Вопрос 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение.

Под юридическими фактами принято понимать обстоятельства реальной действительности, с которыми действующие законы и иные нормативные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В исковом производстве и производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, суд устанавливает юридические факты для разрешения вопроса о субъективных правах и обязанностях лиц, участвующих в деле, т.е. установление юридических фактов является лишь необходимым этапом для того, чтобы разрешить спор о праве. При отсутствии нарушения субъективных прав, отсутствии притязаний и споров о праве между конкретными лицами прибегать к помощи суда для установления юридических фактов, как правило, не требуется. Регистрация, учет и удостоверение юридических фактов, оформление и выдача документов (свидетельств, справок, удостоверений и др.) в подтверждение данных фактов с целью содействия гражданам и организациям в приобретении и осуществлении их прав и обязанностей по общему правилу составляют компетенцию органов исполнительной власти, а не суда. К судебному порядку, урегулированному гл. 28 ГПК РФ, можно прибегнуть в исключительных случаях. К таковым следует отнести:

- отсутствие специального порядка установления, учета и удостоверения юридических фактов в действующем законодательстве (к примеру, когда юридические факты не регистрируются вообще);

- порядок установления и регистрации фактов хотя и имеется, но они не были установлены и зарегистрированы своевременно;

- юридические факты были зарегистрированы и удостоверены компетентными органами исполнительной власти, но подтверждающие документы у заявителя не сохранились, и восстановить их компетентный орган исполнительной власти не имеет возможности, т.е. у компетентного органа нет необходимых документов и информации.

При вышеперечисленных обстоятельствах вопрос о наличии или отсутствии юридического факта может быть разрешен судом в качестве самостоятельного вопроса. Субъективные права и обязанности, связанные с устанавливаемым юридическим фактом, остаются при этом за рамками деятельности суда.

С заявлением об установлении юридического факта может обратиться любое заинтересованное лицо. По общему правилу суд с учетом правил о подведомственности (ст. 30 АПК РФ, абз. 4 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ) может установить любые факты, которые влекут правовые последствия для заявителя. В то же время ввиду исключительности самой судебной процедуры требование об установлении юридического факта может быть реализовано только при определенных условиях. Суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если:

а) согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций);

б) установление факта не связывается с разрешением спора о праве, подведомственного суду;

в) заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение;

г) действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.

Несоблюдение какого-либо из вышеуказанных условий влечет невозможность рассмотрения судом дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, и является основанием для отказа в принятии заявления по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ либо прекращения производства по уже возбужденному делу (п. 1 ч. 1 ст. 220 ГПК РФ).

Подсудность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, определяется местом жительства заявителя. Если заявителей по делу несколько и проживают они в разных местах, то заявление может быть подано по месту жительства одного из них. Если в качестве заявителя выступает организация, то заявление подается по месту ее нахождения. Заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом подаются в суд по месту нахождения недвижимого имущества. Данное исключительное правило установлено в связи с тем, что по месту нахождения недвижимого имущества сосредоточено большинство доказательств.

Помимо общих правил, установленных ст. 131 и ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно составляться с учетом дополнительных требований. Юридическая значимость или юридически безразличный характер факта определяются судом конкретно по каждому делу. Факты, перечисленные в ст. 264 ГПК РФ, обладают юридической значимостью не всегда и не для любого лица, а только в определенной жизненной ситуации. Именно поэтому в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт. Определение цели, в связи с которой заявителю необходимо установить юридический факт, имеет первостепенное значение, так как исходя именно из цели, суд определяет предмет доказывания, перечень необходимых доказательств, круг заинтересованных лиц, подлежащих привлечению в процесс, да и вообще возможность установления конкретного юридического факта в судебном порядке.

В заявлении также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения или восстановления документов, удостоверяющих юридический факт. В большинстве случаев такими доказательствами являются письменные отказы органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит регистрация и установление юридических фактов в выдаче дубликатов необходимых документов либо в регистрации юридических фактов. При отсутствии какого-либо внесудебного порядка регистрации и установления искомого факта такие письменные доказательства требовать от заявителя нельзя, однако в заявлении должно быть указано, что искомый юридический факт вообще не подлежит какой-либо регистрации и не устанавливается каким-либо государственным органом во внесудебном порядке. При невозможности получения заявителем необходимых доказательств суд может оказать в этом помощь путем направления соответствующего запроса в порядке ст. 57 ГПК РФ.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом с участием заявителя и иных заинтересованных в исходе дела граждан и организаций. Суд в рамках подготовки дела к судебному разбирательству обязан выяснить круг таких лиц и вызвать их в судебное заседание.

Решение по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в целом должно отвечать требованиям, предъявляемым законом к решениям по делам искового производства (ст. ст. 197 - 198 ГПК РФ). В решении по делу об установлении юридического факта должен быть указан сам факт, наличие или отсутствие которого установил суд с приведением доказательств, на основании которых требование заявителя удовлетворено или отклонено. При подтверждении юридического факта указывается цель его установления.

Судебное решение об установлении факта, подлежащего регистрации в иных государственных органах (ЗАГСа, Росреестра и т.п.), не заменяет собой документов, выдаваемых этими органами, а служит лишь основанием для их получения. К примеру, в силу ст. 268 ГПК РФ или ч. 3 ст. 222 АПК РФ решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП (п. 21 постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Закон (ст. 264 ГПК РФ) приводит примерный перечень фактов, имеющих юридическое значение, которые устанавливает суд по правилам особого производства.

Установление факта родственных отношений. В судебном порядке устанавливаются не любые, а строго определенные родственные отношения с учетом цели, которую преследует заявитель. В качестве юридических последствий установления факта родственных отношений могут выступать: оформление наследственных прав; оформление права на пенсию по случаю смерти кормильца, на государственное пособие по многодетности; оформление прав на получение алиментов и т.д. Наиболее часто факт родственных отношений устанавливается с целью назначения пенсии и получения свидетельства о праве на наследство.

В первом случае суды должны руководствоваться нормами пенсионного законодательства о круге лиц, имеющих право на получение пенсии. При установлении факта родственных отношений с целью оформления свидетельства о праве на наследство необходимо применять гл. 63 ГК РФ, в частности, ст. ст. 1142 - 1145 ГК РФ, устанавливающие круг родственников, имеющих право на наследство.

Предметом доказывания в этих делах является факт наличия или отсутствия родства - кровной связи лиц, основанной на их происхождении. В судебном решении указывается характер и степень установленной кровной связи, а также лица, между которыми такая связь установлена.

Установление факта нахождения на иждивении может потребоваться для получения наследства, для назначения пенсии в связи со смертью кормильца либо для возмещения вреда в связи со смертью кормильца.

Для установления факта нахождения на иждивении в целях оформления права на наследство подлежат применению нормы ГК РФ о наследовании. Для лиц, входящих в круг наследников по закону, предусмотрено всего три условия наследования, которые необходимо будет доказать в суде: вхождение в круг наследников по закону, предусмотренных ст. ст. 1143 - 1145 ГК РФ; нетрудоспособность иждивенца ко дню смерти наследодателя; нахождение на иждивении наследодателя не менее одного года до дня его смерти. Согласно ч. 2 ст. 1148 ГК РФ факт нахождения на иждивении наследодателя граждан, не входящих в круг наследников по закону, также влечет призвание их к наследованию наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. Но в данном случае необходимо дополнительное условие в виде совместного проживания с наследодателем.

Установление факта нахождения на иждивении для назначения пенсии по случаю потери кормильца возможно при условии, что заявитель является нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца и состоял на его иждивении. Срок, в течение которого необходимо нахождение на иждивении и совместное проживание с умершим, юридического значения для назначения пенсии не имеет.

Право нетрудоспособных иждивенцев на возмещение вреда по случаю потери кормильца не ставится в зависимость от того, состоят ли они в какой-либо степени родства или свойства с умершим кормильцем. Основополагающими юридическими фактами в этом случае являются факт состояния на иждивении и факт нетрудоспособности.

Судом также устанавливаются факты регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти.

По общему правилу регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установление вышеуказанных фактов допускается в суде только при наличии сообщения от органов ЗАГСа об отсутствии первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния ввиду того, что документация, свидетельствующая о регистрации акта гражданского состояния, не сохранилась (архивы утрачены, уничтожены и т.п.).

В соответствии с ч. ч. 3 и 4 ст. 74 ФЗ «Об актах гражданского состояния» запись акта гражданского состояния может быть восстановлена по поступлении в орган записи актов гражданского состояния вступившего в законную силу решения суда об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния. На основании восстановленной записи акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись акта гражданского состояния восстановлена.

В судебном решении должно быть указано, когда и где искомый факт был зарегистрирован и на основании каких доказательств суд пришел к данному выводу.

Примечательно, что судом устанавливаются именно факты регистрации (в литературе их иногда еще называют доказательственными фактами), но не непосредственно сами зарегистрированные факты как обстоятельства реальной действительности. Так, установление факта регистрации смерти следует отличать от установления факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах (п. 8 ст. 264 ГПК РФ). Факт регистрации смерти устанавливается при утрате документов о состоявшейся регистрации смерти, а факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах устанавливается, если органы ЗАГСа отказали в регистрации смерти.

Факт признания отцовства. Данный факт подлежит установлению в судебном порядке на основании ст. 50 СК РФ, если:

а) лицо, которое признавало себя отцом ребенка, умерло;

б) между этим лицом и матерью ребенка не был заключен в установленном законом порядке брак.

В отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г. от лиц, не состоявших в браке между собой, суд вправе установить факт признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, при условии, что ребенок находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее.

Помимо этого факта, суд вправе в порядке особого производства устанавливать и факт отцовства, поскольку Семейный кодекс РФ не исключает возможность установления происхождения ребенка от лица, не состоящего в браке с его матерью, в случае смерти этого лица. Такой факт может быть установлен в отношении детей, родившихся 1 марта 1996 г. и позднее, при наличии доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от данного лица (ст. 49 СК РФ), а в отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996 г., - при наличии доказательств, подтверждающих хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в ст. 48 КоБС РСФСР (п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 25.10.1996 № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»).

Установление факта признания отцовства и факта отцовства необходимо отличать от судебного установления отцовства, при котором существует спор о происхождении ребенка и которое устанавливается в порядке искового производства.

В порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.

Необходимость в установлении данного факта возникает из-за имеющихся в правоустанавливающем документе ошибок, допущенных государственным органом при его оформлении и выдаче, и невозможности их исправления непосредственно в этом органе. Поэтому суды должны требовать от заявителя представления доказательств о том, что правоустанавливающий документ принадлежит ему и что организация, выдавшая документ, не имеет возможности внести в него соответствующее исправление. Задачей суда является установление наличия или отсутствия ошибки в написании фамилии, имени или отчестве лица в правоустанавливающем документе по сравнению с его паспортом, свидетельством о рождении. Наличие или отсутствие ошибок в иных сведениях, содержащихся в документе, суд устанавливать не вправе.

Перечень правоустанавливающих документов весьма широк, но, как правило, каждый из таких документов служит доказательством наличия определенного права или совокупности прав и обязанностей, свидетельствует о принадлежности имущества конкретному лицу.

Невозможность установления факта принадлежности паспорта обусловлена тем, что паспорт гражданина Российской Федерации является личным документом, кроме того, имя, отчество или фамилия лица, указанные в правоустанавливающем документе, сверяются судом с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными именно в паспорте.

Относительно воинских документов следует признать, что суд не вправе устанавливать принадлежность лишь личных воинских документов, таких как удостоверение личности военнослужащего; военный билет; паспорт моряка; удостоверение личности моряка. Другие же воинские документы - различного рода справки о ранении, о пребывании в партизанском отряде, извещения органов военного управления о гибели или пропаже без вести в период боевых действий - вполне подпадают под определение «правоустанавливающие документы», и факт их принадлежности может быть установлен судом в рамках особого производства.

Для свидетельств, выдаваемых органами ЗАГСа, законом предусмотрен специальный порядок устранения неправильностей, имеющихся в соответствующих свидетельствах.

Недопустимо вместо установления факта принадлежности заявителю правоустанавливающего документа выносить решение об установлении тождества лиц, по-разному указанных в правоустанавливающем документе и паспорте.

Факт владения и пользования недвижимым имуществом может быть установлен судом в порядке особого производства в случаях, когда закон связывает с фактическим владением и пользованием возникновение какого-либо права на данное недвижимое имущество.

В настоящее время законом не исключается возможность установления судом факта владения и пользования недвижимым имуществом не только на праве собственности, но и на праве пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования, иных вещных правах.

Факт владения и пользования недвижимым имуществом устанавливается в целях регистрации прав на это имущество при условии, что правоустанавливающий документ существовал у заявителя, однако утрачен и не может быть восстановлен в ином порядке. Если же правоустанавливающий документ изначально отсутствовал у заявителя, либо возможность получить его дубликат не утрачена, суд отказывает в принятии заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ) либо прекращает производство по делу (п. 1 ч. 1 ст. 220 ГПК РФ).

Не подлежат установлению в порядке особого производства факты владения недвижимым имуществом на праве собственности, если таковое оформлено на другое лицо; владения самовольно построенным объектом недвижимости (ст. 222 ГК РФ), недвижимым имуществом, приобретенным с нарушением действующего законодательства. В этих случаях вопрос о праве заявителя может быть разрешен только в порядке искового производства.

Установление факта несчастного случая. По общему правилу расследование и учет несчастных случаев на производстве осуществляются в административном порядке. Вопросы расследования несчастных случаев на производстве регулируются ст. ст. 227 - 231 ТК РФ. По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах.

Судом может быть установлен факт несчастного случая, когда: акт о несчастном случае вообще не составлялся и составить его в настоящий момент невозможно; акт был составлен, но затем утрачен заявителем и восстановить его в административном порядке невозможно (к примеру, журнал регистрации несчастных случаев на производстве отсутствует или утрачен работодателем); акт был составлен с ошибками, препятствующими признанию факта несчастного случая, и исправить эти ошибки соответствующий орган (комиссия на предприятии или государственный инспектор труда) не может.

Целью установления факта несчастного случая является получение заявителем страховых выплат или назначение пособия по социальному страхованию в связи с несчастным случаем и временной нетрудоспособностью.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле должны быть привлечены администрация предприятия, на котором произошел несчастный случай, а также Фонд социального страхования Российской Федерации (его отделения и филиалы), иные лица, ответственные за причинение вреда.

Для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать следующие юридически значимые обстоятельства:

- относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя (ч. 2 ст. 227 ТК РФ);

- указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (ч. 3 ст. 227 ТК РФ);

- соответствуют ли обстоятельства (время, место и др.), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в ч. 3 ст. 227 ТК РФ;

- произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- имели ли место обстоятельства, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в ч. 6 ст. 229.2 ТК РФ), и иные обстоятельства.

Установление факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в судебном порядке возможно, если органы ЗАГСа отказали заявителю в регистрации смерти. Учитывая, что не всегда возможно представление документов, предусмотренных ст. 64 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» для регистрации смерти непосредственно органами ЗАГСа, либо заявителем пропущен трехдневный срок на подачу заявления о смерти, органы ЗАГСа не имеют возможности зарегистрировать событие смерти надлежащим образом. В таких случаях устанавливать факт смерти компетентен суд в особом производстве.

Заявителем должны быть представлены доказательства, с достоверностью свидетельствующие факт наступления смерти конкретного лица в определенное время и при определенных обстоятельствах. Такими доказательствами могут выступать любые из перечисленных в гл. 6 ГПК РФ, в том числе свидетельские показания, аудио- и видеозаписи. При отсутствии доказательств, с достоверностью указывающих на смерть конкретного лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, суд должен отказать в установлении факта смерти. В дальнейшем при таких условиях заинтересованное лицо может обратиться в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим по правилам гл. 30 ГПК РФ.

Установление факта смерти следует отличать от установления факта регистрации смерти.

Факт принятия наследства и места открытия наследства. Заявление об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства может быть рассмотрено судом в порядке особого производства, если орган, совершающий нотариальные действия, отказал заявителю в выдаче свидетельства о праве на наследство, в связи с тем что у заявителя отсутствуют документы, необходимые для подтверждения в нотариальном порядке факта вступления в права наследования и во владение имуществом, либо таких документов недостаточно. Если надлежащие документы представлены, но в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд не с заявлением об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства, а с заявлением на отказ в совершении нотариального действия в порядке гл. 37 ГПК РФ.

При рассмотрении судом требования об установлении факта принятия наследства установлению подлежат обстоятельства, подтверждающие совершение заявителем действий, свидетельствующих о фактическом принятии последним наследства, имевших место в пределах срока принятия наследства, предусмотренного законом (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (ч. 2 ст. 1153 ГК РФ). При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Подробно действия наследника по фактическому принятию наследства с перечнем письменных доказательств описаны в п. 37 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных Правлением Федеральной нотариальной палаты 28.02.2006 г.

В рамках рассмотрения дела подлежат выяснению следующие обстоятельства: отнесение заявителя к числу наследников умершего; перечень имущества, которое фактически было принято, время и способ принятия имущества наследником; соблюдение наследником шестимесячного срока на принятие наследства; причины, препятствующие нотариусу с достоверностью установить фактическое принятие наследства, - отсутствие либо недостаточность представленных наследником доказательств; цель установления факта принятия наследства.

Для исключения сомнений в наличии или отсутствии спора о праве, суд должен установить сведения о наличии либо отсутствии других наследников, призываемых к наследованию, привлечь их к участию в деле в качестве заинтересованных лиц и убедиться, намерены ли они оспаривать действия заявителя по принятию наследства.

В исключительных случаях, при недостаточности представленных нотариусу документов, суд может установить факт места открытия наследства. Согласно ст. 1115 ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.

В качестве подтверждения факта последнего постоянного жительства наследодателя может выступать один из следующих документов: справка жилищно-эксплуатационной организации о регистрации гражданина по месту его жительства; справка с места работы умершего о месте его жительства; справка жилищного либо жилищно-строительного кооператива; выписка из домовой книги; справка рай(гор)военкомата о том, где проживал гражданин до призыва на воинскую службу; справка органа социальной защиты населения о том, по какому адресу доставлялась пенсия наследодателю.

Факт места открытия наследства может быть установлен судом на основе не только документов, представленных нотариусу, но и иных доказательств, в том числе свидетельских показаний, аудио- и видеозаписей.

При рассмотрении такого заявления суд учитывает длительность проживания наследодателя в конкретном месте на момент открытия наследства, нахождение в этом месте наследственного имущества и другие обстоятельства, свидетельствующие о преимущественном проживании наследодателя в этом месте.

Перечень юридических фактов, обозначенный в ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим, поэтому суды вправе рассматривать дела и об установлении иных фактов, если они порождают для заявителей юридические последствия.

В судебной практике встречается установление следующих фактов, имеющих юридическое значение:

- факт применения в отношении гражданина политических репрессий;

- факт нахождения граждан в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

- факт постоянного проживания на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г. и после этой даты, влекущий за собой признание гражданства Российской Федерации;

- факт участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

- факт представления заведомо ложных сведений с целью приобретения гражданства;

- факт пригодности жилого строения для постоянного проживания;

- факт рождения ребенка в определенное время данной женщиной;

- факт совершения завещания в чрезвычайных обстоятельствах (ч. 3 ст. 1129 ГК РФ);

- факт непринятия наследства и т.д.

Наши рекомендации