Медицинские информационные системы
Базового уровня
Системы этого класса предназначены для информационного обеспечения принятия решений в профессиональной деятельности врачей разных специальностей. Основная их цель – компьютерная поддержка работы врача-клинициста, гигиениста, лаборанта и др. Они позволяют повысить качество профилактической и лечебно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени и квалифицированных специалистов.
По решаемым задачам медико-технологические ИС можно разделить на следующие группы:
- информационно-справочные системы;
- консультативно-диагностические системы (вероятностные и экспертные системы);
- приборно-компьютерные системы;
- автоматизированные рабочие места специалистов (АРМы).
Медицинские информационно-справочные системы
Предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя. Информационные массивы таких систем содержат медицинскую справочную информацию различного характера.
Медицинские консультативно-диагностические системы (вероятностные и экспертные системы)
Предназначены для диагностики патологических состояний (включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения) при заболеваниях различного профиля и для разных категорий больных.
Медицинские приборно-компьютерные системы
Предназначены для информационной поддержки и/или автоматизации диагностического и лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного (например, при регистрации физиологических параметров). Медицинские приборно-компьютерные системы являются особым и наиболее многочисленным классом медицинских информационных систем и выделены в отдельную группу.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача
Это компьютерная информационная система, предназначенная для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечивающая информационную поддержку при принятии диагностических и тактических (лечебных, организационных и др.) врачебных решений. Под технологическим процессом здесь понимаются лечебно-профилактическая и отчетно-статистическая деятельность, ведение документации, планирование работы, получение справочной информации разного рода.
По назначению АРМ, используемые в ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений), можно разделить на:
- АРМ работника регистратуры поликлиники;
- АРМ врача амбулаторного приема;
- АРМ врача приемного отделения стационара;
- АРМ врача стационара;
- АРМ узких специалистов (эндоскопист, уролог и т. д.);
- АРМ врача диагностической лаборатории;
- АРМ врача-рентгенолога;
- АРМ аптечной службы;
- АРМ врача-эпидемиолога службы иммунопрофилактики;
- АРМ врача клинико-экспертной комиссии ЛПУ;
- АРМ работника административно-хозяйственной службы.
Автоматизированное рабочее место позволяет вести централизованную базу данных пациентов, включая всю информацию об обследованиях и проводимом лечении. При использовании АРМ и правильной организации системы хранения данных карточка пациента никогда не потеряется, а поиск ее будет максимально упрощен. Кроме того, все заключения и результаты обследования и лечения могут быть в любой момент распечатаны на принтере и выданы на руки пациенту. Обслуживание пациентов становится более удобным как для них самих, так и для врачей.
АРМ применяются не только на базовом уровне здравоохранения – клиническом, но и для автоматизации рабочих мест на уровне управления ЛПУ.
АРМ врача может функционировать как в автономном режиме, так и входить в состав информационных систем ЛПУ.
Кратко рассмотрим отдельные автоматизированные рабочие места:
- АРМ "Регистратура поликлиники" Предназначено для регистрации пациентов и ведения компьютерных историй болезни.
Позволяет осуществлять:
- ввод паспортных данных пациента;
- организовывать выдачу талонов на прием к специалистам;
- группировать пациентов по выбранному признаку: принадлежности к участку, территории, последнему посещению.
- АРМ "Средний медицинский персонал" Система предназначена для информационного обеспечения и оптимизации деятельности среднего медицинского персонала.
Позволяет осуществлять:
- информирование о назначениях и процедурах пациента;
- учет лекарственных средств;
- контроль заполнения койко-мест;
- составление графика работы персонала.
- АРМ "Главный врач" Система предназначена для главных врачей. Позволяет планировать лечебно-диагностические мероприятия, автоматизировать отчетную деятельность.
Функциональные возможности системы:
- контроль лечебного процесса и действий персонала;
- доступ к данным и отчетам подразделений учреждения (бухгалтерии, отдела кадров, склада, регистратуры и статистического отдела).
- АРМ "Врач" Возможности системы:
- ведение электронной истории болезни пациента;
- мониторинг за больным в динамике;
- учет затрат на лечение;
- составление отчетной документации;
- доступ к справочной информации: препараты, диагностические процедуры, заболевания (с МК.Б).
- АРМ "Информационно-диагностическая система" Система предназначена для оснащения диагностических кабинетов и лабораторий.
Функциональные возможности системы:
- ввод, количественный и качественный анализ изображений;
- создание архивов изображений с привязкой к истории болезни, справочных атласов;
- составление текстовых комментариев и заключений.