Виды эпизоотических очагов
По времени
Свежие эпизоотический очаг — недавно возникшие вследствие заноса возбудителя извне, с увеличением числа случаев заражения и заболевания животных. Опасность распространения болезни повышается.
Затухающие эпизоотический очаг — в которых снижается число случаев выделения больных (при проведении противоэпизоотических мероприятий или естественным путем) и опасность распространения болезни.
По местности:
Стационарные ЭО — в которых вспышки болезни повторяются или могут повторяться через различные промежутки времени из-за сохранения условия для их возникновения (например, длительного сохранения возбудителя сибирской язвы в почве или наличия микробоносителей в стаде при других болезнях).
Природные ЭО— в которых возбудитель инфекционной болезни циркулирует на определенной территории среди постоянно живущих на ней диких животных. Переносчиками возбудителей в данном случае чаще всего являются членистоногие (клещи, насекомые).
Эпизоотический очаг – когда помимо распространения болезни внутри очага в силу особенности инфекции, имеется выраженная тенденция к выходу за ее пределы.
Энзоотический очаг – если наличие болезни объясняется местными условиями, фиксирующими ее пределах очага (болезни молодняка)
Особенность стационарного очага в том, что в данный момент ИВИ может не быть, хотя возбудитель сохраняется во внешней среде (сибирская язва, ботулизм и др.). Подобное состояние не является постоянным, хотя может продолжаться довольно долго.
Попадая в очаг сельскохозяйственные животные включаются в эпизоотическую цепь и заражаются имеющейся здесь инфекционной болезнью, если они к ней восприимчивы.
Возникновение эпизоотического очага может быть связано, как с отдельным случаем, так и со вспышкой болезни. При этом термин случай ИБ обозначает заболевание одного животного, вспышкаИБ характеризует почти одновременное возникновение нескольких случаев ИБ в пункте (хозяйстве). Таким образом, случай и вспышка ИБ служат количественными характеристиками проявления эпизоотического процесса в эпизоотический очаг.
В официальной ветеринарной отчетности (ветеринарной статистике) по инфекционным болезням в России (форма «1-вет») фигурируют понятия «число заболевших животных», «число неблагополучных пунктов».При этом, статистические обозначения идентичны эпизоотологическим, так как число заболевших животных равно числу случаев болезни, а число неблагополучных пунктов равно числу эпизоотических очагов.
Неблагополучный пункт (НП)— административно-территориальная единица (населенный пункт или животноводческий объект), на территории которого обнаружены больные животные т.е эпизоотический очаг.
Неблагополучным пунктом могут быть объявлены район города или целый город, село, хозяйство, ферма, отделение, бригада, хутор и т. д. Границы неблагополучного пункта устанавливают в зависимости от изолированности неблагополучного пункта от других пунктов и характера возникшей болезни. Например: в большом селе несколько ферм расположены на некотором расстоянии друг от друга. При возникновении высоко контагиозного ящура на одной из ферм все село будет считаться неблагополучный пунк, сибирской язвы — неблагополучным пунктом объявят только эту ферму.
Хозяйства смежные с неблагополучными пунктами или имеющие сними тесное общение, объявляются угрожаемыми по заносу инфекции. По инфекционным болезням, имеющих яркую тенденцию к широкому распространению угрожаемой м.б. объявлена большая зона района и даже области.
Учение о природной очаговости. Основоположником данного учения является известный отечественный эпидемиолог Е.Н. Павловский. В соответствии с современными представлениями природную очаговость можно определять так.
Природная очаговость (ПО)— способность инфекционных болезней длительно существовать на определенных территориях среди постоянно живущих на ней животных и переносчиков, независимо от человека и его деятельности.
Природная очаговость— способность инфекционных болезней образовывать природные эпизоотические очаги.
Природная очаговость свойственна многим заразным болезням и число последних постоянно возрастает. В настоящее время к природно-очаговым болезням относят зооантропонозы, вызываемые различными группами возбудителей: риккетсиями, вирусами, бактериями, простейшими и гельминтами (клещевой сыпной тиф, клещевая лихорадка, Ку-лихорадка, клещевой и японский энцефалиты, бешенство, инфекционный энцефаломиелит лошадей, орнитоз, ящур, чума верблюдов, туляремия, лептоспироз, псевдотуберкулез, листериоз, рожа, сальмонеллезы и многие другие). Возбудители указанных болезней, как правило, циркулируют среди диких позвоночных или переносятся кровососущими членистоногими. Среди хозяев и переносчиков возбудителей современная наука насчитывает более 550 видов позвоночных, в том числе более 200 видов млекопитающих и до 250 видов птиц.
В эпизоотологии используют также термин резервуар возбудителя инфекции.
Резервуар возбудителя инфекции— совокупность определенных биологических видов, являющихся естественными хозяевами тех или иных патогенных микроорганизмов и обеспечивающих их существование в природе.
Например, жвачные животные, в основном овцы, могут быть резервуаром возбудителя бруцеллеза для людей, дикие плотоядные — бешенства, грызуны — туляремии, лептоспироза, листериоза и т. д.
Различие понятий «источник возбудителя инфекции» и «резер-зуар инфекции» состоит в том, что источником может быть отдельное животное, а резервуаром лишь популяция. Кроме того, следует отметить, что при сапронозах основным резервуаром возбудителя служат субстраты внешней среды (почва, вода, поверхность растений и пр.).
Структура и виды природных очагов.В общебиологическом смысле понятие природный очаг характеризуется как биоценоз между патогенными микроорганизмами-паразитами, животными-донорами (источниками возбудителя), паразитическими переносчиками и животными-реципиентами (восприимчивыми животными) в соответствующих природных ландшафтах.
Отдельный (элементарный) природный очаг — определенная ограниченная территория, на которой возбудитель болезни циркулирует без заноса извне неопределенно долгое время. В структуре природного очага выделяют три основные части:
участки стойкого неблагополучия(ядро, элементарный природный очаг), где есть постоянные условия для непрерывности эпизоотического процесса;
участки временного выноса возбудителя;
постоянно благополучные участки,непригодные для обитания хозяев и переносчиков возбудителя.
Самое важное — выделить ядро, то есть определить территорию сосредоточения наибольшей опасности. Уничтожение ядра обеспечивает максимальную эффективность противоэпизоотических мероприятий при наименьших затратах. Например, в период засухи уничтожение грызунов, концентрирующихся вокруг немногочисленных оставшихся водоемов, может обеспечить ликвидацию природных очагов лептоспироза или туляремии.
Различают следующие виды природных очагов:
аутохтонные возникают и существуют вне зависимости от деятельности человека;
антропоургическиеобразуются в результате человеческой деятельности, включают в себя домашних животных;
синантропные возникают обычно как дочерние из двух первых видов в пределах населенных пунктов, в которых дикие животные приспособились к обитанию вблизи человека (птицы, мыши, крысы и др.).
Все вышеуказанные природные очаги могут кроме этого характеризоваться определенными особенностями:
сопряженныехарактеризуются тем, что среди животных, обитающих на одной территории, находятся очаги нескольких инфекционных болезней;
диффузныехарактеризуются тем, что возбудитель циркулирует среди животных многих видов на определенной (часто большой) территории;
подвижные (перемещающиеся)передвигаются вместе с мигрирующими животными или птицами (например, бешенство — с дикими хищниками, орнитоз — с птицами, листериоз — с грызунами, ящур — с сайгаками и пр.);
водные и почвенныеформируются на определенных почвенных участках или в водоемах среди обитающих здесь животных, рыб, насекомых и клещей.
Независимость природных очагов от человека — относительна и сохраняется до того момента, пока усилия человеческой деятельности не становятся прямо или косвенно направленными на ограничение очага или его полную ликвидацию.
Понятие «циркуляция возбудителя»включает в себя как смену животных-хозяев, так и приспособление к среде обитания.
При освоении новых, ранее не обжитых территорий, число аутохтонных очагов последовательно сокращается, а число антропоургических, наоборот, увеличивается. Природные очаги инфекционных болезней, а также некоторые виды возбудителей могут оказаться уничтоженными в результате человеческой деятельности или исчезнуть самостоятельно. Однако, в ряде случаев микроорганизмы приспосабливаются к новому, более широкому кругу хозяев, что приводит к образованию новых природных очагов (например, чумы плотоядных, трихинеллеза и др.).
Природная очаговость тесно связана с ландшафтами конкретной местности, например лептоспироз (обычно) — с заливными лугами, клещевой энцефалит — с лесами и тайгой, Ку-лихорадка — со степями и пр. Изучению характера указанных связей служит раздел эпизоотологии называемый краевая, или ландшафтная эпизоотология.Территории на стыке природных ландшафтов наиболее опасны: в их смешанных биоценозах нередко поддерживаются диффузные очаги нескольких болезней, а у животных отмечают смешанные инфекции.
Характер и значение эпизоотических связей между домашними и дикими животными. Взависимости от степени удаленности или приближенности к человеку и его деятельности всех животных принято разделять на 4 группы: дикие (дикоживущие); домашние (антропогенные); синантропные (адаптировавшиеся к жизни вблизи человека); полусинантропные (промежуточные между дикими и синантропными).
Домашние животные нередко вовлекаются в природные очаги, особенно при пастбищном содержании — посредством грызунов, кровососущих насекомых, контактов (часто широких) с дикими животными и птицами и пр. Изменение численности диких животных и птиц, а также их миграция влияют на интенсивность Эпизоотического процесса в природном очаге: обусловливают сезонные и периодические колебания заболеваемости не только диких, но и домашних животных.
Зная эти факты, можно разрабатывать научные основы комплексных мероприятий и проводить эффективный эпизоотологический мониторинг. В целом дикие животные представляют значительно большую опасность для домашних, чем домашние животные для диких, так как последние слабо контролируются человеком и среди них особенно часты скрытые (бессимптомные) инфекции. Изучая проблему природной очаговости, можно лучше понять закономерности эпизоотического процесса при ряде ИБ и рационально планировать меры профилактики и борьбы.
Лекция 6