Урок 1. Текст и предложение (общее представление) Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста

Методические разработки уроков.

Русский язык» авт. В.П.Канакина

Класс

(50часов, 5 уроков в неделю)

НАША РЕЧЬ (2ч.)

Урок 1. Знакомство с учебником «Русский язык».

Наша речь. Её значение в жизни людей.

Целевая установка: познакомить с учебником, рабочей тетрадью; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей, дать первоначальное представление об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: слушание, говорение, чтение, письмо ; оценивать результаты деятельности на уроке.

План урока

1. Знакомство с новым для учащихся информационным объектом - учебником «Русский язык» ( обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение, упражнения и задания к ним и др))

2. Чтение и обсуждение Обращения авторов к первоклассникам ( стр.3)

3. Знакомство со шмуцтитулом ( страничкой в учебнике, открывающей первый раздел курса русского языка.) и его назначением в учебнике. Определение целевой установки изучения раздела «Что узнаем, чему научимся»

4. Чтение названий темы «Наша речь» и учебной познавательной задачи «Для чего нужна речь?» (учебник, стр. 6) , уточнение их понимания.

5. Конкретизация задачи урока урока.. Воспроизведение представлений детей о речи, полученных в период обучения грамоте.

· Определение значения слова речь ( одно из значений этого слова - способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом).

· Обсуждение ответов на вопросы: Из чего состоит наша речь?( Из слов) А может ли быть речь без слов?

· Обмен мнениями детей при ответе на вопрос: о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? Почему? ( Рассматривание иллюстрации к упр.1)

6. Чтение предложения Л. Успенского (учебник, упр. 1). Определение его главной мысли: только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать. Соотнесение высказывания и рисунка ( учебник, упр. 1).

7. Знакомство с видами речевой деятельности человека (учебник, упр.2) с опорой на схему и рисунки (учебник, стр. 5).

· Чтение названия схемы и записей в ней. Обсуждение, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя и в каких случаях жизни человека осуществляется слушание? говорение? чтение? письмо? речь про себя?

· Рассматривание и обсуждение рисунков. Соотнесение рисунков с отдельными видами речевой деятельности.

· Чтение сведений о речи: слушание, говорение, чтение и письмо – это наша речь

Вывод: речь есть один из главных способов общения людей друг с другом.

8. Знакомство с рабочей тетрадью. Выполнение заданий (рабочая тетрадь, упр. 1). Ответ на вопрос: какими еще рисунками можно было бы проиллюстрировать каждый из видов нашей речи?

7. Итог урока:

· Когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь позволяет людям общаться друг с другом. Для того чтобы состоялось общение, наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.)

· Какими видами речи мы пользуемся на уроке? Что можно отнести к говорению? слушанию? чтению? письму?

· Что же такое наша речь? Ответить определением-определением из учебника.

Урок 2. Язык и речь. Устная и письменная речь (общее представление). Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык – государственный язык нашей страны, Российской Федерации.

Целевая установка: дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения ; учить практически различать речь устную и речь письменную; формировать чувство уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, а также чувство уважения к языку других народов; ввести в активный словарь детей слова-термины «устная речь», «письменная речь» и слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык , учить оценивать результаты деятельности на уроке

План урока

1.Воспроизведение названия темы «Наша речь»; обсуждение ,что мы относим к нашей речи ( слушание, говорение, чтение, письмо).

2.Чтение первой учебной познавательной задачи: Какой бывает речь? ( учебник, стр. 7) Уточнение её понимания.

3. Работа с текстом: Чтение текста (учебник, упр. 3), осмысление его содержания. Обсуждение ответов на вопросы: что нового вы узнали из текста? что такое устная речь? письменная речь? Почему этим формам речи дали такие названия: устная, письменная?

4. Выполнение заданий (учебник, упр. 4).

· Рассматривание рисунка. Ответ на вопрос: как вы догадались, что рисунки даны к сказке «Колобок»? Рассказывание подготовленными детьми фрагмента сказки, соответствующего рисунку, по данному началу: «Катится Колобок по дороге, а навстречу ему...»

· Чтение речи персонажей сказки, выяснение значений слов косой и заяц.

· Ответы на вопросы: к какой речи ты отнесёшь запись разговора сказочных персонажей: к устной или письменной? Какой речью ты воспользуешься, чтобы передать содержание сказки?

· Разыгрывание сценки встречи Колобка и Зайца из сказки «Колобок» .

5. Чтение второй учебной познавательной задачи: Что такой родной язык? ( учебник, стр. 8)Выяснение понимания значений слова язык, словосочетаний русский язык, родной язык.

6.Рассматривание рисунков и предложений, написанных на разных языках (учебник, упр. 5). Ответы на вопросы: какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему? Чтение текста под рубрикой «Обрати внимание...» и подведение детей к выводу: прочитать и понять написанное можно тогда, когда владеешьродным (или неродным) языком.

( Учитель обращает внимание на то, что каждый человек должен знать и любить свой родной язык и уважительно относиться к другим языкам и народам , говорящих на своём родном языке. На этом этапе урока возможно прослушивание какого-либо текста на русском и иностранном языках. Ответы на вопросы: какая речь звучала на русском языке? Как вы об этом узнали? А на каком языке звучала другая речь? Поняли ли вы ее? Почему?)

7.Чтение сведений о языке Русский язык – государственный язык нашей страны, Российской Федерации. Выяснение понимания слов (государственный, Российская Федерация)

8.Списывание предложения, написанного на русском языке. ( Учитель обращает внимание на памятку в учебнике №1 на стр. 134 «Как научиться правильно списывать слова, предложения, текст»). Оценка правильности написанного предложения.

6. Работа со словами с непроверяемыми написаниями: русский язык (Обращается внимание на знак, по которому можно определить словарное слово, рисунок). Выяснение значений многозначного слова язык, русский язык;их записьс выделением трудных для написания мест в слове (орфограмм). Слово язык ученики находят в орфографическом словаре, к которому всегда можно обратиться за помощью, если забудешь написание этого слова.

7.Самостоятельная работа: вписать в предложение пропущенное слово: упр.2 ( рабочая тетрадь)

8.Итог урока: выполнение задания из учебника «Проверь себя» или обсуждение вопросов, данных на шмуцтитуле к разделу «Наша речь»

9. Домашнее задание: Подготовиться дома к разыгрыванию сценок из сказки «Колобок» по рисункам упр. 3 ( рабочая тетрадь, стр.5).

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ДИАЛОГ (3ч.)

Урок 1. Текст и предложение (общее представление) Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.

Целевая установка: дать общее представление о тексте как единице речи; учить различать текст и предложения; наблюдать над связью предложений в тексте, соотносить содержание текста и рисунок к нему, учить выбирать из ряда заголовков наиболее подходящий к данному тексту, подбирать свой заголовок к тексту, составлять текст из деформированных предложений, проговаривать вслух последовательность действий при списывании, развивать монологическую речь на основе воспроизведения содержания знакомых детям сказок, ввести в активный словарный запас слова текст, предложение.

1. Проверка домашнего задания. Воспроизведение содержания сказки и разыгрывание сценки подготовленными учениками.

2.Рассматривание щмуцтитула (учебник, стр.9). Чтение названия раздела. Определение целевой установки изучения раздела « Чему будем учиться».

3. Определение познавательных задач урока Что такое текст? Что такое предложение? ( учебник,стр. 10)

4.Наблюдение над связью предложений в тексте (учебник, упр. 1). Выразительное чтение текста. Задания к анализу текста: то, что вы прочитали, — это отдельные предложения или текст? Об одном явлении или о разных говорится в предложениях текста? О ком и о чем говорится в каждом предложении? Можно сказать, что во всех предложениях говорится о приближении весны? Подходит ли рисунок к тексту? Какой заголовок из данных может подойти к тексту «Первый весенний денек», « Льдинки на окне», «Весна пришла»? Придумайте свой заголовок.

5. Обсуждение: Из чего состоит текст? Можно ли называть текстом одно предложение? Можно ли назвать текстом несколько предложений, каждое из которых сообщает сведения, не связанные между собой? Обобщение учителя: Текст состоит из предложений, предложения в тексте связанны между собой по смыслу Текст можно озаглавить. Чтение сведений о языке в учебнике. (От детей не следует требовать запоминания этого определения.)

6. Упражнение в выделении предложений из текста (учебник, упр. 2). Чтение текста ещё раз (учебник, упр. 1), определение, какая мысль выражена словами каждого предложения. Воспроизведение знаний об оформлении предложений на письме ( первое слово записывается с заглавной буквы, между словами предложения – пробел, в конце предложения поставлен знак точка)

7.Соотнесение рисунка и того предложения, которым можно этот рисунок подписать, подбор предложения, которым можно подписать рисунок. Комментированная запись этого предложения или самостоятельное списывание предложения.

Перед записью задание типа проговаривания вслух последовательности действий при списывании: подготовься правильно списать любое предложение. Сначала прочитай предложение вслух. Отчетливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам. Затем прочитай шепотом, запоминай, как пишутся слова. После этого проговори по слогам первое слово. Напиши его. Проверь. Так же записывай каждое слово предложения.

8.Рассматиривание рисунков и определение по ним сказок ( рабочая тетрадь, стр.6, упр1.) Рассказы о персонажах сказок.( На первом рисунке изображён Айболит из сказки К.Чуковского «Айболит». Он читает телеграмму, в которой больные звери просят о помощи. И др.) Вопрос: Можно ли каждый устный рассказ назвать текстом?

9. Коллективное составление предложений по данному началу ( рабочая тетрадь, стр.6, упр.2) и их запись. Проверка написанного. Обсуждение: можно ли назвать записанные предложения текстом.

10. Прослушивание отрывка из сказки «Курочка Ряба» со слов: «Дед и баба плачут; курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое — простое» (читает учитель или подготовленный ученик), определение названия сказки, а также ее части (начало, середина или конец). Составление из слов и сочетаний слов предложений (рабочая тетрадь, упр. 3); определение, откуда эти предложения; установление такой последовательности предложений, которая бы соответствовала той, что дана в сказке. Выполнение заданий упражнения.

11. Итог урока: расскажите, что вы узнали о тексте. Из чего он состоит? 12.Домашнее задание ( рабочая тетрадь, упр. 3 – устное задание.)

Наши рекомендации