Кем и когда был утвержден кодекс мед. сестер России

В 1997 г. Ассоциацией медсестер России был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры. Создание этого документа стало важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен с учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медсестры, в частности.

Кодекс в развернутом виде отразил современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей медсестры, определяют формулу ее морального долга. Он составлен на основе Устава ВОЗ (1946), Этического кодекса медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973) и ряда других международных документов, в том числе Кодекса профессиональной этики психиатра (принят Российские обществом психиатров в 1993 г.).

Все в медсестре должно располагать к себе пациента, начиная с ее внешнего вида (подтянутость, аккуратность, прическа, выражение лица). Совершенно неприемлемо обращение «больной», как будто пациент потерял право на имя и отчество. Чтобы между медсестрой и пациентом сложились партнерские отношения, пациент с должен чувствовать, что вы хотите ему помочь. Только тогда возникает тот доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходимые ей сведения о пациенте, особенностях его личности, его мнение о заболевании, стационировании, надеждах на выздоровление, планах на будущее.

Во время таких бесед выявляются отношение пациента к родственникам, роботе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре возможность поставить свой сестринский диагноз.

При всем этом медсестра постоянно должна помнить, что партнерские отношения с больными не должны переходить в панибратские: ведущая роль всегда остается за ней. Она сочувствует больному, между ними устанавливается ток называемая эмпатия, т.е. медсестра способна познать суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с его переживаниями. Пациент всегда должен быть уверен, что их беседы носят конфиденциальный характер.

Зная особенности переживаний больного, его личности, медсестра тактично объясняет пациенту не только его права, но и обязанности, рассказывает в доступной для больного форме о необходимых обследованиях, подготовке к ним, о предстоящем лечении.

Отказ пациента от того или иного вида обследования или лечения не должен вызывать к нему негативного отношения со стороны медицинского персонала.

Обязанность медсестры — быть честной и правдивой по отношению к пациенту, но разговоры о диагнозе, особенностях заболевания не могут выходить за рамки, обозначенные лечащим врачом. Это относится и к беседам медсестры с родственниками пациентов.

Взгляды врача и медсестры на какие-то особенности ухода за больным могут не совпасть. Тогда нужно очень тактично обсудить спорные вопросы с врачом, и, если согласие будет достигнуто, это облегчит работу. Обговаривать же такие ситуации с другими лицами или сразу обращаться с жалобами к руководству не стоит — это может привести к взаимным обидам, нежелательной обстановке в коллективе. Право отстаивать свою точку зрения должно сочетаться с высокой требовательностью к себе. способностью признавать и исправлять свои ошибки, обнаруженные самостоятельно или коллегами.

Гуманизм профессии создает основу для защиты личного достоинства медсестры, ее физической неприкосновенности, права на помощь при исполнении профессиональных обязанностей. Кстати, и ее жизненный уровень должен соответствовать статусу ее профессии. Медицинских работников и медсестер, в частности, нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях.

Задание: «Вспомните, приходилось ли вам лично сталкиваться с неэтичным поведением медицинских работников. Каковы, с вашей точки зрения, причины такого поведения представителей самой гуманной профессии?»

Основные статьи кодекса

Часть II. Медицинская сестра и пациент

Статья 1. Право пациента на качественную медицинскую помощь

Статья 2. Профессиональная компетентность медсестры

Статья 3. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав

Статья 4. Уважение человеческого достоинства пациента

Статья 5. Прежде всего - не навреди

Статья 6. Право пациента на информацию

(функция информирования пациента и его близких по преимуществу принадлежит врачу).

Статья 7. Право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказаться от него.

Статья 8. Обязанность хранить профессиональную тайну

Статья 9. Медицинская сестра и умирающий больной

Право умирающего на гуманное отношение и достойную смерть.

Часть III. Медицинская Сестра и ее Профессия

Статья 11. Уважение к своей профессии

Статья 12. Медицинская сестра и коллеги

Статья 13. Медицинская сестра и сомнительная медицинская практика

Часть IV. Медицинская Сестра и Общество

Статья 14. Ответственность перед обществом

Моральный долг медицинской сестры как члена медицинского сообщества

Статья 15. Поддержание автономии и целостности сестринского дела

Статья 16. Гарантии и защита законных прав медицинской сестры

Часть V. Действие этического кодекса медицинской сестры России, ответственность за его нарушения и порядок его пересмотра

Статья 17. Действие Этического кодекса

Требования настоящего Кодекса обязательны для всех медицинских сестер России.

Статья 18. Ответственность за нарушение Этического кодекса

) замечание; 2) предупреждение о неполном профессиональном соответствии; 3) приостановление членства в Ассоциации на срок до одного года; 4) исключение из членов Ассоциации с обязательным уведомлением об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии.

Наши рекомендации