; охрану здоровья беременной женщины как в медицинском, так и в социальном плане, а также создание условий для безопасного материнства;

-создание условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права: организацию медицинских служб, таких, как центры планирования семьи и репродукции, молодежные центры, генетические консультации, клиники лечения бесплодия и др.;

-обеспечение населения доступной и достоверной информацией в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным средствам контрацепции.

Введение

Проблема планирования семьи является одной из наи­более актуальных медико-социальных проблем. Во мно­гих странах наиболее распространенным методом ограни­чения рождаемости является аборт. ВОЗ более 40 лет на­зад признала аборт серьезной проблемой охраны здоро­вья женщин. Уровень абортов и материнской смертности после них находится в прямой зависимости от действую­щего законодательства в отношении абортов, развития службы охраны репродуктивного здоровья и планирова­ния семьи, распространенности и доступности современ­ных методов контрацепции, квалифицированной медицин­ской помощи, эффективности образования, информиро­ванности и просвещения в этой области. Во всем мире ежегодно производится 60 млн легальных и нелегальных абортов, от осложнений аборта умирает около 100000 женщин. Аборты увеличивают в 2-3 раза частоту невынашивания беременности, перинатальной заболеваемости и смертно­сти, являются причиной бесплодия, внематочной беремен­ности. Предотвратить аборты можно применением кон­трацептивов. Кроме того, некоторые контрацептивы за­щищают от заболеваний, передающихся половым путем, оказывают терапевтическое воздействие на репродуктив­ную систему, предотвращают развитие опухолей генита­лий.

Использование контрацептивов в разных странах зна­чительно разнится. Так, в Великобритании, Китае, США контрацепцией пользуются около 80% населения, в Ни­герии - 5%, Пакистане - 25%. Методами продолжитель­ной и необратимой контрацепции в Китае пользуются более половины супружеских пар, а частота применения наиболее современного метода контрацепции норпланта не превышает 1%. Всего лишь 5% женщин во всем мире предохраняются с помощью презервативов. Но за после­дние годы эти средства приобретают все большее распро­странение, совершенствуются конструкции презервативов, и все больше мужчин привлекают к планированию семьи и борьбе со СПИДом. Россия стала первой страной в мире, разрешившей в 1920 году аборт. С 1936 года Постановле­нием ЦИК и СНК СССР производство абортов допуска­лось лишь при наличии угрозы для жизни или тяжелого ущерба здоровью женщины, а также наследственных за­болеваний родителей. В 1955 году Указом Президиума Верховного Совета СССР в целях предоставления женщи­не возможности решать вопрос о материнстве, предуп­реждения вреда, наносимого здоровью женщин внебольничными абортами, и снижения материнской смертнос­ти после последних аборт был легализован.

В 90-е годы российское законодательство по обеспече­нию прав и интересов охраны репродуктивного здоровья динамично совершенствовалось и развивалось. Приняты меры по реализации международных документов, в том числе направленных на поддержку материнства и дет­ства, ратифицированных нашей страной: Всеобщей дек­ларации прав человека, Конвекции ООН о правах ребен­ка и ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Всемирной декларации об обеспечении выжи­вания, защиты и развития детей в 90-е годы. Важную роль в формировании государственной политики в Рос­сии по улучшению положения женщин и охране здоровья сыграли международные конференции ООН по наро­донаселению и развитию (Каир, 1994 г.) и положению женщин (Пекин, 1995 г.)

В настоящее время репродуктивный выбор расширен правами на контрацепцию, беременность и стерилизацию. Однако основной акцент делается на регуляции рождае­мости посредством абортов. Это связано с безграмотнос­тью населения в вопросах планирования семьи, в особен­ности среди подростков. Некоторые родители, учителя, общественные и религиозные деятели выражают опасе­ние, что приобщение молодежи к планированию семьи, половому образованию поощрит безответственное поведе­ние и увеличит сексуальную активность молодежи вне брака. Опыт многих стран свидетельствует об обратном. Там, где были разработаны программы в области полово­го просвещения, сексуальная активность молодых людей не увеличилась. Наоборот, программы формируют у под­ростков ответственное отношение к сексуальности, в свя­зи с этим происходит повышение возраста начала поло­вой жизни, что помогает юношам и девушкам полностью реализовать жизненный потенциал, сохранить физичес­кое и нравственное здоровье, уберечься от ошибок, иметь здоровое потомство. Немаловажное значение имеет и сек­суальное невежество взрослого населения, которое при­водит к конфликтам и распаду семьи и, как следствие, к развитию неврозов, депрессии, язвенной болезни, гипер­тонической болезни, нарушениям менструальной функ­ции у женщин и гиперпластическим процессам генита­лий.

Таким образом, проблема планирования семьи являет­ся сложной медико-социальной проблемой, решение ко­торой должно базироваться на материалах по изучению репродуктивного поведения населения, и в ее реализа­ции должны принимать участие не только государствен­ные и общественные структуры, но и все население.

Данное учебное пособие призвано обучить студентов, интернов и ординаторов НГМУ грамотному информированию и консультированию по вопросам планирования семьи, профилактики ЗППП и проблемам сексологии. Это особенно важно, если учесть специфику будущей работы: тесный и продолжительный контакт с пациентами — потенциаль­ными клиентами службы планирования семьи.

Учебное пособие состоит из предисловия, введения, 3–х глав, заданий в тестовой форме, списка литературы и заключения.

В первой главе отражены цели, задачи и программы планирования семьи.

Во второй главе подробно представлены современные методы контрацепции.

В третей главе показаны особенности контрацепции в различные периоды жизни женщины, начиная с подросткового периода и заканчивая перименопаузальным периодом.

ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРОГРАММЫ

Во всем мире в последнее время все большее внимание уделяется проблеме здоровья, здорового образа жизни и ответственного родительства.

По определению ВОЗ, планирование семьи — это со­вокупность социально-экономических, правовых, меди­цинских мероприятий, направленных на рождение же­ланных, здоровых детей, профилактику абортов, сохра­нение репродуктивного здоровья, достижения гармонии в браке.

Планирование семьи —понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что это такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Многие годы планирование семьи ошибочно понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи — это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи — это дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, на свободное и ответственное родительство является международно признанным правом каждого человека. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревог и волнений.

Для чего нужно планирование семьи:

-для рождения желанных здоровых детей;

-для сохранения здоровья женщины;

-для достижения гармонии в психосексуальных отношениях в семье;

-для осуществления жизненных планов.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех аспектах, касающихся репродуктивной системы, ее функцией и процессов.

Репродуктивная система — это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь, все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие человека.

Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Бытует мнение: все, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40—60% не имеют детей по причине мужского бесплодия, что связано с инфекциями, передаваемыми половым путем, влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только будущей женщины, но и мужчины.

Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором — родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девушки-подростка.

Концепция охраны репродуктивного здоровья включает:

содействие безопасному и ответственному поведению, особенно в подростковый период, включая безопасное сексуальное поведение, принятие нужд подростков;

создание службы планирования семьи;

· профилактику нежеланной беременности, снижение числа абортов, обеспечение условий для безопасного проведения абортов;

· профилактику, раннее выявление и лечение инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), включая ВИЧ/СПИД;

· охрану прегравидарного здоровья, планирование беременности, оптимальный возраст для рождения детей — 19—35 лет; интервалы между родами рекомендуются не менее 2-2,5 года, что позволяет женщине восстановить силы для будущих родов, сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей;

· лечение бесплодия;

· обеспечение эффективной антенатальной охраны плода;

· обеспечение безопасного материнства, включая меры по снижению материнской, неонатальной и младенческой смертности и заболеваемости;

· ранее выявление и лечение онкологических заболеваний репродуктивных органов женщин и мужчин;

· профилактику патологии климактерического периода и остеопороза;

· вовлечение мужчин в процесс охраны репродуктивного здоровья;

· искоренение всех форм насилия в отношении женщин;

Достижение цели планирования семьи до 1998 года в России осуществлялось в рамках двух федеральных це­левых программ «Планирование семьи» и «Безопасное материнство» в составе федеральной программы «Дети России», а с 1998 года в связи с решением Государствен­ной Думы РФ об объединении двух целевых программ — в рамках одной целевой программы «Безопасное мате­ринство», разработанной Минздравом РФ в соответствии с международными правовыми стандартами. Аналогич­ные программы разработаны и реализуются в субъектах РФ.

Программные мероприятия сосредоточены на реше­нии следующих задач:

1. Формирование государственных и общественных структур службы планирования семьи (СПС) на фе­деральном и региональном уровнях, обеспечение управления и создание правовой основы деятельно­сти СПС.

2. Создание информационной системы, обеспечиваю­щей современными знаниями в вопросах сексуаль­ности и репродуктивного поведения, использования средств контрацепции.

3. Совершенствование системы подготовки детей, под­ростков к семейной жизни, консультирования по вопросам полового воспитания, планирования семьи, профилактики СПИДа.

Методическим, консультативным и обучающим центром СПС является Головное научное учреждение в России — Республиканский Центр планирования семьи и репродук­ции (ЦПС и Р) на базе Научного центра акушерства, ги­некологии и перинатологии. На региональном уровне ре­ализация проблем планирования семьи возлагается на ЦПС и Р, консультации «Брак и семья» на базе профиль­ных НИИ, областных больниц, кабинеты планирования семьи. За годы реализации программы создано около 500 цен­тров планирования семьи, более 100 молодежных цент­ров планирования семьи и центров репродуктивного здо­ровья подростков, центров по охране репродуктивного здоровья и реабилитации.

Сохранение здоровья женщин и обеспечение безопасного материнства – основная задача современной медицины. Для каждой женщины право на свободный репродуктивный выбор и охрану репродуктивного здоровья – это право на свободу при принятии решения по реализации ее репродуктивной функции – наступлению желанной беременности и рождению желанных детей или использование методов контрацепции, а в случае наступления незапланированной беременности – возможности ее прерывания в условиях оказания доступной, безопасной, эффективной и высококвалифицированной медицинской помощи.

Законодательство Российской Федерации, как и многих стран, в отношении репродуктивных прав соответствует международным правовым нормам и регламентировано (Приложение 1).

Наши рекомендации