Структура доходов и расходов ффомс.

Доходы бюджета Федерального фонда формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством РФ о страховых взносах, законодательством РФ о налогах и сборах и законодательством РФ об иных обязательных платежах. К доходам бюджета Федерального фонда относятся:

1) страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

2) недоимки по взносам, налоговым платежам;

3) начисленные пени и штрафы;

4) средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами;

5) доходы от размещения временно свободных средств;

6) иные источники, предусмотренные законодательством РФ.

Расходы бюджета Федерального фонда осуществляются в целях финансового обеспечения:

1) предоставления субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации;

2) исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;

3) выполнения функций органа управления Федерального фонда.

В составе бюджета Федерального фонда формируется нормированный страховой запас. Размер и цели использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда устанавливаются ФЗ о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период. Порядок использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [6].

Отчеты об исполнении бюджетов внебюджетных фондов составляются органами управления фондами и представляются в Министерство здравоохранения РФ.

Таблица 1 - Структура и динамика доходов и расходов ФФОМС в 2009 – 2012 гг.

Структура 2009 г. 2010 г. 2011 г.
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % по отношению к пред. году, % млн. руб. уд. вес, % по отношению к пред. году, %
Доходы бюджета ФФОМС, всего 126 562,4 100 101 843,6 100 80,47 348 437,1 100 342,13
Единый социальный налог 88 832,1 70,19 4 888,6 4,80 5,50 -49,10 - -
Страховые взносы - - 91 027,8 89,38 - 326 632 93,74 358,83
Налог, взимаемый в связи с применением УСН 653,7 0,52 0,79 123,15 499,7 0,14 62,07
ЕНВД 319,5 0,25 353,2 0,35 110,55 86,2 0,03 24,41
ЕСХН 4,3 0,003 5,4 0,005 125,58 5,9 0,002 109,26
Недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС 15,3 0,01 14,5 0,01 94,77 11,6 0,003
Безвозмездные поступления 37 869,3 29,02 4 734 4,65 12,5 21 140,7 6,07 446,57
Прочие 15,8 0,01 8 463,6 8,31 53 567 110,1 0,03 1,3
Расходы бюджета ФФОМС, всего 130 037,4 100 109 124 100 83,92 310 428,1 100 284,47
Выполнение территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС 91 643,4 70,47 86 175,3 79,97 94,03 95 954,3 30,91 111,35
Обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) 3 822,6 2,94 - - - - - -
Проведение диспанцеризации детей сирот и детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях 823,6 0,63 795,7 0,73 96,61 0,30 115,75
Проведение дополнительной диспанцеризации работающих граждан 3 788,9 2,91 4 155,9 3,81 109,69 4 042,3 1,30 97,27
Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни 17 000 13,07 17 500 17,31 102,94 18 000 5,80 102,86
Прочее 12 958,9 9,97 497,1 0,46 3,84 191 510,5 61,69 38 525,55
Величина дефицита/профицита бюджета ФФОМС -3 475 - - 7 280,4 - - 38 009 -

Источники: [8], [9], [10].

Из таблицы видно, что за 2009-2011 гг. динамика доходов и расходов в ФФОМС претерпевала изменения. В 2009 г. имел место дефицит бюджета ФФОМС. Наибольшую долю в доходах бюджета составлял Единый социальный налог – 88 832,1 млн. руб. (70,19%), который на тот момент еще имел силу. На втором месте расположены безвозмездные поступления от других бюджетов Бюджетной системы РФ - 37 869,3 млн. руб. или 29,02%. Наибольшую долю в расходной части бюджета ФФОМС за 2009 г. составила статья «выполнение территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС» - 70,47% или 91 643,4, т.е. это расходы на осуществление самого главного принципа обязательного медицинского страхования - обеспечение гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Также значительную долю составляют расходы на помощь беременным – 13,07% или 17 000 млн. руб.

На конец 2010 года дефицит Фонда увеличился по сравнению с прошлым годом и составил 7 280,4 млн. руб. именно с этого года стали были введены страховые взнос на ОМС. Их доля составила 89,38% или 91 027,8 млн. руб. средства, направляемые на выполнение территориальной программы ОМС снизились и составили 94,03% от 2009 г. параллельно увеличились расходы на дополнительную диспанцеризацию работающих граждан и на оплату мед. помощи беременным (увеличение на 9,69% и 2,94% соответственно).

В 2011 году наконец произошла положительные сдвиги в структуре бюджета: на конец года имел место профицит в размере 38 009 млн. руб. Более чем в 3 раза увеличились суммы поступающих страховых взносов на ОМС. В 4 раза увеличился размер безвозмездных поступлений по сравнению с 2010 годом. Что касается расходов, то практически по всем выделяемым в таблице статьям произошла положительная динамика, кроме расходов на проведение дополнительной диспанцеризации работающих граждан, они снизились на 2,73%.

В целом, можно сказать, что система обязательного медицинского страхования развивается, структура поступаемых и расходуемых средств совершенствуется, страна за анализируемый период справилась с последствиями мирового финансового кризиса и после реформирования системы взносов на ОМС, бюджету было необходимо время, чтобы подстроиться под нововведения.

Наши рекомендации