Медицинские информационные системы. Уровня лечебно-профилактических учреждений

Уровня лечебно-профилактических учреждений

Представлены следующими основными группами:

- ИС консультативных центров;

- банками информации медицинских служб;

- персонифициро­ванными регистрами;

- скрининговыми системами;

- информационными системами лечебно-профилактического учреждения (ИС ЛПУ);

- информационными системами НИИ и медицинских вузов.

ИС консультативных центров

Предназначены для обеспечения функционирования соответствую­щих подразделений и информационной поддержки врачей при кон­сультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях.

Банки информации медицинских учреждений и служб

Содержат сводные данные о качественном и количественном соста­ве работников учреждения, прикрепленного населения, основные ста­тистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения.

Персонифицированные регистры (базы и банки данных)

Это разновидность информационно-справочных систем, содержащих информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной кар­ты. Регистры обеспечивают участковым, семейным врачам, специа­листам, ординаторам и т. п. возможность быстрого получения необ­ходимой информации о пациенте, контроля за динамикой состояния, анализ качества лечебно-профилактических мероприятий, получение статистических отчетных форм.

Скрининговые системы

Предназначены для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для врачебного скрининга для форми­рования групп риска и выявления больных, нуждающихся в помо­щи специалиста.

Информационные системы лечебно-профилактического

учреждения (ИС ЛПУ)

Это информационные системы, основанные на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивающие автоматизацию различных видов деятельности учреждения. В соот­ветствии с видами ЛПУ обычно различают программные комплексы информационных систем: «Стационар», «Поликлиника», «Скорая помощь». Выходная информация таких систем используется как для ре­шения задач управления соответствующего ЛПУ, так и для реше­ния задач системами вышестоящего уровня.

Информационные системы для НИИ и вузов

Решают три основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленчес­кой деятельности НИИ и вузов. Реализация задач обеспечивается соответственно информационными системами медико-биологичес­ких исследований, компьютерными системами обучения и информа­ционными системами НИИ и вузов.

Медицинские информационные системы

Территориального уровня

Это программные комплексы, обеспечивающие управление специа­лизированными и профильными медицинскими службами, поликли­нической (включая диспансеризацию), стационарной и скорой ме­дицинской помощью населению на уровне территории (города, области, республики).

На этом уровне медицинские информационные системы представ­лены следующими основными группами:

МИС территориального органа здравоохранения

Содержат подсистемы:

- Административно-управленческие ИС – для решения организационных задач руководителями территориальных медицинских служб, главными специалистами.

- Статистические информационные медицинские системы, осу­ществляющие сбор, обработку и получение по территории свод­ных данных по основным медико-социальным показателям.

МИС для решения медико-технологических задач

Обеспечива­ют информационной поддержкой деятельность медицинс­ких работников специализированных медицинских направлений: взаиморасчетов в системе ОМС; скорой медицинской помощи и ЧС; специали­зированной медицинской помощи, включая регистры (фтизи­атрия, психиатрия, инфекционные болезни и др.); лекарствен­ного обеспечения.

Компьютерные телекоммуникационные медицинские сети

Обеспечивают создание единого информационного простран­ства здравоохранения на уровне региона.

Федеральный уровень

Информационные системы федерального уровня предназначены для информационной поддержки государственного уровня системы здра­воохранения России.

В медицинских ИС федерального уровня можно выделить сле­дующие типы систем.

МИС федеральных органов здравоохранения

МИС, предназначенные для информационной поддержки министерства, главков, управлений. Они включают подсистемы:

- МИС, осуществляющие информационную поддержку органи­зации управления соответствующим федеральным органом;

- Административно-управленческие ИС, позволяющие оптимизировать распределение и использование ресурсов федеральных служб, осуществлять выбор приоритетных направлений.

Статистические МИС

Осу­ществляют сбор, обработку и получение по федерации свод­ных данных по основным медико-социальным показателям.

Медико-технологические МИС

Эти системы осуществляют поддержку деятельности ме­дицинских работников специализированных медицинских служб на федеральном уровне, предусматривают обеспечение преемственности на всех этапах и уровнях деятельности, ведение государственных регистров.

В их число входят МИС для отдельных направлений: скорой медицинской помощи; спе­циализированной медицинской помощи, включая государственные регистры (фтизиатрия, психиатрия, инфекционные болезни и др.); лекарственного обеспечения.

Отраслевые МИС

Осуще­ствляют информационную поддержку отраслевых медицин­ской служб (Министерства обороны, Министерства по чрез­вычайным ситуациям и т.д.).

Компьютерные телекоммуникационные медицинские сети

Обеспечивают создание единого информационного простран­ства здравоохранения на уровне федерации.

Другие виды классификаций

Классификация по глубине работы с медицинской картой пациента.

1. Системы, работающие с частью данных медицинской кар­ты: departmental systems. Это лабораторные системы, ад­министративные, финансовые, фармакологические, системы для медсестёр, системы для реанимационных отделений.

2. Системы, работающие с медицинской картой в целом: CPR systems.

Классификация с точ­ки зрения представления и обработки информации.

Все информационные системы делятся на три класса:

- фактографические ИС;

- документальные ИС;

- ИС «рабочих потоков» (Workflow).

Фактографические системы хранят сведения об объектах предметной области (подразделениях, сотрудниках, договорах, суммах, процентах и т. д.). Причём сведения о каждом объекте, например о сотруднике, могут поступать в систему из множества источников и разных документов. При размещении в системе этих сведений они преобразуются и хранятся в виде записей.

В документальной системе (системе документооборота) объект хранения — документы, так как именно документы накап­ливаются и обрабатываются. Для обработки информации не важ­но, какие сведения содержатся в документах (например, о раз­мере заработной платы или назначенных пациенту лекарствах).

МИС класса «рабочих потоков» определяются как программные системы, обеспечивающие координацию выполнения производственных операций (заданий, работ, функций), составляющих струк­турированные бизнес-процессы предприятия. При этом любой бизнес-процесс предприятия может быть представлен в виде «рабочих потоков», если он:

- выделен;

- структурирован;

- выполняется по правилам, которые можно сформулиро­вать;

- периодически повторяется.


2.5. МИС БАЗОВОГО УРОВНЯ

«АРМ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ»

Наши рекомендации