Микро- и макроанализ материалов
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Гжельский государственный художественно-промышленный институт»
(ГГХПИ)
Колледж ГГХПИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа ГГХПИ
___________Т.Г. Колонина
«___»_____________2011 г.
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Методические указания и контрольные задания
для студентов – заочников по специальности среднего
профессионального образования
(Федеральный компонент среднего (полного) образования)
№ 240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»
п. Электроизолятор
2011 г.
Методические указания и контрольные задания составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО), новой рабочей учебной программы, соответствующей ФГОС, и ранее составленных методических указаний и контрольных заданий.
Организация-составитель: ФГБОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт»
Составитель:
Шишков Ю.А. – преподаватель специальных и общепрофессиональных дисциплин.
Рецензенты:
Бырдин В.С. – кандидат технических наук, профессор кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, преподаватель.
Крючков Ю.Н. - доктор технических наук, профессор кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, преподаватель.
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК.
Протокол №____ от «___» _______________2011 г.
Председатель ПЦК общепрофессиональных и специальных технологических дисциплин
_______________ Казакова В.Б.
Согласовано.
Заместитель директора колледжа ГГХПИ по УВР
_______________ Христенко Г.И.
«___»_______________2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Материаловедение» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по технической специальности среднего профессионального образования № 240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий» и является единой для всех форм обучения. Учебная дисциплина «Материаловедение» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о взаимосвязи дисциплины «Материаловедение» с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами;
- о прикладном характере дисциплины в рамках специальности;
- о новейших достижениях и перспективах развития в области материаловедения;
знать:
- строение и свойства материалов, методы их исследования;
- классификацию материалов, металлов и сплавов;
- области применения материалов;
- методы воздействия на структуру и свойства материалов;
уметь:
- выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
- проводить исследования и испытания материалов;
- работать с нормативными документами для выбора материалов с целью обеспечения требуемых характеристик изделий.
Программа рассчитана на 80 часов (в том числе 20 часов лабораторных и практических занятий) для среднего профессионального образования. В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Студент должен:
иметь представление:
- о содержании дисциплины;
- о связи с другими дисциплинами;
- о новейших достижениях и перспективах развития в области материаловедения .
Значение и содержание дисциплины «Материаловедение»и связь её с другими дисциплинами общепрофессионального и специального циклов дисциплин. Значение материаловедения в решении важнейших технических проблем, снижении материалоёмкости изделия, повышении прочности, надёжности и долговечности механизмов и приборов. История развития материаловедения в России. Новейшие достижения и перспективы развития в области материаловедения и обработки материалов и сплавов.
Методические указания
Приступая к изучению темы, необходимо знать содержание и задачи дисциплины, связь с другими дисциплинами, значение в производстве.
Данная дисциплина относится к общеобразовательным, имеет важное значение в профессиональной подготовке студентов.
Литература: основная – 1.
Раздел 1
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
СТРУКТУРЫ МАТЕРИАЛОВ
Тема 1.1 Строение и свойства материалов
Студент должен:
знать:
- кристаллическое строение металлов;
- типы кристаллических решёток;
- дефекты кристаллического строения;
- фазовый состав сталей и сплавов;
- структуру полимеров, стекла, керамики, древесины;
- методы исследования строения металлов;
- свойства материалов и методы их испытаний;
уметь:
- определять свойства материалов;
- готовить образцы для проведения металлографических исследований;
- работать на металлографическом микроскопе.
Элементы кристаллографии: кристаллическая решётка, анизотропия; влияние типа связи на структуру и свойства кристаллов; фазовый состав сплавов; диффузия в металлах и сплавах; жидкие кристаллы; структура полимеров, стекла, керамики, древесины: строение и свойства.
Методические указания
При изучении данной темы необходимо представлять процессы, протекающие при кристаллизации металлов и сплавов на их основе, механизм аллотропических превращений в металлах и сплавах. Студенту необходимо знать влияние типа связи на структуру и свойства кристаллов, влияние на свойства ликвации компонентов сплава.
Литература: основная – 1, 2, 7; дополнительная – 1.
Лабораторная работа 1
Микро- и макроанализ материалов.
Лабораторная работа 2