III. Работа над новым материалом. Выполняя упражнения по обозначению чисел пока только в нумерационной таблице
Выполняя упражнения по обозначению чисел пока только в нумерационной таблице, учащиеся должны понять, что числа записывают и читают, начиная с самых крупных единиц; сначала называют и записывают число сотен, затем десятков, затем – единиц. Если при наличии сотен в числе нет десятков или единиц, то на их место пишут нули. Таким образом, учащиеся усваивают важнейший принцип письменной нумерации: значение цифры в записи числа зависит от ее места: цифра, стоящая на первомместе справа, обозначает единицы; цифра, стоящая на втором месте справа, обозначает десятки, цифра, стоящая на третьем месте справа, обозначает сотни. Поэтому уже на данном уроке полезно сопоставлять числа, в записи которых использованы одни и те же цифры (406 и 640), предлагать детям менять цифры местами и объяснить их новое значение (783, 738, 837, …).
Учитель также сообщает детям, что единицы – это единицы первого разряда, десятки – это единицы второго разряда, а сотни – единицы третьего разряда. На уроке необходимо следить, чтобы дети правильно употребляли термины «число» и «цифра».
Для закрепления учащиеся читают вводную статью в учебнике и выполняют задания № 1 и № 2.
№ 1. Назовите эти числа.
№ 2. Прочитайте числа: 894, 809, 408, 900.
Объясните, что обозначает каждая цифра в записи этих чисел.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Решение задач.
Перед решением задачи № 3 повторить связь между величинами (расход продуктов в 1 день, число дней, общий расход), предложив детям простые задачи.
За 3 дня в столовой израсходовали 27 кг муки. Сколько кг муки расходовали каждый день?
За 1 день в столовой расходуют 5 кг крупы. Сколько кг крупы израсходовали за 4 дня?
В столовой израсходовали 32 кг масла, расходуя каждый день по 8 кг. На сколько дней хватило этого масла?
На основе решения задач сформулировать выводы, как найти любую из этих величин, если известны две другие.
После того как дети составят задачу по таблице (задание № 3), они должны решить ее самостоятельно, а кто успеет, может составить и решить обратную задачу, проверив таким образом решение исходной.
Задание № 4 учащиеся решают самостоятельно (с последующей проверкой).
2. Для самостоятельной работы предложить решить задания № 5 и № 6.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети.Мы учились читать и записывать числа в пределах 1000. Познакомились с названиями разрядов.
Учитель.Что закрепляли на уроке?
Дети.Закрепляли решение задач и примеров.
Домашнее задание:с. 40, № 5, № 6.
У р о к 34. ПОНЯТИЕ ТРЕХЗНАЧНОГО ЧИСЛА (с. 41)
Цели: ввести понятие трехзначного числа; закреплять чтение и запись чисел в пределах 1000; вспомнить перевод единиц длины; закреплять навык решения задач и примеров.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
В устных упражнениях можно повторить деление с остатком, предложив в качестве делимого одно и то же число (запись на доске):
30 : 9 30 : 8 30 : 7
30 : 5 30 : 4 30 : 3
Предлагая для вычислений выражения вида: (36 – 30) : 4 и 36– 36 : 4, можно повторить правила порядка действий.
Затем усложнить выражения:
(36 – 36) : 4 + 5 36–36 : 4 + 5
С целью закрепления знания десятичного состава чисел предложить задание № 3 на преобразование значений величин.
Устно также разобрать задания «На смекалку» (на полях учебника) и «Головоломку».
Задание «На смекалку»
Определите, не вычисляя, наименьшее произведение.
1) 20 · 3 · 4
2) 8 · 4 · 20
3) 4 · 3 · 10
Задание «Головоломка»
Как переложить 2 палочки, чтобы получилось 5 одинаковых квадратов?