Интерфейс: определение и виды программного пользовательского интерфейса.
Интерфейс: определение и виды программного пользовательского интерфейса.
Пользовательский интерфейс – совокупность элементов, позволяющих пользователю управлять работой программы или вычислительной системы и получать требуемые результаты. Пользовательский интерфейс реализует работу человека на ПК посредством элементов взаимодействия.
Виды:
· командный - пользователь осуществляет взаимодействие с ЭВМ посредством командной строки;
· WIMP (Window, Image, Menu, Pointer) - для обеспечения общения между пользователем и операционной системой используются окна, образы, меню, указатель. Команды можно выбрать из предложенного списка с помощью указателя, есть возможность работать с несколькими окнами одновременно, используя систему окон, имеются стандартные графические образы выполняемых команд;
· SILK (Speech, Image, Language, Knowledge) - речь, образ, язык, знания. Используется в системах искусственного интеллекта, возможно оперирование как с помощью графических объектов, так и голосовое управление;
· Web - совокупность средств, при помощи которых пользователь взаимодействует с веб-сайтом или любым другим приложением через браузер.
Гештальт-принципы.
Результатом работы гештальт-теоретиков стали принципы визуального восприятия, объясняющие механизмы объединения отдельных компонентов в единые образы:
· близость - стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе;
· схожесть - стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе;
· непрерывность - визуальная система восстанавливает отсутствующие фрагменты так, чтобы в результате получился целостный объект;
· замкнутость - отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму;
· симметрия - данные в визуальном поле можно интерпретировать несколькими способами, но наше зрение автоматически организует их с позиции простоты и симметрии;
· фигура/фон – разум разделает визуальное поле на фигуру и фон. Фигура имеет более богатое содержание, практически всегда ярче фона. Но роль фона и фигуры в восприятии определяется самой личностью, социальными факторами, поэтому вполне реально явление, когда фигура и фон меняются местами;
· общая судьба - объекты, движущиеся вместе, воспринимаются как сгруппированные или связанные;
· всё вместе - в любой визуальной сцене из реального мира гештальт-принципы работают совместно, а не по отдельности.
Визуальная структура интерфейса.
Чем более структурировано и сжато представлена информация, тем быстрее и эффективнее человек изучает и осмысливает ее. Структурированное представление данных также помогает читать длинные номера и числа (например, номера телефонов или кредитных карт). Специфические элементы управления улучшают структурирование ввода (например, календарь для выбора даты).
Любой интерфейс должен быть удобен и понятен пользователю. В процессе создания его визуальной иерархии нужно учитывать приоритетность тех или иных элементов в интерфейсе с точки зрения их важности – от самого важно до менее важных. Хорошо построенная иерархия элементов на странице позволяет быстрее найти интересующую информацию.
Информация разбивается на секции и подсекции, которые представляются в иерархической форме с обозначениями и выделением важного.
Свойства блоков и элементов, которые строят иерархию:
· размер - чем больше элемент, тем большее значение он имеет;
· контраст - если один элемент имеет темный фон, а соседний - более светлый, то первый будет более заметен;
· цвет - позволяет привлекать внимание к более важным блокам в дизайне страницы;
· расположение элементов - может группировать отдельные части интерфейса в блоки, тем самым указывая их принадлежность друг к другу;
· выравнивание элементов друг относительно друга может также определять их значение на странице;
· вертикальный ритм - пункты в списках, отношение заголовка к контенту, высота строк контента - это то, что позволяет пользователю легко сориентироваться в информации, понять, что и к чему относится.
Особенности цветового восприятия. Рекомендации по использованию цвета при проектировании интерфейсов.
У способности людей воспринимать цвет есть свои сильные стороны и ограничения, многие из которых важно учитывать при разработке интерфейсов:
· зрение оптимизировано для распознавания контрастных цветов (границ), а не абсолютной яркости - наша визуальная система чувствительна не к яркости, а к контрасту;
· умение различать цвета зависит от того, каким образом цвета представлены. Есть 3 фактора, влияющих на способность их различать:
1) бледность (более бледные цвета сложнее различать);
2) размер (чем меньше или тоньше объекты, тем сложнее различать их цвета);
3) разъединение (чем дальше друг от друга находятся образцы цвета, тем сложнее различать их цвета).
· некоторые люди не различают цветов (цветовая слепота - наследственная, реже приобретённая особенность зрения человека, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов);
· внешние факторы (вариации цветных дисплеев; наличие дисплеев, которые работают с оттенками серого; угол обзора; окружающее освещение).
Рекомендации по использованию цвета при проектировании интерфейсов:
· дифференцировать цвета не только по тону, но и по насыщенности и яркости;
· использовать выразительные цвета;
· избегать цветов, воспринимаемых одинаково людьми с цветовой слепотой;
· использовать цвет в сочетании с другими подсказками;
· разделять сильные противоположные цвета;
· учитывать особенности периферического зрения:
1) помещать сообщения туда, куда смотрит пользователь;
2) обозначать ошибку;
3) использовать символ, сигнализирующий об ошибке;
4) использовать красный свет только для обозначения ошибок.
Интерфейс: определение и виды программного пользовательского интерфейса.
Пользовательский интерфейс – совокупность элементов, позволяющих пользователю управлять работой программы или вычислительной системы и получать требуемые результаты. Пользовательский интерфейс реализует работу человека на ПК посредством элементов взаимодействия.
Виды:
· командный - пользователь осуществляет взаимодействие с ЭВМ посредством командной строки;
· WIMP (Window, Image, Menu, Pointer) - для обеспечения общения между пользователем и операционной системой используются окна, образы, меню, указатель. Команды можно выбрать из предложенного списка с помощью указателя, есть возможность работать с несколькими окнами одновременно, используя систему окон, имеются стандартные графические образы выполняемых команд;
· SILK (Speech, Image, Language, Knowledge) - речь, образ, язык, знания. Используется в системах искусственного интеллекта, возможно оперирование как с помощью графических объектов, так и голосовое управление;
· Web - совокупность средств, при помощи которых пользователь взаимодействует с веб-сайтом или любым другим приложением через браузер.
Гештальт-принципы.
Результатом работы гештальт-теоретиков стали принципы визуального восприятия, объясняющие механизмы объединения отдельных компонентов в единые образы:
· близость - стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе;
· схожесть - стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе;
· непрерывность - визуальная система восстанавливает отсутствующие фрагменты так, чтобы в результате получился целостный объект;
· замкнутость - отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму;
· симметрия - данные в визуальном поле можно интерпретировать несколькими способами, но наше зрение автоматически организует их с позиции простоты и симметрии;
· фигура/фон – разум разделает визуальное поле на фигуру и фон. Фигура имеет более богатое содержание, практически всегда ярче фона. Но роль фона и фигуры в восприятии определяется самой личностью, социальными факторами, поэтому вполне реально явление, когда фигура и фон меняются местами;
· общая судьба - объекты, движущиеся вместе, воспринимаются как сгруппированные или связанные;
· всё вместе - в любой визуальной сцене из реального мира гештальт-принципы работают совместно, а не по отдельности.