Интерфейс: определение и виды программного пользовательского интерфейса.

Интерфейс: определение и виды программного пользовательского интерфейса.

Пользовательский интерфейс – совокупность элементов, позволяющих пользователю управлять работой программы или вычислительной системы и получать требуемые результаты. Пользовательский интерфейс реализует работу человека на ПК посредством элементов взаимодействия.

Виды:

· командный - пользователь осуществляет взаимодействие с ЭВМ посредством командной строки;

· WIMP (Window, Image, Menu, Pointer) - для обеспечения общения между пользователем и операционной системой используются окна, образы, меню, указатель. Команды можно выбрать из предложенного списка с помощью указателя, есть возможность работать с несколькими окнами одновременно, используя систему окон, имеются стандартные графические образы выполняемых команд;

· SILK (Speech, Image, Language, Knowledge) - речь, образ, язык, знания. Используется в системах искусственного интеллекта, возможно оперирование как с помощью графических объектов, так и голосовое управление;

· Web - совокупность средств, при помощи которых пользователь взаимодействует с веб-сайтом или любым другим приложением через браузер.

Гештальт-принципы.

Результатом работы гештальт-теоретиков стали принципы визуального восприятия, объясняющие механизмы объединения отдельных компонентов в единые образы:

· близость - стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе;

· схожесть - стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе;

· непрерывность - визуальная система восстанавливает отсутствующие фрагменты так, чтобы в результате получился целостный объект;

· замкнутость - отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму;

· симметрия - данные в визуальном поле можно интерпретировать несколькими способами, но наше зрение автоматически организует их с позиции простоты и симметрии;

· фигура/фон – разум разделает визуальное поле на фигуру и фон. Фигура имеет более богатое содержание, практически всегда ярче фона. Но роль фона и фигуры в восприятии определяется самой личностью, социальными факторами, поэтому вполне реально явление, когда фигура и фон меняются местами;

· общая судьба - объекты, движущиеся вместе, воспринимаются как сгруппированные или связанные;

· всё вместе - в любой визуальной сцене из реального мира гештальт-принципы работают совместно, а не по отдельности.

Визуальная структура интерфейса.

Чем более структурировано и сжато представлена информация, тем быстрее и эффективнее человек изучает и осмысливает ее. Структурированное представление данных также помогает читать длинные номера и числа (например, номера телефонов или кредитных карт). Специфические элементы управления улучшают структурирование ввода (например, календарь для выбора даты).

Любой интерфейс должен быть удобен и понятен пользователю. В процессе создания его визуальной иерархии нужно учитывать приоритетность тех или иных элементов в интерфейсе с точки зрения их важности – от самого важно до менее важных. Хорошо построенная иерархия элементов на странице позволяет быстрее найти интересующую информацию.

Информация разбивается на секции и подсекции, которые представляются в иерархической форме с обозначениями и выделением важного.

Свойства блоков и элементов, которые строят иерархию:

· размер - чем больше элемент, тем большее значение он имеет;

· контраст - если один элемент имеет темный фон, а соседний - более светлый, то первый будет более заметен;

· цвет - позволяет привлекать внимание к более важным блокам в дизайне страницы;

· расположение элементов - может группировать отдельные части интерфейса в блоки, тем самым указывая их принадлежность друг к другу;

· выравнивание элементов друг относительно друга может также определять их значение на странице;

· вертикальный ритм - пункты в списках, отношение заголовка к контенту, высота строк контента - это то, что позволяет пользователю легко сориентироваться в информации, понять, что и к чему относится.

Особенности цветового восприятия. Рекомендации по использованию цвета при проектировании интерфейсов.

У способности людей воспринимать цвет есть свои сильные стороны и ограничения, многие из которых важно учитывать при разработке интерфейсов:

· зрение оптимизировано для распознавания контрастных цветов (границ), а не абсолютной яркости - наша визуальная система чувствительна не к яркости, а к контрасту;

· умение различать цвета зависит от того, каким образом цвета представлены. Есть 3 фактора, влияющих на способность их различать:

1) бледность (более бледные цвета сложнее различать);

2) размер (чем меньше или тоньше объекты, тем сложнее различать их цвета);

3) разъединение (чем дальше друг от друга находятся образцы цвета, тем сложнее различать их цвета).

· некоторые люди не различают цветов (цветовая слепота - наследственная, реже приобретённая особенность зрения человека, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов);

· внешние факторы (вариации цветных дисплеев; наличие дисплеев, которые работают с оттенками серого; угол обзора; окружающее освещение).

Рекомендации по использованию цвета при проектировании интерфейсов:

· дифференцировать цвета не только по тону, но и по насыщенности и яркости;

· использовать выразительные цвета;

· избегать цветов, воспринимаемых одинаково людьми с цветовой слепотой;

· использовать цвет в сочетании с другими подсказками;

· разделять сильные противоположные цвета;

· учитывать особенности периферического зрения:

1) помещать сообщения туда, куда смотрит пользователь;

2) обозначать ошибку;

3) использовать символ, сигнализирующий об ошибке;

4) использовать красный свет только для обозначения ошибок.

Интерфейс: определение и виды программного пользовательского интерфейса.

Пользовательский интерфейс – совокупность элементов, позволяющих пользователю управлять работой программы или вычислительной системы и получать требуемые результаты. Пользовательский интерфейс реализует работу человека на ПК посредством элементов взаимодействия.

Виды:

· командный - пользователь осуществляет взаимодействие с ЭВМ посредством командной строки;

· WIMP (Window, Image, Menu, Pointer) - для обеспечения общения между пользователем и операционной системой используются окна, образы, меню, указатель. Команды можно выбрать из предложенного списка с помощью указателя, есть возможность работать с несколькими окнами одновременно, используя систему окон, имеются стандартные графические образы выполняемых команд;

· SILK (Speech, Image, Language, Knowledge) - речь, образ, язык, знания. Используется в системах искусственного интеллекта, возможно оперирование как с помощью графических объектов, так и голосовое управление;

· Web - совокупность средств, при помощи которых пользователь взаимодействует с веб-сайтом или любым другим приложением через браузер.

Гештальт-принципы.

Результатом работы гештальт-теоретиков стали принципы визуального восприятия, объясняющие механизмы объединения отдельных компонентов в единые образы:

· близость - стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе;

· схожесть - стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе;

· непрерывность - визуальная система восстанавливает отсутствующие фрагменты так, чтобы в результате получился целостный объект;

· замкнутость - отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму;

· симметрия - данные в визуальном поле можно интерпретировать несколькими способами, но наше зрение автоматически организует их с позиции простоты и симметрии;

· фигура/фон – разум разделает визуальное поле на фигуру и фон. Фигура имеет более богатое содержание, практически всегда ярче фона. Но роль фона и фигуры в восприятии определяется самой личностью, социальными факторами, поэтому вполне реально явление, когда фигура и фон меняются местами;

· общая судьба - объекты, движущиеся вместе, воспринимаются как сгруппированные или связанные;

· всё вместе - в любой визуальной сцене из реального мира гештальт-принципы работают совместно, а не по отдельности.

Наши рекомендации