Мифологическое сознание в названиях лекарственных растений

В этом разделе даны происхождения названий растений, легенды и мифы о них,

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашел ни одного бесполезного растения». И действительно, по выражению американского философа Р. Эмерсона, «даже любой сорняк - это растение, достоинство которого еще не раскрыты». А ведь науке известно около 500 тысяч видов растений. А как установили исследователи, еще народами древнего мира с лечебной целью использовалось до 21 тысячи растений. Разнообразны названия этих растений, как и этимологические источники этих названий: это и местность произрастания (Convallaria majalis); и действие на организм человека (Acerus calamus), и способ обработки (Triticum, от латинского глагола «terere» - тереть, молоть).

С зарождением у людей первых религиозных воззрений медицина стала наполняться элементами мистики. Не знал причин возникновения многих заболеваний, человек объяснял их появление вселением в организм злых духов. А целебное действие растений связывали со сверхъестественными свойствами, данными им богами. Потому сведения о лекарственных травах богато представлены в легендах и мифах всех народов.По преданию, на Кавказе (Колхиде) под покровительством богини Артемиды находился волшебный сад ядовитых и лекарственных растений, откуда эти растения попали в Грецию. И вот название некоторых растений связаны с именами древнегреческих богов и греков: Нарцисс, Кипарис, Лавр, Гиацинт, Артемизия, Миндаль, Мята и другие. Долго спорили между собой бог морей Посейдон и Афина: кому из них владеть прекрасной Аттикой. И наконец, решили устроить состязания. Они должны были сделать подарок людям, и чей подарок будет признан более ценным, тому и будет принадлежать предмет спора. Двенадцать олимпийских богов были судьями в этом споре. Посейдон первым ударил трезубцем в бесплодную скалу и забил из нее соленый источник. Торжествовал бог морей. Но вот Афина глубоко вонзила свое копье в землю и из нее выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным. Так греки описали рождение маслины, с которой связывали важнейшие события своей жизни. История культуры маслины насчитывает тысячелетия. О ней сообщают древнеегипетские папирусы, она упоминается в «Илиаде» Гомера и Ной узнал, что вода сошла с земли, когда возвратился голубь с маслинным листом во рту. Боги и герои греческого (и иного) мифотворчества предстают живыми и полноправными существами, непосредственно с простыми смертными, помогавшими своим любимцам и избранникам. Они видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более возвышенном виде. Это помогало людям лучше понять себя, осмыслить собственные поступки, оценить свои силы.

Древнегреческие боги были всем подобны людям: добры, великодушны, но, в то же время, жестоки и коварны. Боги были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний. Но все равно, выше всего была судьба, предопределение. В этом тоже усматривалось сходство с судьбами смертных людей: Горюет Афродита, потерявшая горячо любимого прекрасного Адониса; просит со слезами Минерва богов, увековечить в дереве, мирте, убитую ею любимицу Мирсину; остается прекрасным цветком, влюбленный в себя Нарцисс; превращает в дерево неутешного в своем горе Кипариса Аполлон; превращается в лавр дочь речного бога Пенея Дафна, убегая от полюбившего ее Аполлона. Они тоже бывают несчастны, и несут кару за свои поступки.

Душица обыкновенная в англоязычных странах и Европе чаще называется Орегано (по латыни - Origanum vulgare). «Ореганум» переводится с греческого как «украшение гор», ведь цветок растет большими группами, как ковром устилая горные склоны и украшая их серые камни. В народе душица обыкновенная имеет много названий, указывающих на свойства этого удивительного растения. Ее называют клоповником или блошничником за умение отпугивать зловредных насекомых, душмянкой - за приятный запах, пчелолюбом - за отличные медоносные свойства, дикой (лесной) мятой или майораном - за то, что запах душицы похож на запах этих растений, а материнкой - за то, что душица обыкновенная, как родная матушка, спасает от многих напастей, а еще и потому, что препаратами из нее лечат женские заболевания. Русское название «душица» дано за аромат, Душица обыкновенная внешне хоть и не броская, но в народе популярная. О ней сложено много удивительных легенд. Одна из них родилась в Античной Греции. Древние эллины верили, что их главный бог Зевс вырос таким сильным и всемогущим, потому что пил особенное молоко. Согласно мифу, отец Зевса, коварный и жестокий Кронос, поедал всех своих новорожденных наследников, опасаясь, что один из них заберет у него власть. Такую участь предрекла Кроносу его мать Гея за то, что он убил своего отца Урана. Рея, жена Кроноса, решила спрятать шестого, рожденного ею сыночка Зевса от мужа на острове Крит. Растили Зевса нимфы, а кормила его своим молоком козочка Амалфея, питавшаяся исключительно душицей. Благо, этой травкой на Крите были покрыты все горные склоны. Полынь горькая (Artemisia absinthium) Относительно происхождения родового латинского названия у исследователей нет единого мнения. Большинство считает, что оно произошло от греческого слова «artemes» - здоровый, так как во все времена и у всех народов полынь пользовалась славой всеисцеляющего средства, была как бы вместилищем здоровья. В связи с этим Плиний рассказывает, что соком полыни награждали победителей в беге, состязания которых проводились в священные дни. Считалось, что это достойная награда, так как с помощью полыни они сумеют сохранить здоровье, «а ведь оно, как известно, и целого мира дороже».Согласно другой версии, растению дано имя Артемизии, жены царя Мавзола, которая будто бы излечилась этим растением. Третий вариант происхождения названия изложен в поэме Одо из Мена «О свойствах трав». По преданию, Артемида была покровительницей рожениц, и она будто бы впервые применила полынь в качестве родовспомогательного средства. Об этом свойстве полыни знали не только в Древней Греции, но и в Египте, Китае. Жрецы Изиды, богини плодородия и материнства, носили на голове венки из полыни. Считалось, что полынь охраняет от дурного влияния и несчастья.Видовое латинское название absinthium в переводе с греческого обозначает «без удовольствия», так как лекарства из полыни очень горькие. В старину считалось, что полынь впитала в себя всю горечь людских страданий и поэтому нет травы горше полыни. Древнеримский поэт Овидий писал: «Печальный полынь торчит по пустынным полям, и горькое растение соответствует своему месту».

Миндаль обыкновенный (Amygdalus communis)Родовое латинское название Amygdalus произошло от имени юной, легко краснеющей финикийской богини Амигдалы. Окраска цветков миндаля напоминала розовато-белый цвет лица юной красавицы. Дикорастущим миндаль известен в Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Малой Азии. Здесь же, по мнению Н.И. Вавилова, впервые стали его культивировать. Ферганская долина считается одним из очагов культуры миндаля. Оттуда он в течение тысячелетий распространялся главным образом на запад и северо-запад. И у всех народов, которые культивировали его, возникали легенды и предания, посвященные этому необычайно полезному растению. Миндаль много раз упоминается в сказках «Тысяча и одна ночь», в Библии. Из Библии известна легенда о первосвященнике Аароне, которому принадлежал посох из сухого миндального дерева, который однажды покрылся почками, зацвел и на нем созрели плоды.

Заключение

Структура латинских научных наименований растений определяется Международным кодексом ботанической номенклатуры, принятым в 1972 году. Согласно Международному кодексу названия растений составляются на латинском языке с соблюдением правил латинской орфографии и грамматики. Кодекс закрепил предложенный в 1753 году шведским ученым Карлом Линнеем биноминальный принцип обозначения растений. Согласно этому принципу название растения является биноминальным, т. е. оно состоит из двух слов: названия рода и следующим за ним второго слова, так называемого видового эпитета. Родовые наименования принято писать с прописной буквы, а видовые эпитеты со строчной.
Проведенное мной исследование подтверждает, что родовые и видовые наименования растений имеют, главным образом, древнегреческие и латинские корни. Например: Арника горная – Arnĭca montāna. Родовое название происходит от греческого «arnos» – «баран» (так как при созревании плодов на них образуются пушистые хохолки, похожие на шерсть барана), видовое – от латинского слова «montāna» - «горная» (по месту обитания). Нами обнаружены также заимствования из других языков: арабского, кельтского, итальянского, немецкого. Например: Лен обыкновенный – Linum usitatissĭmum. Родовое название происходит от кельтского «lin» - «нить», так как в стеблях при их тереблении обнаруживаются многочисленные нити – волокна; видовое название происходит от латинского прилагательного «usitatissĭmus» - «полезнейший» и дано из-за широкого использования растения. Все родовые и видовые названия независимо от своего происхождения латинизированы.
Собранный материал представляет собой несомненный интерес для преподавателей латинского языка и студентов медицинских университетов и может быть использован для написания учебно-методических пособий по циклу «Фармацевтическая терминология и растения».

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задавался таким, казалось бы, простым, но очень важным вопросом: «Откуда произошли те или иные названия растений, и какие легенды связаны с ними». Для того чтобы это узнать, надо обратиться к истории названия. Так как этимология каждого растения несет в себе историю о его качествах, это необходимо знать биологу, медику и всем, кто имеет непосредственное отношение к удивительному миру растений, которые мы иногда и не замечаем. Зная, их историю мы сможем использовать их более правильно и эффективно. Это нужно не только специалистам, но и всем людям, чтобы понять, как красив и прекрасен мир вокруг нас, и что в нем есть всё для того, чтобы мы были красивы и здоровы, что может пригодиться нам в быту. Выбирая эту тему, я до конца не понимала, что это настолько интересно и полезно. Я открыла много нового, и теперь совсем по-другому смотрю на привычные для всех нас растения.

Список использованной литературы

Кузнецова М.А. Резникова А.С. «Сказания о лекарственных растениях» Москва. 1992.

Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я»» Москва. 1992.

П.Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит «История медицины» Москва. 1981.

Андреева И.И., Родман Л.С. «Ботаника» Москва. 2002.

Ладыгина Е.Я. Фармакогнозия. Атлас: Учеб. пособие /Е.Я. Ладыгина, Н.И. Гринкевич. – М. Медицина, 1989. – 512 с.: ил.

Лекционно-справочный материал по курсу «Латинский язык и основы фармацевтической терминологии»: учебное пособие / Сост. Лазарева М.Н., Рябова А.Н., Бурдина О.Б. / Под ред. Лазаревой М.Н. – Пермь, 2009 год. – 195 с. (Пермская фармацевтическая академия)

Оуди П. Полный медицинский травник. Слово.Москва, 2001 год,192с

Интернет ресурсы

Www.dic.academic.ru

Www.etymolog.ruslang.ru

Www.lingvo.ru

Www.linguaeterna.com

Www.m-w.com

Www.onlinedics.ru

Www.slovari.yandex.ru

Www.wikipedia.ru

Наши рекомендации