Обработка результатов и интерпретация. Процедура проведения стартовой диагностики первоклассников

Процедура проведения стартовой диагностики первоклассников

Стартовая диагностика составлена на основе диагностики Н.Нечаевой, С.Яковлевой «Изучение стартового уровня первоклассников», в которую входит комплект методик «Рисование бус» (И.И. Аргинская), «Продолжи узор» (Г.Ф. Кумарина), «Заселение дома» (И.И. Аргинская), «Раскрашивание фигур» (Н.Я. Чутко), «Разметка» (Н.К. Индик, Н.А. Цирулик), «Диктант» (H.B. Нечаева), «Чтение схем слов» (Н.В. Нечаевой), «Упорядочивание» (И.И. Аргинская), «Математический диктант» (И.И. Аргинская).

Назначение диагностических методик:

- обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;

- выявить индивидуальные различия между детьми.

Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.

Представленные здесь методики позволяют установить:

- владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень ее произвольности;

- интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;

- фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на...», «меньше на...»), представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.

Стартовая диагностика подходит для фронтального изучения детей и осуществляется на второй-третьей неделе сентября. Проводит диагностику учитель, работающий в классе. Учителю необходимо создать положительную мотивацию у первоклассников перед диагностикой. Рекомендуется заинтересовать детей, используя игровые моменты, при этом нельзя менять методику проведения заданий. Недопустимо запугивать учащихся, торопить при выполнении заданий. Ребенок выполняет диагностику в течение 2-3 дней, каждый день по 3-4 задания. Если первоклассник не писал диагностику из-за болезни, необходимо создать условия для индивидуального выполнения диагностики после выздоровления ребенка, при этом менять методику проведения нельзя.

При проведении диагностики необходимо рассадить детей по одному за парту и подготовить необходимые материалы.

Задания выполняются ребенком индивидуально на отдельных бланках. Каждый листок бланка подписывает учитель до начала диагностики.

Каждое задание оценивается от 1 до 4 баллов. (1 уровень – 1 балл, 2 уровень – 2 балла, 3 уровень – 3 балла, 4 уровень – 4 балла)

Результаты диагностики заносятся в таблицу Microsoft Office Excel «Анализ стартовой диагностики».

Стартовая диагностика

Задание 1. «Рисование бус»

Методика позволяет выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, способность к самоконтролю.

Подготовка:

Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку.

У каждого ребенка должно быть шесть разноцветных карандашей.

Работа состоит из двух частей:

1) выполнение задания (рисование бус);

2) самоконтроль и в случае необходимости перерисовывание бус.

Инструкция к 1-й части задания (повторяется два раза): «У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать».

Инструкция ко 2-й части задания: «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки - всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку, исправит рисунок или сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется еще раз медленно, каждое условие выделяется голосом.)

Обработка результатов и интерпретация

• Оценка задания

4-й уровень: задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять), их форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.

3-й уровень: учтены три условия.

2-й уровень: учтены два условия.

1-й уровень: учтено одно условие.

• Оценка самоконтроля

4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно.

3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки.

2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок.

1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

Задание 2. «Продолжи узор»

Методика позволяет установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.

Подготовка:

Узор-образец выполняется заранее на доске, расчерченной в клетку (или на большом листе бумаги, прикрепленном к доске)

Обработка результатов и интерпретация. Процедура проведения стартовой диагностики первоклассников - student2.ru

К - красный цвет

С - синий цвет

Узор выполняется двумя цветами, например красным и синим.

Детям раздаются чистые листы в клетку. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.

Работа состоит из двух частей:

1) срисовывание и продолжение трех узоров;

2) самоконтроль и в случае необходимости перерисовывание узора (узоров), в котором (в которых) допущены ошибки.

Инструкция к 1-й части задания (состоит из трех этапов): а) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор - такой же, как на доске, - и продолжите его до конца строки», б) «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и его тоже продолжите до конца строки», в) «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки».

Инструкция ко 2-й части задания: «Теперь сверьте всю вашу работу с узорами, нарисованными на доске: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у себя ошибку, исправьте рисунок или нарисуйте новый узор пониже. (Учитель показывает на доске, где следует рисовать исправленный вариант) Все ли поняли задание? Спросите сейчас, ёсли что-то непонятно».

Наши рекомендации