Расчет и разведение антибиотиков
Алгоритм разведения антибиотиков.
1. Внимательно изучить надпись на флаконе с антибиотиком, записать количество антибиотика в тетрадь.
2. Разделить количество антибиотика во флаконе на количество антибиотика, которое должно быть в 1 мл растворителя.
3. Ответ равен количеству мл растворителя, которое необходимо ввести во флакон.
4. Разделить рассчитанную дозу на количество антибиотика, которое должно быть в 1 мл
5. Ответ равен количеству мл разведенного антибиотика, которое необходимо набрать в шприц для введения ребенку.
1. Расчет дозы антибиотика.
Расчет чаще всего проводится на кг массы тела. Дозы указаны в справочниках и в аннотациях к лекарственным средствам.
Например, бензилпенициллина натриевая соль рассчитывается
100 000 ЕД на кг массы тела на сутки, кратность введения – 4 раза в сутки
Задача:
Рассчитать суточную и разовую дозу антибиотика ребенку 2-х лет
с весом 12 кг.
а) суточная доза = доза на кг массы х вес ребенка =
100 000 ЕД х 12 кг = 1200000 ЕД
б) разовая доза = суточная доза : кратность введения в сутки =
1200 000 ЕД : 4 = 300000 ЕД
Ответ: доза на одно введение – 300 000 ЕД
2. Разведение антибиотиков.
Бензилпенициллина натриевая соль выпускается во флаконах
по 500 тысяч ЕД и по 1 млн ЕД
Наша задача – развести антибиотик и подготовить необходимую дозу для введения ребенку.
а) Первый способ 1:1
1. На каждые 100 тысяч антибиотика во флаконе берется 1 мл растворителя:
в нашем примере удобнее использовать флаконы по 500 тысяч ЕД
500 000 : 100 000 = 5 мл
После разведения в 1 мл растворителя будет 100 000 ЕД антибиотика.
2. В нашей задаче на одно введение необходимо 300 000 ЕД. 300 000 ЕД будут находиться в 3-х мл готового раствора.
300 000 : 100 000 = 3 мл
Ответ: на одно введение ребенку 2-х лет из флакона необходимо набрать в шприц 3 мл готового раствора бензилпенициллина натриевой соли.
б) Второй способ 2:1
1.На каждые 200 000 ЕД антибиотика берется 1 мл растворителя,
100 000 ЕД в 0,5 мл
2. 500 000 : 200 000 = 2,5 мл
Во флакон по 500 000 ЕД необходимо ввести 2,5 мл растворителя.
3. После разведения 100 000 ЕД будут находиться в 0,5 мл готового раствора.
300 000 : 200 000 = 1,5 мл
В нашей задаче – 300 000 ЕД будут находиться в 1,5 мл готового раствора.
Для закрепления знаний Вам предлагается самостоятельно решить задачу.
Задача № 10.
Ребенку 5 лет, вес 16 кг.
а) Рассчитать суточную и разовую дозу бензилпенициллина натриевой соли.
б) Флаконы по 500 000 ЕД – развести 1 : 1. подсчитать объем на одно введение.
в) Флаконы по 100 000 ЕД – развести 2 : 1, подсчитать объем на одно введение.
Решение:
а) суточная доза= ________________________________________________
разовая доза= __________________________________________________
______________________________________________________________
б) объем растворителя= ___________________________________________
объем на введение= ______________________________________________
_______________________________________________________________
в) объем растворителя= ___________________________________________
объем на введение= ______________________________________________
_______________________________________________________________
Ответ на задачу№ 10:
а) суточная доза= _______________________________________________
разовая доза= _________________________________________________
б) объем растворителя= __________________________________________
объем на введение= _____________________________________________
в) объем растворителя= __________________________________________
объем на введение= _____________________________________________
Определение типа питания.
Вспомните понятия:
· нормотрофия (долженствующие показатели ± до 10%);
· гипотрофия (снижение массы на 10% и более);
· паратрофия (избыток массы на 10% и более);
· долженствующая масса (масса, которая должна быть в этом возрасте);
· фактическая масса (масса на момент осмотра при взвешивании).
Алгоритм определения типа питания.
1. Подсчитать долженствующую массу (Дm) ребенка.
2. Сравнить фактическую массу (Фm) с долженствующей.
3. Вычислить разницу между фактической и долженствующей массами.
4. Найти 10% от Дm.
5. Сравнить разницу между Фm и Дm.
6. Сделать вывод о типе питания.
Алгоритм определения разницы в процентах.
1. Дm = 100%
разница = х %
2. Подставить данные.
3. Найти х:
х = | Разница х 100% |
Дm |
то есть, (разница х 100) : Дm
4. Сделать вывод.
Задача:
Ребенку 6 месяцев. Фактическая масса 6 кг. Масса при рождении –
3 кг 200г. Определите тип питания.
1. Подсчитать долженствующую массу (см. стр. рабочей тетради)
Ответ: 7500 г. _
2. Сравнить фактическую массу с долженствующей:
Фm (6000 г) меньше Дm (7500 г)
3. Определить разницу между массами:
7500 – 6000 = 1500 г
Фm меньше Дm на 1500 г
4. Найти 10% от долженствующей массы:
7500 : 10 = 750 г
Ответ: 10% = 750 г
5. Разница масс (1500 г) больше 10% от Дm 1500 › 750
Вывод: Фактическая масса меньше долженствующей более, чем на 10%, значит, у ребенка гипотрофия.