III. Работа над новым материалом. Выполняя упражнения на замену одних единиц другими, дети должны понять
Выполняя упражнения на замену одних единиц другими, дети должны понять, что в зависимости от выбора единицы счета одно и то же количество предметов можно характеризовать различными числами.
Учитель. Возьмем 100 палочек. Если считать пучки-сотни, то получим число 1 сотня, если считать пучки-десятки, то получим 10 десятков, если считать палочки по одной, то получим число 100 (100 ед.). Так как считали одни и те же палочки, то полученные числа равны. Аналогично получается и при измерении длины: длину доски можно выразить в разных единицах: 3 м, 30 дм, 300 см.
Затем предложить учащимся еще раз рассмотреть вводный текст вверху страницы, а потом с комментированием выполнить задания № 1 и № 3.
№ 1:
Сколько всего десятков в числах 150? 270? 400?
150 = 15 д.
270 = 27 д.
400 = 40 д.
Сколько всего сотен в числах 300? 900?
300 = 3 сот.
900 = 9 сот.
№ 3:
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Для закрепления знаний по нумерации решить с комментированием задания № 4 и № 5.
№ 4:
Представьте в виде суммы разрядных слагаемых числа: 160, 207, 345.
160 = 100 + 60
207 = 200 + 7
345 = 300 + 40 + 5
2. Решение задач. После устного разбора задачи № 6 (1) дать ее для самостоятельного решения.
№ 6 (1):
1-я сторона – 18 см
2-я сторона – ?, в 3 раза м.
3-я сторона – 14 см
Р∆– ?
1) 18 : 3 = 6 (см) – 2-я сторона
2) 18 + 6 + 14 = 38 (см)
О т в е т: Р∆= 38 см.
При выполнении задания № 6 (2), в которое входят 3 задачи, предложить составить задачу на нахождение суммы длин сторон треугольника. Для всех трех задач можно приготовить модель треугольника из проволоки или картонных полосок.
В каждом выражении надо найти и пояснить, как заданы стороны треугольника (40 см – длина одной стороны, 30 см – длина другой стороны, 30 : 2 – длина третьей стороны). После решения сравнить первую и вторую задачи, первую и третью задачи.
3. Для самостоятельной работы предложить задания № 7 и № 8.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового вы узнали на уроке?
Дети.Сегодня на уроке мы разбирали, как можно одни единицы счёта заменять другими.
Учитель.Что закрепляли на уроке?
Дети.Представляли числа в виде суммы разрядных слагаемых, решали задачи, примеры на деление с остатком.
Домашнее задание:с. 50, № 7.
У р о к 43. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Цели: проверить усвоение нумерации трёхзначных чисел; проверить усвоение вычислительных приёмов; проконтролировать навыки решения задач, построения отрезков.
I вариант
А) Вставьте в «окошки» пропущенные числа.
б) Запишите цифрами:
9 сот. 2 дес. 8 сот.
4 сот. 3 ед. 5 сот. 1 дес. 7 ед.
В) Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.
510, 742.
Решите задачу.
3 набора красок стоят 72 рубля. Сколько стоят 4 таких набора красок?
Решите примеры.
549 + 1 702 – 700 60 : (26 + 4) · 2
800 – 1 930 – 600 42 + 54 : 3 · 2
600 + 50 320 + 70 71 – (28 – 17) · 6
Заполните пропуски нужными числами.
5. Начертите отрезок АВ = 6 см, а отрезок ВС в 2 раза длиннее. На сколько см длина отрезка ВС больше длины отрезка АВ?
II вариант