Урок 26. Организация здравоохранения в Российской Федерации. Финансовое обеспечение бесплатной медицинской помощи

Тема 2.4. Финансовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения

Урок 26. Организация здравоохранения в Российской Федерации. Финансовое обеспечение бесплатной медицинской помощи.

План:

1. Характеристика системы здравоохранения России и программы медицинской помо­щи гражданам;

2. Основные направления развития бюджетно-страховой модели финансирова­ния здравоохранения;

3. Планирование государственных гарантий в здравоохранении.

4. Организационная структура механизма обязательного медицинского страхования.

Домашнее задание: учебник «Бюджетная система РФ» под редакцией О.В. Врублевской и М.В. Романовского изд. «Питер» 2012г. стр. 300-304.

1. Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению кон­ституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В Федеральном Законе «Об осно­вах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011г. № 323-ФЗ (в ред.от 28.12.2013 года) отмечено, что государство гарантирует каждому человеку доступность медико-социальной помощи и социальную защищенность в случае утраты здоровья. Реализация медицинских услуг осуществляется в специально создаваемых для этих целей субъектах хозяйствования, в совокупности представляющих собой сеть учреждений (организаций) здравоохранения.

В соответствии с номенклатурой все учреждения сгруппированы в три крупных блока: лечебно-профилактические; государственной санитарно-эпидемиологической службы; аптечные. В свою очередь, в каждую из перечисленных групп включаются учреждения определенных типов и видов, названия которых отражают специфику выполняемых ими функций. Например: к учреждениям охраны материнства и детства отнесены родильные дома и дома ребенка; диспансерами называются учреждения, специализирующиеся на ле­чении отдельных видов заболеваний или видах деятельности.

Вторым значимым документом в области охраны здоровья является Закон РФ «Об обязательном ме­дицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ, в соответствии с которым все граждане России должны иметь медицинскую страховку, причем обязательное медицинское страхование работающих граждан осуществляют работодатели, неработающих граждан – субъекты РФ за счет средств регионального бюджета. Страховые принципы оплаты медицинских услуг не в полной мере обеспечивали равный доступ населения к медицинской помощи, в связи с чем в настоящее время осуществляется организационно-экономическое реформирова­ние системы здравоохранения.

2.В этой связи главной целью модернизации здравоохранения названо повышение до­ступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, а ее выполне­ние намечено осуществить путем реализации следующих направлений и мероприятий ре­формы:

• законодательного закрепления государственных гарантий оказания медицинской по­мощи населению. Для каждого вида заболевании на федеральном уровне должны быть разработаны и утверждены стандарты оказания медицинской помощи, вклю­чающие перечни медицинских услуг и лекарственных средств, а также алгоритмы выполнения медицинских услуг, единые для всей страны. На их основе субъекты РФ смогут определить стоимость медицинских услуг;

• модернизации системы обязательного медицинского страхования. Действующая двух-канальная система поступления финансовых средств в медицинскую организацию при бюджетно-страховой модели, когда средства по установленному перечню забо­леваний поступают и из бюджета, и от страховой компании, должна быть преобразо­вана в преимущественно одноканальную систему;

Часть финансовой ответственности намечается перенести в негосударственный сектор.

Урок 26. Организация здравоохранения в Российской Федерации. Финансовое обеспечение бесплатной медицинской помощи.

Страховые медицинские организации должны стать информированными покупателя­ми медицинских услуг в интересах застрахованных. Участие страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования необходимо для со­здания в системе здравоохранения субъектов, экономически заинтересованных в за­щите прав пациентов и в повышении эффективности использования ресурсов системы здравоохранения, достигаемой благодаря конкуренции страховых медицинских орга­низаций. Одним из основных условий достижения конкуренции является реальный вы­бор самими застрахованными страховой медицинской организации.

· совершенствования системы оказания медицинской помощи, в том числе:

1. обеспечения приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи с ак­цептом на профилактику заболеваний, осуществления программы развития общих врачебных практик; оснащения новым диагностическим оборудованием более 10 тыс. муниципальных поликлиник, а также значительного числа районных боль­ниц и фельдшерских пунктов;

2. повышения доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и прежде всего их использования при лечении детей;

3. перемещения части объемов оказания медицинской помощи со стационарного этапа на амбулаторный, сокращения части излишних мощностей больниц, их использо­вания для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи;

4. обеспечения перехода от принципа содержания медицинских учреждений к прин­ципу оплаты конкретных объемов оказания медицинской помощи;

5. перехода к новым методам оплаты труда медицинских работников.

· обеспечения доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекар­ственным средствам, формирования комплексной программы лекарственного обес­печения отдельных категорий граждан;

· улучшения состояния здоровья детей и женщин. Охрана здоровья матерей и детей, репродуктивного здоровья населения России при сложившейся социально-демо­графической ситуации в последние годы становится одним из основных критериев эффективности здравоохранения. Одним из важных нововведений является выда­ча матерям при рождении второго ребенка родовых сертификатов ;

· обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребите­ля и благополучия человека;

· повышения качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров в облас­ти здравоохранения.

Более конкретные обязательства со стороны государства формулируются в ежегодно утверждаемых Правительством РФ программах государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью (ПГГ). В них фиксируется стандартный на­бор лечебных и профилактических услуг, который в совокупности представляет собой объем бесплатной медицинской помощи, являющейся одним из элементов социального стандарта в области здравоохранения, финансируемых за счет как бюджета, так и средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Такая программа включает в себя:

• виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, в том числе:

♦ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

♦ за счет средств бюджетов всех уровней;

· нормативы объемов медицинской помощи;

  • нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;

· подушевые нормативы финансирования.

Урок 26. Организация здравоохранения в Российской Федерации. Финансовое обеспечение бесплатной медицинской помощи.

Основной перечень заболеваний и видов медицинской помощи по ним, гарантирован­ных населению бесплатно за счет бюджета и ОМС, следующий:

• скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью граж­данина либо окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обостре­ниями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравления­ми, осложнениями беременности и при родах;

• амбулаторно-поликлиническая помощь, включая мероприятия по проведению про­филактических прививок, профилактических осмотров и диспансерного наблюде­ния населения, диагностике и лечению заболеваний в поликлинике, на дому ив днев­ных стационарах всех типов;

• стационарная помощь: при острых заболеваниях и обострениях хронических болез­ней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного ме­дицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при пла­новой госпитализации с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и спе­циализированных санаториях; при патологии беременности, родах и абортах; в пе­риод новорожденности.

3,Планирование государственных гарантий в здравоохраненииосуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в медицинских учреждениях.

На федеральном уровне разрабатывается Программа государственных гарантий и методика формирования и обоснования Программы государственных гарантий. При этом определяется: виды медицинской помощи и заболевания, включенные в Программу государственных гарантий; минимально гарантируемые объемы медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объемов медицинской помощи.
На региональном уровне разрабатывается Территориальная программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. При этом устанавливаются территориальные нормативы медицинской помощи и территориальные нормативы финансовых затрат на единицу медицинских услуг.
На муниципальном уровне формируется муниципальный заказ, обеспечивающий реализацию Программы государственных гарантий в муниципальном образовании. На основе объемов медицинской помощи, реализуемых субъектом РФ с учетом нормативов финансовых затрат, а также предложений медицинских учреждений формируется финансовый план оказания медицинской помощи населению в медицинских учреждениях
муниципального образования, а также Заказ на получение жителями медицинской помощи за пределами территории проживания (в медицинских учреждениях регионального и федерального подчинения).
На уровне медицинских учреждений разрабатываются предложения по использованию их мощностей для реализации муниципального заказа.
Согласованные показатели муниципальных заказов служат основой для формирования бюджетных заявок муниципальным бюджетам и системе ОМС.
Планирование является одним из важнейших видов экономической работы.

Планирование здравоохранения — это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.

Основные принципы планирования здравоохранения:
-Научно-техническая обоснованность планов.
-Выделение приоритетных проблем.
-Сочетание текущего и перспективного планирования.
-Сочетание отраслевого и территориального планирования.
- Экономическая эффективность планов.

Урок 26. Организация здравоохранения в Российской Федерации. Финансовое обеспечение бесплатной медицинской помощи.

Обязательное медицинское страхование имеет принципиальные отличия от других видов страхования. Во-первых, средства фондов ОМС предназначены для оплаты медицинских услуг, а не для производства выплат в денежной форме. Во-вторых, организационные функ­ции при оплате услуг выполняют коммерческие организации — страховые медицинские компании, являющиеся страховщиками населения. В-третьих, при страховании задействова­ны средства бюджетов субъектов РФ, поскольку органы исполнительной власти выступают страховщиками неработающего населения. Исходя из этого, финансовый и организацион­ный механизм обязательного медицинского страхования зависит от его институциональ­ного уровня.

Первый уровень представляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхо­вания (ФФОМС), который осуществляет нормативное и организационное руководство системой ОМС. Основной финансовой функцией ФФОМС является предоставление субвенций территориальным фондам ОМС для выравнивания условий обеспечения ме­дицинскими услугами населения различных по экономическому развитию регионов. Кро­ме того, за счет его средств осуществляются различные целевые медицинские программы, оказывается медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях, возникающих в связи с катастрофами, стихийными бедствиями, военными действиями.

Второй уровень организации обязательного медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС и их филиалами. Этот уровень законодательно являет­ся основным в системе, поскольку именно территориальные фонды осуществляют акку­мулирование и распределение финансовых средств ОМС. Территориальные фонды ОМС (далее — ТФОМС) создаются на территориях субъектов РФ органами представительной и исполнительной власти этих субъектов, являются самостоятельными государственны­ми некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны создавшим их органам власти. Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации территори­альной программы ОМС на территории субъекта РФ на принципах всеобщности и соци­альной справедливости. Однако в настоящее время территориальные фонды напоминают передаточное, а не основное звено медицинского страхования. Страховые взносы они не собирают. Территориальные программы обеспече­ния граждан медицинской помощью и правила страхования граждан утверждаются орга­нами исполнительной власти субъекта РФ, а ТФОМС только участвуют в их разработке.

Третий уровень представляют страховые медицинские организации (СМО). Именно им по закону отводится непосредственная роль страховщика. СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по подушевым нормативам в зависимости от количества и половозрастной структуры застрахованного ими населения и осуществ­ляют оплату медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам. Наряду с финансовыми функциями страховые медицинские организации осуществляют контроль за объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг. По фактам нарушения усло­вий ОМС или причинения ущерба гражданам они предъявляют регрессные требования и иски медицинским учреждениям.

Таким образом, в Российской Федерации действует и развивается смешанная модель финансирования здравоохранения, которую можно назвать бюджетно-страховой, когда в одних случаях оплата медицинских услуг осуществляется за счет бюджетов, в других — за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения, в основном фе­дерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. При этой модели не исключается возможность привлечения дополнительных источников финансирования. Работодатели могут нести расходы по дополнительному медицинскому страхованию работников; граждане - приобретать медицинские услуги на платной осно­ве; государственные и муниципальные учреждения здравоохранения — осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность.

Наши рекомендации