I. Организационный момент
Типы и структура уроков русского языка
Типы уроков
Традиционно в дидактике ведущее место отводится следующим типологиям уроков:
1) по основной дидактической цели (уроки ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный (смешанный) урок.);
2) по основному способу проведения уроков (в форме беседы, лекции, самостоятельной работы учащихся, лабораторных и практических работ, сочетания различных форм занятий.);
3) по основным этапам учебного процесса (вводные уроки; уроки первичного ознакомления с материалом; уроки усвоения понятий, законов, правил; уроки применения знаний на практике; смешанные или комбинированные уроки.).
Среди наших дидактов и зарубежных наиболее полно разработанной считается классификация уроков, авторами которой являются М. А. Данилов и Б. П. Есипов.
Данные авторы в зависимости от цели и места в дидактической системе выделяют уроки: комбинированные; посвященные ознакомлению учащихся с новым материалом; служащие закреплению знаний; предназначенные для обобщения и систематизации изученного материала, и, наконец, проверки степени овладения учащимися знаниями и умениями путем выполнения устных, письменных или практических заданий.
В развернутом виде данная классификация большинством методистов представлена следующим образом:
1. Комбинированные, или смешанные, уроки.
2. Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:
а) ознакомление с фактами и конкретными явлениями;
б) осмысливание и усвоение обобщений;
в) уроки, на которых представлены факты и выводы.
3. Уроки закрепления знаний:
а) повторение в начале работы после длительного перерыва;
б) текущего повторения.
4. Уроки по обобщению и систематизации изученного.
5. Уроки по выработке и закреплению умений и навыков.
6. Уроки проверки знаний:
а) устной проверки знаний;
б) письменной проверки;
в) с проверочными заданиями и практического характера;
г) разбора проверочных работ.
Следует иметь в виду, что перечисленные типы уроков в «чистом» виде редко встречаются в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа. Разница заключается в том, что каждый тип уроков отличается доминированием определенной функции, например изучение нового материала или контроль, а остальные функции других типов урока носят вспомогательный характер. Поэтому классификация уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики.
Типы уроков.
УРОК-ЭКСКУРСИЯ
Экскурсия - это своего рода урок, но перенесенный в соответствии с определенной учебной целью на предприятие, в колхоз, музей. Как и всякий урок, экскурсия требует хотя и своеобразной, но совершенно определенной организации работы учителя и учащихся. Она тщательно планируется учителем. Во время экскурсии наряду с наблюдениями используются разнообразные методы учебной работы: рассказ, беседа, демонстрации и др.
Подготовка и проведение экскурсии включает в себя выбор нужного объекта, подготовку учителя к проведению экскурсии, подготовку учащихся, подготовку самого объекта, разработку форм подведения итогов экскурсии.
Прежде чем провести экскурсию, учитель сам знакомится с объектом, составляет план экскурсии, подбирает экскурсовода.
Проведение экскурсии начинается со знакомства учащихся с расположением предприятия. Их можно провести по территории, осмотреть с ними объекты экскурсии, посетить клуб или красный уголок. Вторая часть экскурсии концентрируется на тех объектах, которые необходимы в связи с изучением данной темы.
Подведение итогов проводится в различных формах: дети рассказывают о своих впечатлениях, пишут сочинения об экскурсии, выпускают специальную стенную газету, оформляют стенд. На основе экскурсии можно провести разнообразную внеклассную работу. Экскурсия - важное звено в учебном процессе, поэтому учитель заранее определяет, при изучении каких тем он проводит ее, намечает задачи экскурсии, а они, в свою очередь, определяют план и методы работы учителя и учащихся на экскурсии.
ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Предметные уроки по своему характеру могут быть самыми различными. Некоторые из них непосредственным образом связаны с изучаемым теоретическим материалом программы, другие - с проведенной экскурсией, практической работой детей. Предметные уроки, связанные с экскурсией, проводятся, как правило, после нее и на основе собранного материала.
При этом особое внимание уделяется правильной дозировке материала, с тем чтобы он мог быть глубоко усвоен детьми. Практические занятия с учащимися проводятся по общеобразовательным предметам и трудовому обучению.
Чаще всего практические занятия в начальной школе проводятся с использованием фронтальной формы организации учащихся. В этом случае они сохраняют многие черты, присущие уроку. Так же как и на обычном уроке, перед детьми ставится определенная цель занятия, дается инструктаж о порядке работы, а затем учащиеся приступают к ее выполнению. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы помочь всем детям включиться в работу, показать более рациональные приемы труда, по окончании работы подвести итоги, оценить выполнение ее учащимися.
Структура урока:
Структура урока (элементы, их последовательность и взаимосвязь), как и тип урока, определяется его целями, задачами, характером изучаемого материала, степенью подготовленности учащихся.
Существуют различные подходы к выбору основных структурных элементов урока. Однако общая дидактическая структура урока характеризуется тремя основными (обобщенными) структурными элементами, в числе которых выделяются:
1) актуализация прежних знаний и способов действий (воспроизведением ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.);
2) формирование новых знаний и способов действий (раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.);
3) применение знаний и формирование умений и навыков (обеспечивает обобщение и систематизацию знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.).
Все это характеризует общую (трехэлементную) дидактическую структуру современного урока.
Урок как единица учебного процесса складывается из определённых частей – относительно самостоятельных видов совместной деятельности учителя и учащихся, которые в методике принято называть структурными элементами урока. Каждый структурный элемент выполняет свои, специфические функции и обладает собственным содержанием, но в то же время служит общим целям урока.
Представим структуру урока в виде схемы, а структурные элементы, их функции, содержание, методы и приёмы – в виде таблицы.
Тема
(дана в программе, определяет содержание урока)
↓
Цели
(даны в программе, определяют тип урока)
↓
Тип урока
(определяет структуру урока, методы и приёмы работы на уроке)
↓
Структура урока
(совокупность структурных элементов)
I. Организационный момент
↕