Тема 1. История медицины как наука и предмет изучения
История медицины
учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов
Издание одобрено и рекомендовано к печати
Центральным методическим советом
Смоленской государственной медицинской академии
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
В. Шефнер
Студент________________________________
Факультет ________________ Группа_______
Смоленск, 2013
УДК 61 (091)
Рецензенты:
В.А. Шкитин - к.м.н., доц. каф. факультетской терапии
И. А. Лешутина - д.фил. н., доц., зав. каф. русского языка
Остапенко В. М. История медицины: учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов / Остапенко В.М., Коноплёва Е.Л., Нагорная С.В. – Смоленск: СГМА, 2013.- 111 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для рациональной организации самостоятельной работы студентов по усвоению ими содержания учебной дисциплины «История медицины». Предлагаемые дидактические материалы включают планы семинарских занятий, списки литературы по темам, темы докладов и рефератов, дискуссионные вопросы и вопросы для самоконтроля, проблемные задания и упражнения, ключевые понятия, перечень основных дат, имен и источников. Пособие не исключает объяснение преподавателя и работу студентов по учебнику, являясь дополнением к традиционным методам обучения. Для успешной реализации принципа активизации обучения при подготовке к семинарским занятиям ряд заданий необходимо выполнить письменно: ответить на проблемные вопросы, законспектировать первоисточники, сравнить различные медицинские системы, составить глоссарий или библиографический список по изучаемой проблеме и т.д. Пособие также содержит рекомендации по организации научно-исследовательской работы студента и примерный перечень возможных тем научных работ.
Учебно-методическое пособие рекомендовано Центральным методическим советом ГОУ ВПО СГМА Росздрава № 3 от 20 декабря 2012 г.
Тема | Оценка (зачет) | Подпись преподавателя (замечания) |
№ 1 | ||
№ 2 | ||
№ 3.1 | ||
№ 3.2 | ||
№ 4. | ||
№ 5 | ||
№ 6 | ||
№ 7 | ||
№ 8 | ||
№ 9 | ||
№ 10 | ||
№ 11 | ||
№ 12 |
© ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России, 2013.
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
Номер /индекс компетенции/ | Содержание компетенции | |
ОК-1 | способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности | |
ОК-2 | способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию; | |
ОК-3 | способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию | |
ОК-5 | способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссий, полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности; | |
ПК-3 | способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности; | |
ПК-31 | Способность и готовность изучать научно-медицинскую литературу, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования |
Тема 1. История медицины как наука и предмет изучения.
Цели: Показать роль и значение истории медицины как науки и предмета изучения. Определить основные периоды истории, в рамках которых излагается историко-медицинский материал. Продемонстрировать основные источники изучения истории медицины. Показать связь медицины и культуры.
Основные термины и понятия: хронология истории, культура, медицина, цивилизация, археология, нумизматика.
Компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-31.
План семинара
- История медицины как наука и предмет изучения, цели, задачи, значение. Медицина как часть культуры.
- Периодизация и хронология истории медицины.
- Источники изучения истории медицины.
- Медицина как система знаний, практической деятельности, социальный институт. Медицина и здравоохранение.
Основная литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2004.
3. Грибанов Э.Д. Источники изучения истории медицины. 1980.
Тестовые задания
1. К эпиграфическим историческим источникам относятся:1)печатные документы; 2)рукописные документы; 3)надписи на твёрдых материалах; 4)эпитафии.
2. Сколько периодов в развитии медицины выделяется согласно периодизации, широко используемой в истории медицины (Т.С. Сорокина)?1)2; 2)3; 3)4; 5)5.
3. Периоду медицины Древнего мира соответствуют хронологические рамки:1)2 млн. лет.– V тыс. до н. э.; 2)V тыс. до н. э. – V в. н. э.; 3)V – XVII вв.; 4)XVII – XIX вв.
4. Ведущий строй в период медицины Нового времени:1) первобытнообщинный; 2)рабовладельческий; 3)феодальный; 4)капиталистический.
5. Какому периоду истории соответствует медицина феодализма?1)первичной истории; 2)истории Древнего мира; 3)истории средних веков; 4)Новому времени.
6. Источники изучения истории медицины, которые дают информацию только о медицине нового и новейшего времени:1)материальные; 2)письменные; 3)фонодокументы; 4)этнографические.
7. Этнографические источники изучения истории медицины:1)обычаи; 2)малые формы изобразительного искусства; 3)киноленты; 4)клинопись.
8. Какие факторы определяют уровень развития медицины:1)общественно-экономическая формация; 2)культура; 3)мировоззрение; 4)всё перечисленное.
9. Средние века занимали в истории человечества:1)40 веков; 2)20 веков; 3)12 веков; 4)3 века.
10. Письменные источники появились:1)середина 1-ого тыс. до н.э.; 2)середина 1-ого тыс.н.э.; 3)3 тыс. до н. э.;4)1 век н.э.
Письменные вопросы и задания
1. Перечислите цели изучения истории медицины.Как Вы понимаете замечательную мысль Н. Рериха: «Многое забытое должно быть вновь открыто и благожелательно истолковано языком современности... Из прекрасных камней прошлого сложите ступени грядущего...»?
2. Одно из первых определений понятия «история медицины» принадлежит профессору Лебедеву (1827): «История не биография и не библиография, существенно не состоит ни в простом жизнеописании славнейших врачей, ни в сухом вычислении всех их творений, но состоит в …» Закончите мысль.
3. Какие символы медицины Вы можете назвать? Каково их происхождение и значение? Зарисуйте не менее трех.
4. Зарисуйте ось времени и укажите исторические периоды развития медицины.