Организационная структура и основные задачи органов управления медицинской службы гражданской обороны

Лекция 2.

Медицинская служба гражданской обороны

Организационная структура и основные задачи органов управления медицинской службы гражданской обороны

Федеральная медицинская служба гражданской обороны (МСГО) создана в соответствии с Федеральным законом от 12.02.98 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.99 № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» и «Положением о федеральной медицинской службе гражданской обороны», утвержденном приказом Минздрава России от 03.07.00 №242.

Она является специальной организацией в системе здравоохранения страны и одной из служб ГО.

Федеральная МСГО - это система органов управления учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение в военное время в целях возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности.

Медицинская служба Гражданской обороны (МС ГО) - это специальная организация в системе здравоохранения, предназначенная для медицинского обеспечения населения при применении противником оружия массового поражения (ОМП) и других средств нападения, а также в зонах стихийных бедствий, катастрофического затопления и крупных аварий.

Федеральная МСГО осуществляет свою деятельность во взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, с другими службами ГО, а также с медицинскими службами ВС РФ и других войск в установленном порядке.

Учреждения и формирования МСГО, создаваемые на базе учреждений здравоохранения Минздрава России, а также учреждения и формирования МСГО других федеральных органов исполнительной власти, организаций независимо от форм собственности по решению соответствующих начальников ГО используются в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Наиболее существенное влияние на деятельность МС ГО в современной войне окажет, прежде всего, практически одновременное возникновение огромных людских потерь на территории страны. Разнохарактерность воздействия на организм человека известных ныне средств поражения приведет к значительному усложнению структуры санитарных потерь. В ряде случаев эти факторы создадут обстановку, при которой будет иметь место несоответствие имеющихся в данном районе сил МС ГО объему работ по оказанию медицинской помощи населению в короткие сроки.

Условия деятельности МС ГО будут также затруднены, во-первых, наличием значительного разрушения зданий и сооружений, что усложнит развертывание медицинских формирований и учреждений; во-вторых, возникновением обширных зон радиоактивного и очагов химического заражения местности, ограничивающих возможность маневра силами и средствами МС ГО и ведущих к необходимости организации и проведения специальных мероприятий по их защите. Кроме того, большое значение будет иметь и тот фактор, как ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния ряда районов страны в связи с перемещением большого числа людей в ходе эвакуационных мероприятий ГО и разрушениями в сетях канализации, водопровода и энергоснабжения. Следует учесть также возможность возникновения значительных трудностей в управлении ее силами и средствами в результате разрушения постоянных линий связи, а также нарушения радиосвязи вследствие ионизации атмосферы при ядерных взрывах. Приведенные положения лишь в общих чертах характеризуют условия деятельности МС ГО в современной войне. Однако и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о чрезвычайной сложности обстановки, в которой придется действовать службе при выполнении ее весьма важных задач.

По значимости решаемых задач МС ГО справедливо считается одной из ведущих служб ГО.

Основными задачами федеральной МСГО являются:

• прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медико-санитарного обеспечения населения;

• разработка нормативных и методических документов по организации медико-санитарного обеспечения населения страны, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;

• планирование, организация и проведение мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения в военное время;

• подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;

• создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий ГО;

• создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для учреждений и формирований МСГО;

• организация снабжения учреждений и формирований МСГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;

• участие в разработке медицинских средств защиты населения от современных средств поражения;

• подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;

• участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;

• участие в подготовке санитарных дружин, создаваемых в организациях;

• своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;

• организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

• медико-санитарное обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения.

Кроме этого, в зависимости от обстановки задачами МС ГО являются:

- организация и проведение лечебно-эвакуационных, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на своевременное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшему населению, с целью быстрейшего восстановления здоровья людей, возвращения их к общественно-полезному труду, снижения инвалидности и смертности;

- предупреждение возникновения и распространения среди населения массовых инфекционных заболеваний;

- обеспечение санитарного благополучия населения и ликвидацию неблагоприятных санитарных последствий применения противником оружия массового поражения.

Успешное выполнение задач медицинской службой ГО является весьма существенным ее вкладом в дело обороноспособности страны и может быть достигнуто проведением комплекса организационных, лечебно-эвакуационных, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в мирное время, в период угрозы нападения и при ликвидации последствий применения противником ОМП.

В мирное время на МС ГО возлагается:

- планирование мероприятий службы на военное время;

- комплектование, подготовка и поддержание в постоянной боевой готовности формирований и учреждений службы;

- обучения населения приемам оказания само и взаимопомощи при поражении ядерным и химическим оружием, а также правилам поведения в очагах поражения.

При угрозе нападения МС ГО:

- приводит все силы и средства в полную боевую готовность;

- эвакуирует и развертывает в загородной зоне сеть медицинских и леч. учреждений;

- осуществляет медицинское обеспечение эвакуации населения и рассредоточения рабочих и служащих;

- обеспечивает население средствами медицинской защиты и оказания первой помощи.

После применения противником оружия массового поражения МС ГО обеспечивает:

- ведение медицинской разведки в исходных районах, на маршрутах передвижения сил гражданской обороны и в очагах поражения;

- выдвижение и развертывание своих сил и средств в очагах массового поражения;

- своевременное оказание пораженным и заболевшим первой и первой врачебной помощи, их эвакуация в лечебные учреждения загородной зоны для оказания специализированной медицинской помощи и стационарного лечения;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

снабжение формирований и учреждений службы, а также населения медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом.

Федеральная МСГО организуется по территориально-производственному принципу на базе органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения.

В состав МСГО входят: руководство, органы управления, учреждения, формирования (гражданские организации гражданской обороны).

К руководству относятся начальники МСГО всех уровней.

Начальниками МСГО являются:

• федеральной МСГО - первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации;

• субъектов Российской Федерации, городов, городских районов - руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, городов, городских районов;

• сельских округов - главные врачи округов (главные врачи центральных районных больниц);

• организаций - главные врачи медико-санитарных частей этих организаций, заведующие здравпунктами.

Руководство обеспечивает подготовку формирований и учреждений МСГО, организует их развертывание и работу, осуществляет контроль за деятельностью органов управления.

Органы управления МСГО представлены штабами МСГО и управлениями больничными базами.

Штабы МСГО как органы оперативного руководства создаются при начальниках МСГО всех степеней вплоть до объекта экономики. В состав штабов МСГО входят должностные лица, функциональные обязанности которых по занимаемым должностям в системе здравоохранения позволяют им решать вопросы подготовки службы и организации ее работы в ЧС.

Органами управления МСГО являются:

• штаб федеральной МСГО;

• штабы МСГО субъектов Российской Федерации;

• штабы МСГО городов, городских районов и сельских округов.

Штабы МСГО создаются в мирное время приказами соответствующих руководителей органов управления здравоохранением, главных врачей сельских округов.

Штаб федеральной МСГО создается приказом Минздрава России. В состав штаба включаются: начальник штаба - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации; заместитель начальника штаба - директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита».

Организационная структура и основные задачи органов управления медицинской службы гражданской обороны - student2.ru

Схема управления Федеральной медицинской службой гражданской обороны (ФМСГО).

Члены штаба:

• руководители структурных подразделений Минздрава России;

• главные медицинские специалисты Минздрава России;

• представители Российской академии медицинских наук;

• специалисты ВЦМК «Защита»;

• представители заинтересованных органов исполнительной власти и организаций;

• представитель Российского общества Красного Креста.

В состав штаба МСГО субъекта Российской Федерации включаются: начальник штаба - заместитель руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, заместитель начальника штаба - начальник Второго отдела органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации,

Члены штаба:

• руководители структурных подразделений органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации;

• главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации;

• главные медицинские специалисты;

• главный врач станции переливания крови;

• руководитель территориального центра медицины катастроф;

• другие лица.

В состав штабов МСГО городов, городских районов и сельских округов включаются должностные лица органов управления здравоохранением и руководители учреждений здравоохранения по аналогии с составом штаба МСГО субъекта Российской Федерации.

Начальники штабов МСГО являются заместителями соответствующих начальников МСГО.

Органы управления здравоохранением, на базе которых создаются штабы МСГО, с введением военного положения переводятся на штаты военного времени. Структура и численность органов управления здравоохранением определяется решениями органов исполнительной власти, исходя из объема мобилизационного задания.

Управление больничной базы как орган управления МСГО создается для руководства развертыванием и работой больниц загородной зоны на территории области (края, республики).

Органы управления МСГО должны находиться в состоянии постоянной готовности к решению возложенных на них задач по медицинскому обеспечению населения в ходе проведения мероприятий гражданской обороны.

К учреждениям, входящим в состав федеральной МСГО, относятся:

• учреждения здравоохранения, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных больничных коек, создание медицинских формирований (гражданских организаций гражданской обороны);

• учреждения здравоохранения, создаваемые на военное время по решению органов исполнительной власти (профилированные больницы и другие);

• организации государственной санитарно-эпидемиологической службы, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны Российской Федерации;

• аптечные учреждения, в том числе склады медицинских центров «Резерв»;

• учреждения здравоохранения, привлекаемые решениями органов исполнительной власти к участию в проведении мероприятий гражданской обороны.

Общей характерной особенностью медицинских формирований является их предназначение для работы непосредственно в очаге поражения (исключение составляют бригады специализированной медицинской помощи, предназначенные для работы в лечебных учреждениях загородной зоны). При этом каждое формирование выполняет определенный, заранее установленный для него конкретный перечень лечебно-профилактических или противоэпидемических мероприятий. После выполнения задач в очаге массового поражения формирования возвращаются в свои учреждения-формирователи для работы в их составе.

К медицинским формированиям МС ГО относятся: санитарные посты (СП), санитарные дружины (СД), отряды санитарных дружин (ОСД), отряды первой медицинской помощи (ОПМ), отряды (бригады) специализированной медицинской помощи (ОСМП, БСМП), токсико-терапевтические подвижные госпитали (ТТПГ), инфекционные подвижные госпитали (ИПГ), хирургические подвижные госпитали (ХПГ), подвижные противоэпидемические отряды (ППЭО) и специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ), группы эпидемической разведки (ГЭР).

Общей характерной чертой медицинских формирований является их предназначение для работы непосредственно в очагах массового поражения (исключение составляют санитарные дружины и БСМП, предназначенные для работы в лечебных учреждениях загородной зоны). При этом каждое формирование выполняет определенный установленный для него конкретный перечень лечебно-профилактических или противоэпидемических мероприятий. По выполнению задач в очаге массового поражения формирования возвращаются в свои учреждения - формирователи для работы в их составе.

Медицинские формирования ГО в зависимости от подчиненности подразделяются на объектовые и территориальные.

К объектовым медицинским формированиям ГО относятся санитарные посты и санитарные дружины. Они создаются на объектах экономики, в учреждениях, учебных заведениях и т.п.

Санитарный пост состоит из 4 чел.: начальника поста и 3 санитарных дружинниц. Санитарные посты создаются на предприятиях, в учреждениях, высших и средних специальных учебных заведениях, В их оснащение входят: аптечки, санитарные носилки, носилочные лямки, средства индивидуальной защиты, нарукавные повязки и эмблемы Красного Креста и др. Они предназначены для оказания первой медицинской помощи в ЧС на своем объекте. Санитарные посты в мирное время оборудуют на предприятиях и в учреждениях «Уголки здоровья». В очаге ядерного поражения личный состав санитарных постов за 1 ч работы может оказать первую медицинскую помощь 10 пораженным (без розыска и выноса).

Санитарная дружина состоит из 24 чел.: командира, заместителя командира, связного (он же завхоз), водителя и 5 звеньев санитарных дружинниц по 4 чел. в каждом звене, один из которых является командиром звена. Санитарные дружины создаются на предприятиях, в учреждениях. Табелем оснащения предусмотрены: санитарные сумки (каждой дружиннице), средства индивидуальной защиты, санитарные носилки, носилочные лямки, индивидуальные фляги для воды, нарукавные знаки Красного Креста и др. Табельное имущество, в том числе и санитарные сумки, накапливается, хранится и освежается на объектах экономики, где оно сформировано.

Санитарные дружины предназначены для розыска и оказания первой медицинской помощи в очагах массового поражения, участия в организации выноса и вывоза пораженных к местам погрузки их на транспортные средства, а также для работы в других формированиях и медицинских учреждениях. За 1 ч работы в ядерном очаге одна санитарная дружина может оказать первую медицинскую помощь 50 пораженным.

Для выполнения своих задач личный состав СД проходит специальную подготовку. В целях закрепления практических навыков сандружинницы участвуют в тренировочных практических занятиях и тактико-специальных учениях, проводимых в системе ГО.

По штатному расписанию в СД входит 24 человека, в том числе: командир СД, его заместитель, завхоз , шофер. Указанное формирование состоит из 5 звеньев (в каждом по 4 человека во главе с командиром звена).

Табелем оснащения СД предусмотрены: аптечки индивидуальные, ИПП, защитно-фильтрующая одежда, сапоги и перчатки резиновые, противогазы, сумка ПХС, сумки санитарные, фляги для воды, фонари электрические карманные, носилки санитарные, комплект индивидуальных дозиметров. Табельное имущество СД. в том числе и санитарные сумки, накапливается, хранится и освежается на объекте экономики, где она сформирована. При слаженной и хорошо организованной работе за 5 часов работы одна СД может оказать первую помощь 250 пораженным.

На крупных объектах, где имеется возможность создания пяти СД формируются отряды санитарных дружин (ОСД). Принцип комплектования, назначение и оснащение ОСД - те же. что и санитарных дружин.

Санитарные дружины и санитарные посты - это массовые формирования медицинской службы. Они создаются и используются в соответствии с планами штабов по делам ГОЧС. За их формирование, экипировку и оснащение несут ответственность руководители объектов совместно с организациями общества Красного Креста, а за медицинскую подготовку - органы здравоохранения.

К территориальным формированиям МСГО относятся:

• медицинские отряды;

• подвижные госпитали (токсико-терапевтические, инфекционные, хирургические и другие);

• бригады специализированной медицинской помощи;

• санитарно-эпидемиологические отряды;

• санитарно-эпидемиологические бригады: эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);

• специализированные противоэпидемические бригады;

• группы эпидемиологической разведки.

Медицинский отряд (МО) - основное подвижное формирование МСГО, предназначенное для оказания первой врачебной помощи пораженным (больным) гражданам в очаге (на границе очага) массового поражения, временного размещения и подготовки их к эвакуации в учреждения здравоохранения. Они создаются в соответствии с планами штабов по делам ГОЧС области (города) на базе ЛПУ (больниц, поликлиник). По штату в состав отряда могут входить 6-8 врачей, до 35-38 средних медицинских работников, до 2 санитарных дружин и другой личный состав (всего 146 чел.).

Основными задачами МО являются: прием, регистрация и временное размещение пораженных, медицинская сортировка пораженных, проведение дозиметрического контроля, частичная, а при возможности и полная санитарная обработка пораженных, обеззараживание их одежды и обуви, оказание пораженным первой врачебной помощи, временная госпитализация нетранспортабельных; участие в эвакуации пораженных с пострадавших объектов временная изоляция инфекционных больных и пораженных с психическими расстройствами, подготовка транспортабельных пораженных и больных к эвакуации в лечебные учреждения загородной зоны; пополнение медицинским имуществом массовых формирований, действующих на участке работы отряда, ведение первичного медицинского учета и отчетности.

Отряд имеет табельное медицинское и санитарно-хозяйственное имущество, радиостанцию, подвижную электростанцию, средства индивидуальной защиты, дозиметрическую аппаратуру, приборы химической разведки и другое имущество; палаточным фондом не располагает. Для перевозки личного состава и имущества к очагу поражения и эвакуации пораженных с объекта руководителем спасательных работ отряду выделяются автотранспортные средства.

В структуре отряда имеются отделения: приемно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуации пораженных, лабораторное, частичной санитарной обработки пораженных и дезактивации, медицинского снабжения (аптека) и хозяйственное.

Полностью укомплектованный кадрами и оснащенный табельным имуществом медицинский отряд за 12 ч работы может принять, провести медицинскую сортировку, оказать первую врачебную помощь и подготовить к эвакуации до 500 пораженных.

Медицинский мобильный отряд - новое (опытный образец) формирование МСГО, предназначенное для оказания первой врачебной помощи пораженным и больным в очаге (на границе очага) массовых санитарных потерь мирного и военного времени. В его состав входят 108 чел., из них 14 врачей (в том числе 3 врача-педиатра), 22 средних медицинских работника и другой личный состав.

Отряд способен на штатном транспорте выдвигаться в районы ЧС, а также перевозится на железнодорожном и авиационном транспорте. За счет возимых запасов отряд способен работать в автономном режиме до 3 сут.

Медицинский мобильный отряд укомплектован 6 автоперевязочными АП-2 с приписанным постоянным персоналом за счет ЛПУ и развертывает следующие функциональные подразделения: приемно-сортировочное (с сортировочным постом), перевязочное, эвакуационное отделения, аптеку, а также подразделения обеспечения и управления.

Запасы имущества обеспечивают оказание помощи 100-120 пораженным. Время готовности АП-2 к работе после прибытия в район ЧС - 10-15 мин. Рабочей ячейкой модуле всех блоков является врачебно-сестринская бригада.

Медицинский мобильный отряд предназначен для решения следующих задач:

• ведение медицинской разведки на маршрутах выдвижения и в районе расположения отряда;

• обеспечение массового приема и регистрации пораженных;

• проведение медицинской сортировки пораженных;

• оказание пораженным первой врачебной помощи;

• временная (до прибытия транспорта) изоляция пораженных, представляющих опасность для окружающих;

• подготовка пораженных к эвакуации в лечебные учреждения;

• ведение медицинского учета и отчетности.

Отряд имеет табельное медицинское и санитарно-хозяйственное имущество, радиостанцию, подвижную электростанцию, средства индивидуальной защиты, дозиметрическую аппаратуру, приборы химической разведки, палаточный фонд. Для перевозки личного состава и имущества к очагу поражения и эвакуации пораженных с объекта ведения спасательных работ отряд располагает автотранспортными средствами.

Бригады специализированной медицинской помощи создаются на базе медицинских вузов, институтов (академий) последипломного образования, крупных городских, областных (краевых, республиканских) больниц, научно-исследовательских институтов и научных центров. Профиль бригад определяется специальностью врачей, включенных в их состав, и соответствующим табельным оснащением.

По штатному расписанию в состав бригады специализированной медицинской помощи входят: 2 врача, 2 медицинские сестры (фельдшера) и 1 шофер.

Основным предназначением бригад является усиление учреждений здравоохранения, больниц МСГО загородной зоны, организация и оказание в них специализированной медицинской помощи пораженным. Создаются бригады по следующим профилям: нейрохирургические, офтальмологические, травматологические, торакоабдоминальные, ожоговые, токсико-терапевтические, психоневрологические и др.

Возможности бригады по оказанию специализированной медицинской помощи пораженным находятся в прямой зависимости от ее профиля. Так, например, личный состав бригады хирургического профиля за 10 ч работы может выполнить 10-12 хирургических вмешательств.

Токсико-терапевтический подвижной госпиталь создается на базе токсикологических центров или многопрофильных больниц, имеющих в своем составе терапевтические отделения; предназначен для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных АОХВ.

В своем составе госпиталь имеет: управление, медицинскую часть, отделение материально-технического обеспечения; развертывает приемно-эвакуационное, два терапевтических и психоневрологическое отделения. Кроме того, в его составе предусмотрены лечебно-диагностические и вспомогательные подразделения (рентгеновский кабинет, лаборатория, аптека, электростанция и др.). Имея палаточный фонд, госпиталь развертывается вблизи очага химического поражения.

Инфекционный подвижной госпиталь формируется на базе ЛПУ инфекционного профиля. Он предназначен для оказания специализированной медицинской помощи и лечения инфекционных больных; оказания консультативной помощи медицинскому персоналу, работающему в очагах опасных инфекций; проведения лабораторной индикации бактериальных средств.

В составе госпиталя развертываются: приемно-диагностическое, лечебно-диагностическое и лечебные отделения, а также клинико-диагностическая и бактериологическая лаборатории. Он имеет аптеку, транспортное, обмывочно-дезинфекционное, хозяйственное отделения, столовую.

Санитарно-эпидемиологические отряды и санитарно-эпидемиологические бригады - эпидемиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические), радиологические - создаются центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и предназначаются для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Специализированные противоэпидемические бригады создаются на базе противочумных институтов и станций. Они предназначены для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций или при угрозе их возникновения.

В составе бригады имеются: управление, эпидемиологическое и бактериологическое отделения. Штатным расписанием в составе данного формирования предусмотрено 30 чел., в том числе 10 врачей и 11 помощников эпидемиолога и санитарного врача.

Группы эпидемиологической разведки формируются на базе центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН). Они предназначены для проведения эпидемиологического обследования инфекционных очагов, эпидемиологической разведки и отбора проб с объектов внешней среды.

Группа эпидемиологической разведки состоит из 3 чел., в том числе командира - врача-эпидемиолога, помощника эпидемиолога-фельдшера (лаборанта) и шофера-санитара. Оснащается она укладками для отбора проб и противочумными костюмами за счет формирователя – ЦГСЭН.

Группа в состоянии в течение 1 ч обследовать территорию в 2 км2 с отбором 8 проб с объектов внешней среды.

Подвижные противоэпидемические отряды (ППЭО) формируются на базе городских, областных, краевых или республиканских санитарно-эпидемиологических станций, а также из персонала институтов эпидемиологии, микробиологии и гигиены. Основными задачами ППЭО являются организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении очагов массового поражения, а также в районах рассредоточения и эвакуации населения.

Табелем предусмотренообеспечение ППЭО антибиотиками, бактериальными диагностическими препаратами, медицинской аппаратурой, приборами и лабораторным имуществом, ДДА, автолабораторий, транспортом для перевозки имущества отряда, а также защитной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты.

При необходимости для выполнения задач, возлагаемых на МСГО, решениями органов исполнительной власти и руководителей организаций могут создаваться и другие формирования медицинской службы гражданской обороны.

К учреждениям медицинской службы ГО относятся: больницы МС ГО загородной зоны, станции переливания крови, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, аптеки, учебные заведения по первичной и последипломной подготовке медицинских работников по ГО и др. сохранившиеся в очаге поражения лечебно-профилактические учреждения, которые могут быть наряду с ОПМ использованы для оказания первой врачебной помощи пораженным непосредственно в пострадавшем городе; головные и профилированные больницы; инфекционные подвижные госпитали; больницы для легкопораженных; склады и базы медицинского снабжения, а также их объединения - больничные базы.

Лечебные учреждения больничной базы развертываются в загородной зоне и предназначены для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных. К этим лечебным учреждениям относятся: головные, многопрофильные, профилированные (травматологические, терапевтические, инфекционные, психоневрологические) больницы, а при большом количестве пораженных соответствующего контингента могут развертываться ожоговые, детские больницы и больницы для легкопораженных.

Больничная база (ББ), - это совокупность лечебно-профилактических учреждений МС ГО загородной зоны, объединенных единым органом управления и предназначенных для оказания полного объема медицинской помощи пораженному населению.

Руководит работой ББ специальный орган управления - Управление больничной базы (УББ). Организационно ББ МС ГО состоит из лечебно-эвакуационных направлений (ЛЭН). В состав ЛЭН, как правило, входят лечебные учреждения нескольких районов.

Органом, организующим работу по приему и оказанию пораженным медицинской помощи в лечебных учреждениях ЛЭН, является головная больница (ГБ) (обычно одна из наиболее крупных ЦРБ, ближайшая к зоне катастрофы). Она принимает пораженных на основном пути их вывоза из очага массовых потерь, сортирует, наиболее тяжелым оказывает неотложную медицинскую помощь, а остальных распределяет по профилированным больницам данного ЛЭН.

В составе профилированных больниц хирургического профиля развертываются следующие отделения: приемно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное с профилированными палатами, лечебно-диагностические подразделения и стационар для обслуживания местного населения, а также медицинскаячасть и управление.

В профилированных терапевтических больницах обычно отсутствует операционно- перевязочное отделение. В составе приемно-сортировочного отделения больницы оборудуется распределительный пост (РП) и сортировочная площадка. Головная больница на лечебно-эвакуационном направлении перед въездом в больничную базу на основном пути эвакуации выставляет медицинский распределительный пост (МРП). В его состав входят врач, медицинская сестра и 6 сандружинниц. На МРП оборудуют платформу из досок или устанавливают автомобильные прицепы. С платформы производится быстрый внешний осмотр пораженных, ознакомление с медицинской документацией. Неотложная помощь оказывается непосредственно в кузове автомобиля (наложение, исправление жгута и др.) С МРП пораженные на этом же транспорте направляют в больницы в зависимости от профиля поражения. Причем, транспорт с наиболее тяжелыми пораженными направляют в ближайшие больницы.

Дальнейшее регулирование движения транспорта с пораженными -на пути эвакуации у въезда в ГБ выставляют вспомогательный распределительный пост (ВРП) в составе медицинской сестры (фельдшера) и санитарных дружинниц. Особую важность ВРП приобретает, когда на данном пути эвакуации находится несколько ГБ. Допустимо направление транспорта с ВРП непосредственно по назначению в профилированную больницу МСГО, минуя ГБ, если на транспорте нет тяжело пораженных, нуждающихся в помощи по неотложным показаниям.

Для руководства подготовкой формирований и учреждений МСГО, ихразвертыванием и работой создаются органы управления (штаб медицинской службы ГО, УББ). Работу органов управления организует руководство МС ГО (начальники МС ГО).

Управление больничной базы (УББ) объединяет все лечебные учреждения медицинской службы ГО входящие в состав ББ и расположенные на ее территории, и является руководящим органом здравоохранения.

Основными задачами УББ являются: осуществление организационных лечебно-профилактических мероприятий, направленных на своевременную подготовку всех лечебных учреждений ББ к приему, размещению, медицинской сортировке, оказанию специализированной (квалифицированной) медицинской помощи и лечению пораженных в лечебных учреждениях ББ на основе достижений медицинской науки и техники; совершенствование организационных форм, методов лечения и обслуживания пораженных и больных.

Головные больницы (ГБ) формируются по типовому штату в них входят только подразделения, обеспечивающие развертывание и организацию работы самой больницы. Так в составе Головной больницы (ГБ) нет бригад специализированной медицинской помощи. Поэтому специализация профилированных больниц ЛЭН, во главе которого развертывается ГБ, осуществляется управлением ББ за счет отряда специализированной медицинской помощи. Емкость ГБ рассчитана на одновременный прием 300 - 500 пораженных и больных.

Профилированные больницы (ПБ) являются однопрофильными специализированными лечебными учреждениями ББ, обеспечивающими госпитализацию пораженных с однородными по локализации повреждениями или однородными по этиологии заболеваниями, оказание им специализированной медицинской помощи и лечение до определенного исхода. Специализация коек и профиль больниц зависят от вероятной структуры санитарных потерь обеспечиваемом данной ББ очаге (районе) поражения. Емкость ПБ определяется типовыми штатами (200, 300,400, 500 коек).

С учетом возможного характера поражений и местных возможностей могут быть организованы следующие профилированные больницы: нейрохирургическая, торако-абдоминальная, травматологическая, для лечения пораженных с повреждениями бедра, крупных сосудов и больших трубчатых костей. ожоговая, терапевтическая, инфекционная, психоневрологическая.

В последнее время для лечения инфекционных больных создан инфекционный подвижный госпиталь (ИПГ), предназначенный для обеспечения специализированным лечением 200 инфекционных больных в течение месяца, оказания консультативной помощи медицинскому составу, работающему в очаге особо опасных инфекций, лабораторной индикации бактериальных средств, а также помощи в организации лечения инфекционных больных.

Помимо перечисленных учреждений, предназначенных, главным образом, для госпитализации тяжелых и средней тяжести пораженных, в составе каждого больничного направления глава администрации района организует пункт сбора легкопораженных (ПСЛП), при котором развертываются поликлиника для амбулаторного приема и лечения легкопораженных и легкобольных с пропускной способностью до 800 человек в сутки и больница на 50 коек для госпитализации легкораненых и легкобольных, нуждающихся в стационарном лечении.

Наши рекомендации