Аксиома о потенциальной опасности
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ОБЖ
Обьектом изучения в БЖД является комплекс явлений и процесс в системе ‘’человек – среда обитания’’, отрицательно воздейст-вующих на человека и природную среду.
В жизненном цикле человека текущее состояние системы ‘’человек – среда обитания’’ многовариантно. Наиболее характерными являются системы: ‘’человек – природная среда (биосфера)’’, ‘’человек – машина – среда рабочей зоны’’, ‘’человек городская среда’’, ‘’человек – бытовая среда (жилище)’’ и т. п.
Во всех вариантах системы ‘’человек – среда обитания’’ постоянным компонентом является человек, а среда обитания определяется его выбором. В существующей независимо от человека системе ‘’про – изводство – производственная среда’’ роль человека не исчезает.
Она значительна, так как параметры и функционирование производства (технологической системы) предопределяются человеком на стадии проектирования и создания технической системы.
Приоритет в формировании и развитии негативных ситуации практически во всех случаях также остается за человеком. Лишь при стихийных бедствиях ему отводится соподчиненная роль. К сожалению, аналогичную ситуацию все чаще приходится наблюдать в системе ‘’че – ловек – техносфера’’. В тех случаях, когда техносфера доведена до сос – тояния, не пригодного для существования животных, произрастание растений и проживания людей, человек теряет приоритетную роль в системе ‘’человек – техносфера’’ и вынужден, в конечном итоге, либо покинуть зону проживания, либо расплачиваться своим здоровьем и продолжительностью жизни.
Для правильного понимания негативных явлений, происходящих в системе ‘’человек – среда обитания’’, и достижения условий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, необходимо изучение элементов, составляющих систему, и явлений, происходящих в ней. Предметом изучения БЖД являются: обьективные закономерности возникновение опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере (производственной, городской и бытовой среде); анатомофизиологические возможности человека переносит воздействие опасных и вред – ных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях; среда формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятель- ности и сохронения природной среды; правовые и организационные ос- новы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
АКСИОМА О ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ
Аксиома о потенциальной опасности – основополагающий пос- тулат БЖД: потенциальная опасность является универсальным свойст- вом процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла.
Аксиома потенциальной опасности предопределяет, что все дейст- вия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме прочих позитивных свойств и результатов, обладает способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие или результат не- избежно сопровождается возникновением новой потенциальной опас – ности или группы опасностей. 3.
Очевидно, что на всех этапах своего развития человек постоянно стремится к обеспечению личной безопасности и сохранению своего здоровья. Это стремление было мотивацией многих его действий и пос- тупков. Создание надежного жилища не что иное, как стремление обес- печить себяи семью защитой от естественных опасных (молния, осадки, животные и т. п.) и вредных (пониженная и повышенная температура, солнечная радиация и т. п.) факторов. Но появления жилища грозило его обрушением, внесения в него огня – отравлением при задымлении, ожогами и пожарами.
Даже в быту нас сопровождает большая гамма негативных фак- торав. К относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорание природ- ного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспор- та и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум, инфразвук; вибра- ция; электромагнитные поля от синтетических материалов, бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств, ио – низирующие излучения(естественный фон, медицинское обследование, фон от строительных материалов, излучение приборов, предметов быта) медикаменты при избыточном и неправильном их потреблении; алко – голь; табачный дым; бактерии; аллергены и другие факторы.
Опасные и вредные факторы, обусловленные деятельностью че – ловека и продуктами его труда, называются атропогенными.
Природная среда также может быть источникам опасных и вред- ных факторов, которые квалифицируются как естественные. Они возни- кают при стихийных явлениях (извержение вулканов, землетрясение, наводнения, молнии и т. п.), к ним относятся повышенные и понижен – ные температуры окружающей среды; повышенный радиационный фон; обвалы, оползни, сход лавин и т. п.
Рост антропогенного воздействия на природную среду не всегда ограничивается лишь прямым воздействием, например, ростом концен- траций токсичных примесей в атмосфере. При определенных условиях возможно проявление негативных вторичных воздействий на природ – ную среду и человека. К ним относятся процессы образования кислот – ных дождей, смога, ‘’парниковый эффект’’, разрушение азонового слоя Земли; накопление токсичних и канцерогенных веществ в организме животных и рыб, в пищевых продуктах и т. п.
Энергетический уровень естественных опасных и вредных фак- торов практически стабилен, тогда как большинство антропогенных
4.
факторов непрерывно повышает свои энергетические показатели (рост рапряжений, давлений и др.) при совершенствовании и разработке но – вых видов техники и технологии (появление ядерной энергетики, кон – центрация энергоресурсув и т. п.). По мнению академика Н. Н. Моисее- ва, ‘’человечество вступило в новую эру существования, когда потенци- альная мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания становится соизмиримой с могучими силами природы планеты. Этовну- шает не только гордость, но и опасение, ибо чревато последствиями… которые могут привести к уничтожению цивилизации и даже всего жи- вого на Земле.
4. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ОПАСНОСТИ.
Безопасность как мера защиты организмов от внутренних и внеш- них опасностей являются, несомненно, одним из природных факторов существования живых систем. При этом безопасность человека имеет свои особенности, обусловленные тем, что в отличие от других живых организмов человек способен создавать собственную среду обитания, во многом отличную от природной и поэтому имеющую такие виды опас- ностей, которые не свойственны природной среде. Характерно то, что сознательная деятельность человека формировало новую, антропоген- ную среду с такой высокой скоростью, что адаптационные возможности живых организмов с нею не справлялись. Не справляются с ней и адап- тационные возможности организма самого человека.
Опыт показывает, что любая деятельность человека, помимо поль- зы, приносит и негативные результаты, вырожающиеся либо в наруше- нии экологии, либо в травматизме или даже смерти. То есть, как уже ранее говорилось, абсолютно безопасной деятельности создать невоз- можно и всегда существует риск негативных последствий. Поэтому безо- пасность следует понимать как комплексную систему мер защиты чело- века и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной дей- тельностью. Чем сложнее вид деятельности, тем более комплексна сис- тема защиты (безопасность) этой деятельности. Комплексную систему составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, эко- номические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилак- тические.
Безопасную деятельность человека можно представить как некото- рый замкнутый круг, в котором опасности и жизнедеятельность человека не пересекаются и разграничиваются кольцом всего комплекса безопас- ности. Следует также учитывать, что наличие потенциальной опасности при деятельности человека не всегда сопровождается ее негативным воз- действием человека. Для реализации такого воздействия необходимо вы- полнить три условия: опасность реально действует; человек находится в зоне действия опасности; 10.
Человек не имеет достаточных средств защиты.
Таким образом, безопасность – состояние деятельности, прикото- рой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей. Это возможно обеспечить только при решении трех основных задач.
Первая задача – идентификация (детальный анализ) опасностей, присущих изучаемой деятельности. Идентификация должна осущестлят-ся в следующей последовательности: устанавливаются элементы среды обитания, формирующие конкретные опасности, и требование к профес- сиональной пригодности человека изучить деятельность как источник опасности. Затем приводится качественная, количественная, пространст- венная и временная идентификация имеющихся в рассматриваемой дея- тельности опасностей, возникших от элементов обитания и человека.
Вторая задача – разработка мер защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей, которая приводится с обязательным выбором таких способов, которые давали бы наибольший эффект защиты при оптимальных затратах.
Третья задача – разработка мер защиты от остаточного риска дан- ной деятельности (они необходимы потому, что обеспечить абсолютную деятельность безопасности невозможно). Эти меры применяются в том случае, когда произошло воздействие опасностей на человека или среду обитания (оказать пострадавшему первую помощь или квалифицированную медицинскую, избавить общество от криминальных элементов, про- извести разборку зданий или сооружений, освободить пострадавшего в транспортной аварии, очистить загрязненную территорию и т. п.).
Третью задачу обеспечения безопасности деятельности реализуют в нашей стране службы здравоохранения, Госсанэпиднадзора, пожарной охраны, подразделение ликвидации последствий чрезвычайной ситуации службы ликвидации аварий в электросетях, трубопроводах, радиационной и химической защиты, милиция, прокурорский надзор и др.