Вопрос 7.История фармации в Древней Индии. Источники изучения медицины. Традиционная медицина и ее значение.
Н. А. Богоявленский в книге «Индийская медицина в древнерусском врачевании» пишет: «Тысячи лет тому назад, когда Европа видела еще только ребяческие сны человечества, на территории Индии уже создавались великие государства, и складывалась великая культура». Полуостров Индостан, расположенный у южной подошвы Гималайских гор, орошаемый величайшими реками, Индом и Гангом, при тропическом климате обладая богатейшей растительностью с разнообразными ароматными кореньями, пряностями, плодами и цветами, по праву считается родиной лекарственных растений.
Источником для изучения истории медицины и фармации Древней Индии являются Веды (памятники индийской культуры), а также сборник законов Ману. Из них мы узнаем, что во II в. до н.э. в Индии существовало медицинское образование: университеты в Так-силе и Бенаресе. Университеты были не единственными очагами медицинского просвещения. Существовали также медицинские школы при провинциальных монастырях. Древнеиндийские врачи считали, что для нормальной жизнедеятельности организма необходимо наличие трех первичных элементов: воздуха (эфира), слизи и желчи. В «Аюр-Веде» (Книга жизни) говорилось, что болезнь наступает после нарушения равновесия этих трех компонентов, обеспечивающих здоровье. В IX в. до н.э. выдающийся древнеиндийский врач Сушрута, указывая на причины возникновения заболеваний, относил к ним климат, времена года, космические стихии, ветры, неопрятность одежды, жилища, испорченную воду, вредные местности и т. д.
Древнеиндийские врачи при лечении больного исходили из необходимости устранения несоответствия между дыханием, желчью и кровью. Врач должен был восстановить существовавшее до болезни равновесие с помощью лекарств, хирургического вмешательства или физических методов воздействия. В первом случае применялись рвотные и слабительные средства, потогонные вещества и масла — для удаления из Сбор перца в Индии. Из книги Марко Поло организма испорченных соков. При этом врач должен был уменьшить или увеличить количество жидкостей в организме, способствовать нормализации процессов усвоения пищи. Выбирая метод лечения, древнеиндийские врачи обязательно учитывали пол, возраст и телосложение больного, время года, характер болезни.
Важной и ответственной частью лечения у древнеиндийских врачей считалось назначение лекарств. По выражению Сушруты, «в руках невежды лекарство — яд и по своему действию может быть сравнимо с ножом, огнем и светом, в руках же людей сведущих, оно уподобляется напитку бессмертия». В «Аюр-Веде», своеобразной индийской фармакопее, дается перечень 760 лекарственных препаратов. Индийские врачи отдавали предпочтение растительным лекарственным средствам, многие из них применяются в народной медицине Индии и в настоящее время. Индийская растительность чрезвычайно богата и разнообразна, поэтому древнеиндийские врачи применяли растения местной флоры и почти ничего не заимствовали из соседних стран. Напротив, производился вывоз индийского растительного сырья в другие страны, особенно много продавалось пряностей (перец, гвоздика, кардамон). В эмпирической медицине Древней Индии находили применение злаки, древесина, кора, коренья, цветы, плоды как северных, гималайских, так и южных, тропических видов. Употреблялись также вино, уксус, молоко, масло, жиры, кровь, железы и другие органы многих животных, рыб и птиц. В качестве перевязочного материала использовались хлопок, камбий деревьев, волокна растений, шелк, особым образом обработанный кишечник некоторых животных.
Нашли широкое применение в лечебной практике минеральные вещества и их соли. Среди них препараты мышьяка, железа, меди, которыми прижигали язвы и лечили глазные болезни. Железо и мышьяк применяли при кровопотерях. В состав мазей часто включали свинец, серу, сурьму, цинк, соли аммония. Особенным почетом среди врачей пользовались, знавшие и умевшие применять препараты ртути: «Врач, человек знакомый со свойствами ножа и огня — демон, знающий силу молитвы — пророк, знакомый же со свойствами ртути — бог!». Ртуть находила применение при самых разнообразных заболеваниях, в том числе при лечении сифилиса. Она применялась в виде солей — красной, белой и желтой. В индийской медицине известен рецепт ртутной мази, которая изготавливалась из металлической ртути, серы и животного жира (серо-ртутная мазь). Золото в Древней Индии считалось самым сильным укрепляющим средством. Для употребления оно расплющивалось на тоненькие листочки, накалялось, а затем несколько раз гасилось в молоке.
Особое внимание обращалось на знание ядов, оно было обязательным, ибо «враги раджи, злые женщины и неблагодарные слуги отравляют иногда пищу». Индусы, по-видимому, часто страдали от укусов змей и бешеных животных. Сушрута насчитывает до 80 видов ядовитых змей, указывая всевозможные способы лечения. В связи с этим он приводит своего рода универсальный антидот из ассафетиды, цитруса в смеси с солями, перцем и имбирем — средство, которое употребляется против растительных и минеральных ядов.
Наряду с лекарственной терапией в Древней Индии применялись хирургические методы лечения болезней, гигиенические мероприятия, осуществлялись прививки против оспы, изоляция больных при лечении проказы. Индийские врачи осуществляли ампутации конечностей, удаление катаракт, производили пластические операции. При лечении переломов применялись вытяжение, вправление, неподвижные повязки, шины из бамбука. Для остановки кровотечений индийские врачи использовали холод, горячую воду, золу. Раны перевязывали шелковыми и шерстяными бинтами, пропитанными коровьим маслом, повязками из кожи, древесной корой некоторых растений. В законах Ману и Ведах не рекомендовалось пресыщение, предписывались умеренное употребление мяса, растительная пища, молоко, мед. Были разработаны гигиенические правила ухода за телом и за жильем, ежедневная гимнастика.
Заслуживает внимания система подготовки врачей в Древней Индии: преподавание вели наставники из высшего сословия. Наставник должен был обладать высокими нравственными качествами, а также иметь отличную специальную подготовку по всем разделам медицины, которые преподавались ученикам. У каждого наставника их было от трех до четырех человек. Теория и практика преподавались в постоянном единстве, в том числе при совместном посещении больных. Навыкам хирургических операций учеников обучали на своеобразных макетах (сочные плоды, луковицы, доски, облитые воском). После окончания обучения ученик принимал обязательство, которое требовало гуманного отношения к больному, готовности всегда прийти на помощь больному, скромного поведения в быту. Разумеется, врачи в первую очередь обслуживали привилегированные касты.
Постепенно накапливались знания и в области химии, что было характерно еще для предшествующего тысячелетия. Развитие химии в Древней Индии непосредственно сказывалось на развитии лекарствоведения. Великий индийский ученый II в н.э. Нагарджуна в своих сочинениях приводит сложные рецепты приготовления металлических солей и амальгам для очищения и осаждения металлов. Известную еще со II в до н.э. азотную кислоту стали применять в Древней Индии в технике и ремеслах, в медицине и ветеринарии. Затем были открыты способы изготовления соляной и серной кислоты, научились получать ляпис. Все эти открытия оказали огромное влияние на дальнейшее развитие фармации не только в Индии, но и в соседних арабских странах.