Личная гигиена медицинского персонала

(из приказа МЗ РБ от 28 октября 2013 г. № 107)

Обслуживающий медицинский персонал медучреждения должен быть обеспечен комплектами сменной рабочей (санитарной) одежды: халатами, шапочками или косынками, сменной обувью в количестве, обеспечивающем ежедневную смену санитарной одежды. Хранить ее необходимо в индивидуальных шкафчиках. В наличии постоянно должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения.

Стирка санитарной одежды должна осуществляться централизованно в прачечной раздельно от белья пациентов.

Весь медицинский персонал медучреждения должен быть опрятным и аккуратным. Края рабочей (санитарной) одежды должны полностью закрывать личную (домашнюю) одежду. Волосы должны полностью закрываться шапочкой или косынкой при осуществлении инвазивных медицинских манипуляций. Сменная обувь персонала операционных, родильных блоков, реанимационных, перевязочных и отделений новорожденных должна быть выполнена из материалов, доступных для проведения дезинфекции.

Кроме этого в инфекционных и туберкулезных больницах используются дополнительные меры профилактики внутрибольничного инфицирования. Для этого в некоторых случаях может использоваться дополнительный сменный халат, который надевается на спецодежду, обязательно также использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски). В асептических отделениях, блоках и палатах (при трансплантации костного мозга, других органов и тканей на фоне иммунодепрессивной полихимиотерапии; при лечении пациентов, страдающих злокачественными новообразованиями; при лечении пациентов, страдающих заболеваниями с выраженным иммунодефицитным состоянием) устанавливают особые требования к личной гигиене персонала, это необходимо для профилактики внутрибольничной инфекции и экзогенного инфицирования пациентов.

Все сотрудники ежедневно перед началом работы снимают личную одежду, меняют уличную обувь на сменную, при необходимости принимают гигиенический душ, проводят гигиеническое мытье кожи рук, надевают чистый комплект санитарно-гигиенической одежды. Для работы в зоне ограниченного режима – хирургический костюм и шапочка, а в зоне общего режима – халат. При входе в стерильную зону работники должны надеть стерильные медицинский халат, шапочку, средства индивидуальной защиты органов дыхания (маска) и стерильные перчатки, стерильные бахилы.

Технический и административно-хозяйственный обслуживающий персонал, выполняющий работу (в т. ч. временную) в подразделениях стационаров, также должен работать в сменной одежде и обуви. Сменная одежда и обувь должна быть предусмотрена также и для медицинского персонала других подразделений, оказывающего консультативную и другую помощь. Запрещается нахождение в рабочих халатах и обуви за пределами медучреждения. Студенты, занимающиеся в отделениях родовспоможения, инфекционных, операционных блоках, должны обязательно быть в сменной спецодежде.

Работники медучреждений должны использовать защитные перчатки при:

- при медицинском осмотре слизистых оболочек пациента;

- при медицинском осмотре поврежденной кожи пациента;

- при выполнении медицинских вмешательств на поврежденной коже, поврежденных слизистых оболочках пациента;

- при выполнении медицинских вмешательств с повреждением кожи, слизистых оболочек пациента;

- при медицинском осмотре пациента с симптомами инфекционного заболевания;

- при выполнении работ, связанных с риском контакта кожи рук работников с биоматериалом;

- при работе в микробиологических и клинико-диагностических лабораториях организаций здравоохранения;

- при осуществлении ухода за пациентом (гигиена полости рта, мытье, стрижка и бритье волос, замена грязного белья);

- при выполнении работ, связанных с риском неблагоприятного воздействия химических и физических факторов на кожу рук.

Работники не должны использовать одну и ту же пару перчаток:

- при оказании медицинской помощи разным пациентам;

- при осуществлении ухода за разными пациентами.

Работники организации здравоохранения должны использовать стерильные перчатки:

- после выполнения хирургической антисептики кожи рук;

- при медицинском осмотре поврежденной кожи пациента;

- при выполнении медицинских вмешательств на поврежденных коже, слизистых оболочках пациента.

Важно помнить, что использование перчаток не заменяет хорошую технику мытья и соблюдения правил по антисептике рук.

Медперсонал должен соблюдать требования по гигиене рук: коротко стричь ногти на руках, мыть руки, проводить гигиеническую антисептику кожи рук, при необходимости проводить хирургическую антисептику кожи рук, не должен в рабочее время носить на руках искусственные ногти, ювелирные украшения.

При мытье рук нужно соблюдать следующие требования: использовать для мытья рук жидкое мыло; мыть руки в начале рабочей смены; на протяжении рабочей смены в следующих случаях: перед гигиенической антисептикой кожи кистей рук, если руки заметно загрязнены, в том числе биоматериалом; перед выполнением хирургической антисептики кожи рук; после снятия защитных перчаток; перед приготовлением, раздачей и приемом пищи; перед кормлением пациента; после посещения туалета.

Медработники должны вытирать вымытые руки одноразовым полотенцем. Применение многоразового полотенца должно осуществляться при условии его индивидуального использования с кратностью замены не реже одного раза в рабочую смену.

Рекомендуемая техника мытья рук:

1. Снять украшения (так как они затрудняют эффективное удаление микроорганизмов).

2. Под умеренной струей комфортно теплой воды руки следует энергично намылить и тереть друг о друга не менее 10 секунд, затем ополоснуть.

3. Следует помнить, что наиболее часто пропускаемые места – тыльные поверхности кистей рук, первый палец кисти руки, не являющейся ведущей (у «правшей» – первый палец левой кисти, у «левшей» – первый палец правой кисти).

4. Высушить руки бумажным полотенцем.

Наши рекомендации