Алгоритм проведения уборки
Примеры расчета концентрации ДВ в рабочих растворах средств
Пример 1. Концентрация ДВ в средстве (М) – 25 %, концентрация рабочего раствора по препарату (С) – 0,5 %. Для получения искомой концентрации (Х) необходимо выполнить следующие вычисления: (25×0,5):100=0,125%. Таким образом, концентрация ДВ в рабочем растворе равна 0,125%.
Если средство содержит несколько ДВ (например, полимерное производное гуанидина и ЧАС), то сначала рассчитывается концентрация по каждому ДВ, а потом эти концентрации суммируются.
Пример 2. Концентрация одного ДВ (М1) в средстве – 25%, концентрация рабочего раствора по препарату (С1) – 0,5 %, другого ДВ (М2) –– 4%, при концентрации рабочего раствора по препарату (С2) – 0,5%. Тогда: Х1=(25×0,5):100=0,125%, Х2=(4×0,5):100=0,02%. Итоговая суммарная концентрация двух ДВ в рабочем растворе равна 0,125 + 0,02=0,145%.
Таблица 1
Класс опасности | Зона острого токсического действия: отношение порога острого действия к норме расхода | Рекомендуемые условия применения |
1 класс - чрезвычайно опасные | Менее 1 | Используются в экстремальных ситуациях (по эпидемиологическим показаниям) в специальных костюмах и противогазах |
2 класс – высоко-опасные | 1-3 | Используются в отсутствии людей с применением средств защиты органов дыхания, глаз, кожи |
3 класс - умеренно опасные | 3,1-10 | Используются без средств защиты органов дыхания и глаз, но в отсутствие людей |
4 класс -малоопасные | Более 10 | Используются без ограничения сфер применения |
Классификация опасности средств дезинсекции
Таблица 2
Класс опасности | Зона биоцидного действия | Заключение о возможности и сфере применения препаратов в дезинфекции | |
острого | подост-рого | ||
норма расхода | норма расхода | ||
1 класс – чрезвы-чайно опасные | < 10 | < 1 | Не рекомендуются для применения |
2 класс - высоко-опасные | 10-30 | 1-5 | Рекомендуются для применения только профкон-тингентом со средствами защиты органов дыхания, глаз, кожи в отсутствии людей с регламентирован-ными условиями применения (расход средства, проветривание и влажная уборка). |
3 класс - умеренно опасные | 31-100 | 5,1-10 | Рекомендуется для использования профконтинген-том и населением в быту с регламентированными условиями применения (расход средств, режим проветривания, уборка) в помещениях любого типа |
4 класс – малоопасные | > 100 | > 10 | Используются без ограничения сфер применения |
Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.
МАРКИРОВКА УБОРОЧНОГО ИНВЕНТАРЯ
Инвентарь | Назначение | Маркировка | Способ маркировки |
Ведра | для мытья туалетов | УБ | наносится масляной краской на внешнюю поверхность ведра. |
Ведра | для мытья полов пассажирских и служебных помещений | Для полов | наносится масляной краской на внешнюю поверхность ведра. |
Ведра | для мытья скамеек, диванов, стен и баллюстрад пассажирских помещений | Для диванов | наносится масляной краской на внешнюю поверхность ведра. |
Щетки | для подметания полов в туалетах; | УБ | наносится масляной краской или выжигается на черенке щетки |
Щетки | для подметания полов пассажирских и служебных помещений. | Для полов | наносится масляной краской или выжигается на черенке щетки |
Мешковина | для мытья туалетов | лоскут красного цвета | лоскуты нашиваются на угол мешковины |
Мешковина | для мытья полов пассажирских и служебных помещений | лоскут зеленого цвета | лоскуты нашиваются на угол мешковины |
Фланель | для мытья скамеек, диванов, стен и баллюстрад пассажирских помещений | не маркируется |
Генеральная уборка
Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных кабинетов проводится по графику 1 раз в месяц с обработкой стен, оборудования, инвентаря, светильников.
Генеральная уборка (мойка и дезинфекция) операционного блока, перевязочной, родильных залов, процедурных, прививочного кабинета, манипуляционных, стерилизационных проводится один раз в 7 дней с обработкой и дезинфекцией.
Задачи:
- сведение до минимума количества микробов;
- снижение риска перекрестного заражения.
Оснащение:
- график с указанием даты и часов проведения уборки, утвержденный заведующим отделением;
- дезинфицирующие растворы с моющим средством;
- чистая ветошь (для потолка и стен, мебели, столов манипуляционного или стерильного, холодильника и т.д.) два комплекта. Швабры для пола и с длинной ручкой для потолка и стен, два ерша для батарей;
- защитная одежда для медицинского персонала (халат влагонепроницаемый, респиратор, шапочка на резинке», защитные очки, технические перчатки, резиновая обувь) два комплекта;
- емкости для моющих средств и дезинфицирующих растворов. Емкости должны быть четко промаркированы (см. проведение текущей уборки).
Алгоритм проведения уборки
- Накануне проведения генеральной уборки ветошью стираются , если многоразовая матерчатая , возможно использовать чистую одноразовую ветошью.
- В день уборки освобождаются шкафы, тумбочки, полки. Мебель отодвигается от стен. Холодильник размораживается.
- Надевается защитная одежда.
- Готовится моющее – дезинфицирующий раствор. В настоящее время используют в качестве моющего средства дезинфектанты нового поколения, обладающие моющими свойствами. Тогда моющий раствор готовят согласно методическим указаниям к данному препарату. Режим дезинфекции(концентрация препарата и время выдержки ) указан в методических рекомендациях по использованию конкретного дезинфицирующего средства. Раствор следует менять после уборки 80- 100 м² поверхности – в общесоматических палатах и административно- хозяйственных и других помещений, не требующих особого режима и не более 60м² при обработке помещений с режимом асептики (процедурные, послеоперационные палаты и т.д.).
- Чистящим средством чистят раковины.
- Чистящим средством со щеткой чистят плинтуса, затем ветошью с маркировкой «для плинтуса» чистящее средство смывается.
- Шваброй с длинной ручкой и ветошью с маркировкой «для стен» смачиваем дезинфицирующим раствором потолок. Раствор наносим в одном направлении.
- Этим уборочным инвентарем смачиваем стены по направлению от двери сверху- вниз (от потолка до плинтуса).
- Ветошью с маркировкой «для мебели» смачивается мебель, начиная с крышки ,а затем ножки сверху вниз, но не доходя до пола 5- 7 см, чтобы не загрязнить обработанную поверхность. По окончанию орошению мебели затем ветошью, смоченной дезраствором, смачиваются необработанные части мебели.
- Батареи смачиваются дезраствором ершом.
- Шваброй с ветошью «для пола» смачивается дезинфицирующим раствором пол в одном направлении к двери .
- Включить бактерицидную лампу, экспозиция по паспорту или согласно расчета на данное помещение.
- Экспозиция дезинфекционной выдержки 60 минут (помещение закрыто).
- Проветрить помещение и смыть остатки дезинфицирующего раствора чистой ветошью.
- Поверхности протираются чистой ветошью насухо в соответствии с режимом асептики.
- Включить бактерицидную лампу на 1 час.
- По окончании работы бактерицидного облучателя необходимо проветрить помещение в течении 20-30 минут.
- Уборочный инвентарь после уборки дезинфицируется в том же дезинфицирующем растворе, которым проводилась уборка, ополаскивается до исчезновения запаха, высушивается на специальных решетках и хранится в сухом виде в чистой сухой ёмкости, закрытой крышкой в специальном шкафу и выделенном месте. Швабры протираются рабочим дезинфицирующим раствором – сначала протирается ручка сверху вниз, затем перекладина, двукратно с интервалом 15 минут.
Текущая уборка.
Текущая уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее двух раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Текущую уборку помещений проводят утром и вечером.
Задачи.
-создание безопасности чистой окружающее среды для пациентов медицинского персонала
-разрушение и сведение к минимуму большинства микроорганизмов на поверхности неживых предметов
-снижение риска перекрестного заражения
Оснащение:
-Защитная одежда для мед. персонала (клеенчатый фартук, респиратор, шапочка, технические перчатки, обувь из кожзаменителя)
-уборочный инвентарь: ветошь чистая ля стен, мебели, пола, швабра. Весь уборочный инвентарь должен быть четко промаркирован (для уборки какого помещения и объекта в помещении, вид уборки). емкости для дез. растворов. Емкости четко промаркированы (для дезинфекции какого помещения, объекта в помещении – стен, мебели, пола и др.) дез. раствор, режим. На внутренней поверхности емкости должна быть горизонтальная линия, которая указывает, какой объем дезинфицирующего раствора необходим для обрабатываемого объекта ( расчет производиться умножением площади объекта на расход дез. средства, который указан в методических рекомендациях по использованию данного дез. средства). Режим дезинфекции зависит от профиля отделения.
Алгоритм проведения уборки:
- Надеть защитную одежду.
- Осмотреть помещение (определить уровень загрязнения).
- Приготовить дезинфицирующий раствор.
- Чистящим средством чистится раковина.
- Берется ветошь с маркировкой «для плинтуса» и смачиваются плинтуса от двери по всему периметру.
- Ветошью с маркировкой «для стен» протираются стены высоту вытянутой руки, но не менее 1,5м высоты от пола. Стены протираются сверху вниз. Одновременно этой же ветошью протираются подоконники в одном направлении, батареи.
- Ветошью «для мебели» протирается мебель, начиная с крышки и затем ножки сверху вниз, не доходя до пола 5-7см, чтобы не загрязнять поверхности. По окончанию протирания мебели ветошью дезинфицирующим раствором на обработанные части мебели.
- Шваброй с ветошью «для пола» протирается пол дез. раствором в одном направлении к двери.
- Включается бактерицидная лампа. Время облучения зависит от объема помещения и мощности лампы по паспорту.
Уборочный инвентарь после дезинфекции обеззараживается, ополаскивается в прочной воде до исчезновения запаха, сушиться на решетках и храниться в чистой сухой емкости, соответствующей объекту обработки, закрытой крышкой в ш