Развитие науки в Арабских халифатах
· Была развита наука, (греческая философия).
· Переведены труды античных авторов.
· Организован «Дом мудрости» для работы переводчиков, в течении IX-X вв. была переведена вся литература на арабский язык.
· В городах организовывались библиотеки: в Багдаде, Дамаске, Каире (40 библиотек), которые преобразовались в центры науки (прообраз академии наук).
· Организовано 10 высших медицинских школ (в Европе 2).
Арабо-язычная медицина в течение 8 веков занимала ведущее место Средиземноморья.
Подход к лечению в Арабских халифатах:
· причина болезней рассматривалась на основе учения Гиппократа (темперамент человека);
· становление фармации и фармакопеи (сборник лекарственных средств):
- открытие первой аптеки в г. Багдаде в 754 году;
- изобрели соляную, азотную кислоту, хлорную известь и спирт (алкоголь), араб.al-kuhl; - тонкий порошок;
- к середине XIII в. арабы знали более 3000 разных лекарств.
Выдающимся философом, врачом и химиком раннего Средневековья был перс Абу
Бакр Мухамад ибн Закарий Ар – Рази (Разес) 850-923 гг. (автор 236 медсочинений).
Особую ценность представляют его труды:
· трактат об «Оспе и кори» (1498 г.) - сформировал идею заразности;
· написал энциклопедический труд в 25 томах «Всеобъемлющая книга по медицине» - описание болезней;
· написал труд «Медицинская книга» в 10 томах – (обобщение знаний в области теории медицины, патологии, врачевания, диететики, косметологии, гигиены, хирургии, токсикологии, инфекции);
· основатель больниц в Багдаде (развешивал куски свежего мяса в разных частях города, наблюдал где оно дольше сохраняется, там строил больницу).
Больничное дело в Арабских халифатах
Создание больниц в Халифате с самого начала было делом светским и являлось актом благотворительности. Больницы создавались на средства халифов, принцев и богатых людей и щедро ими финансировались, поэтому посещение больниц было бесплатным. Первая большая больница была основана в 873г. Правителем Ахмадом ибн Тулуном и предназначалась исключительно для бедного населения.
Коран запрещал вскрытие трупов, поэтому был не высокий уровень знаний по анатомии, хирургии, тогда как изучение инфекционных болезней и лекарствоведение было на очень высоком уровне.
Медицина у народов Востока в государствах Средней Азии, Восточной и Юго-Восточной Азии
В IX- XI веках одним из важнейших центров научной мысли Востока стала Средняя Азия. В 980 г. недалеко от Бухары, в селении Афшана (территория современного Узбекистана) родился великий ученый-энциклопедист Средневекового Востока, преуспевающий в 12 науках Абу Али ибн Сина. На латинском Западе его имя со временем трансформировалось в «Авиценна».
Абу Али Ибн Сина (980-1037 гг.)
· Врач, философ, астроном, математик, естествоиспытатель, поэт.
· Составил более 450 научных трудов, из которых до наших дней сохранились 238.
· Применял опыт и наблюдение при лечении больного.
· Боролся против высказываний о судьбе человека, влияющей на его здоровье.
· Его труды изучались несколько столетий в западной Европе.
Его основополагающий труд «Канон врачебной науки»состоит из 5 книг, который писал 20 лет (в 1020 г.).
В «Каноне» представлено 811 лекарственных средств, растительного (526), животного (125) и минерального (85) происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения. Многие из них несправедливо забыты, и только около 150 используются в современной медицине.
Ибн Сина утверждал, что мир не сотворён, а вечен. Боролся против учения о судьбе, о роке.
Развитие Китайской медицины
Традиционные методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний, зародившись в Древнем (рабовладельческом) Китае, достигли наивысшего расцвета в Средние века (т.е. в период феодализма).
Китайская медицина
· Навыки традиционного метода Чжень-цзю (иглоукалование и прижигание) передавались индивидуально от учителя к ученику.
· В 618 г. была основана первая в истории Китая – «Императорская медицинская школа – Тай и шу», (это почти 200 лет до основания медицинской школы в Салерно и 500 лет до создания первой врачебной школы в исламском мире).
· Чжень-цзю вели : один преподаватель, помощник и 10 инструкторов. При школе работали 20 мастеров по изготовлению игл и обучалось 20 учеников. (К середине VII в. школы значительно расширились и состояли из двух отделений – традиционной медицины и лекарствоведения).
· Изучали семь дисциплин: внутреннюю медицину (7 лет), детские болезни (5 лет), хирургию (5 лет), болезни уха, горла, носа и зубов (4 года), психические болезни (2 года), иглоукалывание и массаж (в течении всего периода обучения).
· Медицинский трактат «Чьен чжинь яо фан» - «Тысяча золотых прописей» появился в VII в., был составлен известным врачом - Сунь Сымяо (581-682 гг.).
· Были сделаны бронзовые фигуры для обучения метода Чжень-цзю, автор Ван Вейи. В 1026 году составил трактат «Иллюстрированное руководство о точках для акупунктуры и прижигания на бронзовой фигуре».
· Составлен атлас по Чжень-цзю терапии.
На поверхности фигуры были обозначены 359 точек для акупунктуры и их названия: каждой точке соответствовал глубокий канал для игл. Снаружи фигура делалась из бронзы и покрывалась воском изнутри и заполнялась подкрашенной водой, - если ученик вводил иглу правильно, жидкость появлялась на поверхности.