Религиозные, философские учения и управленческая мысль
Становление и развитие управленческой мысли в последующие периоды происходили во многом в контексте религиозного сознания. Философское осмысление религиозных учений способствовало выработке различных религиозно-философских концепций, положения которых нашли отражение и в области управления. Наиболее ярко такая связь проявилась после ухода с исторической сцены античности и с наступлением новой эры.
Религия как мировоззрение, мироощущение, предписывающее определенный тип поведения и специфические действия, прошла в своем развитии путь от простейших племенных до наднациональных форм - мировых религий буддизма, христианства и ислама (магометанства). Основоположниками этих религиозно - философских учений были Будда (VI в. до н. э.), Иисус Христос (I в. н. э.) и Мухаммед (V-VI вв.).
Каждая из этих религий, распространившись среди населения земного шара, повлияла на формирование духовного облика верующих. В возникших религиозных общинах (буддийских, христианских, магометанских) сложились свои системы взглядов на окружающую действительность, в них были выработаны определенные способы ее познания. Религиозные учения легли в основу различных религиозно-философских концепций.
В философии буддизма центральной является проблема бытия личности. Сторонники буддизма полагают, что личность но отделена от окружающей действительности, является ее неотъемлемой частью. Бытие рассматривается ими как своеобразный психологический процесс всего окружающего мира. В проповедях основоположника этой религии - Будды - представлена ключевая идея о четырех просветленных (благородных) истинах.
В буддизме первая истина предполагает страдание. В понимании западного человека это физическая или нравственная боль. И философии страдание означает претерпевание, противоположность деятельности, состояние боли, болезни, горя, печали, страха, тоски, тревоги. В религиозных учениях страдание представляется как божья кара. Согласно буддизму страдание - это не только неприятность, но и отсутствие приятности. Поскольку страдание неразрывно связано с бытием человека как субъекта природы, то оно равноценно его неудовлетворенности существованием.
Вторая истина трактуется как путь (страстное желание) преодоления страдания, ведущий к перерождению, более высокой степени нравственной и психологической зрелости личности.
Третья истина утверждает тезис о прекращении страдания благодаря полному покою личности. Иначе, это отказ от всесторонних преобразований, зарождения и возрождения, испытаний и искуплений, вечного круговорота жизни. По сути это ликвидация динамичного состояния по отношению к статике бытия, в каких бы формах оно ни проявлялось
Четвертая истина утверждает путь достижения покоя личности и прекращения страдания. Это личное решение следовать идеям и принципам учения Будды, нравственности, созерцания и самоанализа, включая отказ от грубости, лжи, насилия, неуважения к людям.
Мировоззренческая концепция буддизма завоевала большое количество сторонников, следствием чего стали создание и организация многочисленных общин, движений, религиозных центров, монастырей, религиозных учреждений (пагод). Буддизм получил статус государственной религии в некоторых странах Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии. Таким государством, например, была империя Чингисхана.
Заслуга Чингисхана состояла не только в создании могущественного государства, организации управления в нем и командовании войсками, но и в развитии культуры народов Монголии. Им была введена письменность и составлен свод правил, поучений и законов «Великая Яса», дошедший до наших дней не в полном виде. Для истории управленческой мысли важны идеи Чингисхана в области управления, преобразовавшие неорганизованное, хаотичное общество в стройную, централизованно управляемую систему, в которой основными методами управления были наказание и вознаграждение.
Вкладом буддизма в управленческую мысль можно считать идеи совершенствования личности, ее развития, самоорганизации и самоконтроля.
В рамках этого религиозного учения были определены нормы этики поведения, включая отношения управления.
Другая мировая религия - христианство - утвердилась на территории Римской империи в начале I тыс. н. э. Ее становление было обусловлено стремлением римских кесарей к единовластию, многонациональным составом населения и необходимостью найти источник его консолидации, что предполагало отказ от многобожия. Христианство, возникшее в восточных провинциях Римской империи, по нравственно-этическим канонам превосходило языческие верования.
Основателем христианского вероучения был Иисус Христос, его последователей называют христианами. В Библии рассказано о том, как происходило становление христианства: «целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». Первые собрания интересующихся и сочувствующих идеям и учению Иисуса Христа и его учеников проходили в непринужденной обстановке: пророки выступали, люди приходили и слу- шали. Со временем такие собрания стали преобразовываться в «раннехристианские общины» с присущими им особенностями. Первую такую общину создали ученики Иисуса Христа - двенадцать апостолов.
Христианские общины строились на принципах равенства, братства, при отсутствии культа и идеологии духовенства, а также начальствующего состава. В качестве института священства выступали пророки (апостолы, учителя, проповедники). Любой христианин мог стать пророком и заниматься пророчеством, если имел определенное число приверженцев. В том случае, если за ним признавалась особая духовная одаренность (харизма), ему доверяли руководство делами общины. Некоторые из пророков становились проповедниками. Проповедники, воспринявшие уче- ние Иисуса Христа, странствовали и просвещали людей. Переходя от общины к общине, проповедники некоторое время жили на содержании общины, а затем шли дальше, но они могли и остаться в общине и трудиться наравне с ее членами.
Люди, проникшиеся христианскими идеями, принимали крещение и сами содействовали распространению вероучения. Постепенно происходило объединение единоверцев, которые стремились помогать созданию и функционированию общины.
На определенном этапе началось приспособление христианского учения к интересам зажиточных слоев общества. Изменились и политико-правовые взгляды, характерные для раннего христианства. Вместо проповедования всеобщего равенства, которое истолковывалось как равенство перед Богом, были провозглашены преклонение перед императорской властью и повиновение начальникам. Духовенство содействовало этому, выработав правила поведения для верующих, которые предполагали соблюдение определенных обрядов, следование догматам. Епископат получал все большую власть, в том числе и в отношении имущества церкви. Сформировался и церковный аппарат, подчиненный епископату (пресвитеры, дьяконы, служки и др.). Среди христианских общин выделилась римская община, за ее епископом закрепился титул «папа» (греч. «отец»).
В IV-VI вв. церковь стала централизованной, структурированной, иерархической организацией, которая противостояла разрушительным силам римского государства. Прерогативой церкви были финансовые вопросы, которые касались, в том числе, ведения церковного хозяйства; вопросы устройства городской жизни и муниципального управления; вопросы войны и мира и борьбы за чистоту веры. Так, постепенно сформировался новый вид управления (церковное управление), ставший в один ряд с государственным, военным, хозяйственным управлением.
Каноническими книгами христиан были Ветхий Завет - Пятикнижие Моисеево и Новый Завет Иисуса Христа, который не признавали иудеи. Новый Завет - основа этико-религиозного подхода в учении Христа. В нем не только дается толкование нравственных принципов поведения христиан как представителей единой социальной однородности, но и показана организация церковного дела в борьбе с язычниками. Привлекательность христианства состояла в том, что оно основывалось на гуманизме (человеколюбии), милосердии и готовности принести себя в жертву - через покаяние, молитву, самоотвержение и смелость, проповедовало такие принципы, как справедливость, равенство положения в обществе, равенство социальных возможностей и защищенность от произвола.
Непримиримая борьба между христианами и язычниками продолжалась долгие годы. Причем приверженцы язычества зачастую получали поддержку со стороны правителей Рима. Со временем отношение к христианству стало меняться в лучшую сторону. Способствовали тому увеличение числа его сторонников, становление церковной организации, осуществление апостольской деятельности и, наконец, выступления и труды выдающихся христианских теоретиков.
Выдающимся христианским философом был Августин Аврелий. Его концепция государственности и духовной возвышенности личности (любовь к Богу) послужила основой утверждения идеологии христианства. В Средние века Августин слыл непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии вплоть до появления Фомы Аквинского (1225/26-1274). После раскола христианства на католичество и православие христианское вероучение не утратило своего влияния на государственность.
Центром православия стала Византия, католичества - Ватикан.
Значимым моментом в истории Римско-католической церкви стало создание инквизиции - судебно-представительского учреждения (X в.). В разработке документов об организации деятельности инквизиции как важного полугосударственного органа управления участвовал Игнатий Лойола, основатель монашеского ордена иезуитов. Орден был создан в 1534 г. и официально назывался «Общество Иисуса». Его члены оказали значительное влияние на развитие образования, науки, в том числе об управлении, и содействовали распространению христианского учения.
Широкая миссионерская работа католических и православных служителей утвердила христианскую веру в качестве важного компонента общественного сознания. Усиление роли христианства привело к тому, что неотъемлемым стал ритуал утверждения монархов. Христианство оказало воздействие на формирование феодального строя и присущих ему особенностей организации и управления.
Христианство утвердилось в Средневековье как детально разработанная, апробированная и целостная система общественного управления, способная соперничать со светской властью на уровне правителей стран, подменять ее и быть выше нее.
Еще одна религия, ставшая мировой, зародилась в раннем Средневековье на Востоке - это ислам. Основоположник ислама - пророк Мухаммед, проповедуя истины, которые открыл ему Бог, объединил вокруг себя сторонников. Так сложилась община приверженцев этого вероучения. Для мусульманской общины был составлен устав, определен молитвенный ритуал, построена мечеть. Для укрепления дружественных связей между мусульманами организовывались церемонии клятвоприношения.
При образовании мусульманской общины Мухаммеду пришлось выступать в роли и военачальника, и судьи, что способствовало средоточию власти в его руках. В дальнейшем город Медина, где располагалась община, с одобрения всех проживающих в нем племен был преобразован в город- государство с исламом в качестве официальной религии. Первым его главой был избран Мухаммед. Мухаммед создал письменную конституцию, в которой были определены права и обязанности как рядовых граждан, так и руководства города-государства. В конституции нашли отражение вопросы обороны, внешней политики, социальной защищенности граждан и описаны случаи, способные стать предметом судебных разбирательств. Помимо того, в ней был охвачен ряд финансовых вопросов, касающихся налогообложения, формирования бюджета, распределения военной добычи.
Как и в христианстве, в магометанстве (исламе) обнаруживаются истоки управленческой мысли. Они заложены в процессе формирования мусульманской общины, которая должна была развиваться как определенная система, существовавшая благодаря вере в одного Бога - Аллаха. Действия пророка Мухаммеда как религиозного и светского лидера, имевшие ореол божественной духовности, были управленческими: призыв к распространению новой религии, формирование боевых отрядов мусульман, раздел захваченного у поверженных врагов имущества, ведение переписки с шейхами арабских племен о принятии ислама и присоединении к формирующемуся исламскому государству.
В основе модели управления, созданной Мухаммедом, лежали следующие принципы: единобожие, равноправие и равенство всех членов, соблюдение единого ритуала при свершении религиозного культа, терпимость и уважение к представителям разных племен и народов, всеобщее братство, наличие лидера с неограниченной духовной и политической властью и высшего судьи, коллегиальность в принятии управленческих решений, выборность руководителей и активное участие членов общины в принятии важнейших для нее решений.
Идеи ислама получили широкое распространение при создании азиатских государств. Так, весьма значительный вклад в развитие управления и управленческой мысли на Ближнем Востоке и в Средней Азии внес выдающийся военачальник, политик и верховный правитель огромного государства Тимур (Тамерлан). Основатель Монгольской империи (Чингисхан) был образцом для подражания и кумиром, которому Тимур пытался следовать даже в мелочах. Главную же идею - воссоздание империи великого завоевателя - он твердо и осознанно проводил всю свою жизнь. Тимур не только завоевал и объединил многие ханства, султанаты, кочевые племена и создал новое государственное образование - империю, но и разработал ценнейший документ Средневековья уложение, в котором подробно разработал основные положения (принципы, функции, задачи и методы) управления созданным государством.
Распространению ислама во многом способствовал Арабский халифат. Постепенно, включая в свой состав все новые и новые племена арабов, халифат образовал огромное государство, официальной религией которого был ислам. Утверждение последнего на всей территории халифата стало важнейшим направлением деятельности халифов. Вместе с религиозными воззрениями в арабском мире развивалась и научная, в том числе управленческая, мысль, что способствовало налаживанию и развитию системы управления в этом огромном государстве. Работы арабских ученых послужили богатейшим источником накопления знаний об управлении. К ним относятся Аль-Белазури (ок. 820-892), Ибн аль-Кутийя (?-977), Ибн аль Мутазз (861-908), Ибн Кутайба (828 - ок. 889), ат-Табари (ок. 839-923), Омар Хайям (ок. 1048 - после 1122).
В I тыс. н. э. ярко проявила себя религиозная и философская мысль Византии. В ней сохранилось православие как самостоятельное религиозное учение и утвердилось церковное управление.
Как и во времена Римской империи, религия в Византии являлась составной частью государственного управления. Однако императоры Византии добились своего приоритета над церковными иерархами, что привело к объединению власти государства и церкви. Другим новшеством в утверждении религиозности государства стало создание института монашества.
В Византии на всем протяжении ее существования помимо правовой науки много внимания уделялось и другим наукам, в том числе богословию и истории. Последняя из них не только излагала хронологию событий, но и давала описание государственной организации, управления страной и взаимодействия с церковью.
Работы этих ученых и других видных мыслителей Византии, таких как Иоанн Дамасский (ок. 675 - 753), Иоанн Итал (вторая пол. XI в.), Иоанн Лествичник (XII в.), Иоанн Филопон (V-VI вв.), Кирилл (827-869) и Мефодий (820-885), Какавмен (X-XI вв.), а также сочинения византийских императоров вошли и «золотой фонд» мировой научной мысли, передающий последующим цивилизациям опыт и знания по управлению в различных сферах деятельности общества.
Императоры Византии умело использовали арсенал накопленных знаний, большей частью опираясь не на научные исследования, которых было не так много, а на практику своих предшественников и правителей многих стран как Запада, так и Востока. Таким образом накапливался опыт управления.
Сближение с Византией зарождающегося древнерусского государства способствовало распространению христианства на (ч о территории. Князь Владимир (ок. 960-1015) ввел в 988- 989 гг. в качестве государственной религии православие. С тех пор управление и управленческая мысль в Киевской Руси формировались в контексте религиозного сознания. Идеи христианского иероучения нашли отражение в «Русской правде», «Правде Ярославичей», «Уставе Владимира Мономаха» и других документах Киевской Руси.
Татаро-монгольское нашествие не препятствовало распространению православия. В период становления Московского государства и позднее православие еще более утвердилось в качестве важнейшего компонента правления.
Ранние учения об управлении
Важной характеристикой мышления раннего Средневековья являлась его религиозность, которая предполагала познание явлений окружающей действительности с позиции религии, в частности христианства. На это обстоятельство указывали немецкие философы К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895):
«Мировоззрение Средних веков было по преимуществу теологическим. Европейский мир, фактически лишенный внутреннего единства, был объединен христианством против общего внешнего врага, сарацин. Единство западноевропейского мира, представляющего группу народов, развитие которых совершалось и постоянном взаимодействии, было осуществлено католицизмом. Это теологическое объединение было не только идеальным. Оно в действительности существовало не только в лице папы, своего монархического центра, но, прежде всего, в организованной на феодальных и иерархических началах церкви, которая в каждой стране владела приблизительно третьей частью всей земли и составляла поэтому крупную силу в феодальной организации. Церковь с ее феодальным землевладением служила реальной связью между различными странами; феодальная организация церкви освящала религией светский феодальный государственный строй. Духовенство к тому же было единственным образованным классом. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления. Юрисдикция, естествознание, философия - все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви».
Установление феодального строя происходило при поддержке римского и византийского духовенства, с опорой на христианское вероучение. И это важно для понимания средневековой системы отношений, в том числе отношений управления, складывавшихся на всех уровнях социальной иерархии. Среди теологов и философов Средневековья наиболее яркими были Пьер Абеляр (1079-1142), воспитанники Доминиканского монастыря Альберт Великий (ок. 1193-1280) и Фома Аквинский (1225 или 1226-1274), Роджер Бэкон (ок. 1214-1294). Особая роль в разработке проблем церковного и государственного управления принадлежит Фоме Аквинскому и Роджеру Бэкону.
В своих трактатах Фома Аквинский развил учение Аристотеля о законах и определил те из них, на которых основывается мировой порядок, в том числе жизнедеятельность общества и управление им. При рассмотрении классификации форм государства (монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, молития), предложенной Аристотелем, Фома Аквинский акцентировал внимание на монархии, которую считал наиболее приемлемой формой правления. Отдавая предпочтение монархии, Фома Аквинский отмечал, что светская власть распространяет свое влияние над людьми, но не над их душами. Воздействовать па человеческие души - это прерогатива высшего духовенства, поскольку римские первосвященники представители Бога на земле. Они управляют жизнедеятельностью общества, вверяя монархам права на власть через коронование и провозглашение их правителями, поэтому между коронованными особами и римскими папами должно существовать единство и согласие и монархам следует свои действия в области управления согласовывать со святым престолом.
Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (ок. 1214- 1292) в научных работах обличал феодальное устройство общества, осуждал его пороки и одновременно подвергал критике святой престол, куда, по его мнению, проникли ложь, обман, стяжательство и развращенность. Он выступал за сильную и справедливую власть папы и государя в целях нравственного очищения церкви и общества. Его основной работой является «Большое сочинение» («Opus majus»).
Бэкон признавал власть человека над природой и предлагал рассматривать власть в качестве универсальной категории, прилагаемой к любым видам человеческой жизнедеятельности. Примечательно, что в те годы на территории Северной Италии возникло первое промышленное производство, и хотя в эпоху феодализма оно не получило распространения, это обстоятельство послужило подтверждением идеи Бэкона о возможностях человека в отношении природы.
Взгляды Фомы Аквинского и Роджера Бэкона на управляющую роль государства и церкви разделял Данте Алигьери.
В трактате «Монархия» Данте поставил три вопроса: первый - о необходимости монархии для благосостояния мира, второй - на основании какого права римский народ присвоил себе исполнение должности монарха (императорский Рим присвоил себе право всемирного господина. - Авт.), третий - «зависит ли авторитет монархии непосредственно от Бога или же он зависит от служителя Бога или его наместника». «Светская монархия, называемая обычно империей, есть единственная власть, стоящая над всеми властями во времени, и превыше того, что измеряется временем», - считал Данте. В поисках ответов на вопросы Данте размышлял с позиции христианства о необходимости и назначении государства (империи), о власти монарха как представителя преобразования, по мнению автора, могут быть реализованы властью монарха, иначе он служил бы лишь средством управления, В «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании и изменении монеты» Николай Орезмский указал на то, что перед монархом стоит задача защищать государство от подрыва его экономической стабильности.
Борьба городов с феодалами, на землях которых они располагались, за независимость и самоуправление открыла возможности не только развития рыночных отношений, но и образования интегрированных, централизованно управляемых форм ремесленного производства - цехов.
Формируя представления о системе производства и хозяйствования, управляемой на корпоративном уровне, цехи одновременно решали вопросы организации управления. По замечанию Ф. Энгельса, это были общины-марки по своему внутреннему устройству, но ориентированные не на определенную территорию, а на профессию, специализацию в области разделения труда. В основе такой организации управления лежало равноправное участие каждого члена всякого цеха в пользовании всеми привилегиями и правами. Воззрения членов цехов, их управленческая деятельность регулировались нормами морали, принятыми в экономической среде того времени. Разорение соседа путем конкуренции, обычное в условиях капитализма, считалось преступлением и решительно преследовалось. Цеховые уставы были полны предписаний, направленных против внутренней конкуренции. Запрещались разносная торговля, рекламирование товара, зазывание покупателей, использование более дешевого сырья, снижение издержек производства, его расширение сверх нормы, использование больше определенно го числа подмастерьев и учеников, ночная и воскресная работа. Цехи считали, что все экономические проблемы, актуальные для мастеров, можно разрешить с помощью хозяйственных регламентов. Поэтому предписания цеховых уставов затрагивали все стороны экономической жизни. Даже технология производства регулировалась ими.
В деятельности цехов проявляются такие функции, как организация, планирование, контроль, материально-техническое обеспечение, сбыт продукции, распределение доходов. При этом управленческая деятельность цехов выражалась в определенной структуре управления и регламентации ее функционирования.
В середине XVI в. возникла мануфактура (от лат. manus - рука, factum - изготовление) - капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. Эта организация производства была более зрелой, ей предшествовала простая кооперация. Но и в мануфактуре, и в цехах было выделено в самостоятельную функцию управление произ- водством.
Цеховая организация управления трудовыми процессами (ремесленное производство) вызвала к жизни потребность в возрождении таких функций, как учет, анализ и собственно расчетное дело, без которых невозможно осуществление и торговли, и товарного производства. К XIV в. учет как вид деятельности стал достаточно широко применяться, обрел статус одной из главных функций управления. Тогда же зародилась профессия странствующих писцов, составлявших экономические отчеты за определенную плату. К XIV в. сформировались понятия «фирма как юридическое лицо» и «владелец предприятия как физическое лицо». Значительный вклад в развитие учетной, аналитической и контрольной функций внес итальянский математик Лука Пачоли.
В «Трактате о счетах и записях» Пачоли дал научное обоснование бухгалтерского дела, собственно технологии учета, его документационного обеспечения и сочетания в едином комплексе функций учета, анализа и контроля. Он подчеркивал: «Никто не в состоянии вести свои дела, если не захочет соблюдать должный порядок в записях».
В идеологии хозяйствования доминировала экономическая доктрина католицизма, которая в определенной мере была вынуждена считаться с новыми экономическими течениями. Значительное влияние на изменение роли церкви в государственном управлении оказали деятельность и творчество Мартина Лютера. В своих «95 тезисах» он критиковал церковные порядки, нею систему церковного управления от простого священника до Папы римского. Лютер выступал за отделение церкви от светской власти и переустройство всей церковной системы.
Идеи переустройства церковного правления нашли конкретное воплощение во взглядах и деятельности Жана Кальвина. Кальвин создал в Женеве новую церковь, в основу деятельности которой были положены демократически-республиканские принципы. Идеи Кальвина нашли широкую поддержку среди верующих и сложились в учение - кальвинизм. По сравнению с католицизмом кальвинизм и пуританство в своей экономической основе были намного более прогрессивны. В их системах ценностей трудовая деятельность, бережливость, накопление, добросовестность и профессионализм в работе, умение управлять хозяйством считались приоритетными. Тем самым кальвинизм сформировал идеологическую основу вызревающего капитализма.
Зарождение новых производственных отношений в Западной Европе послужило основанием для появления различных взглядов на переустройство общества, в которых отодвигались на второй план интересы феодалов, а вместе с ними и интересы католичества. Одним из первых идеологов складывавшихся буржуазных отношений был Никколо Макиавелли.
Научные труды Макиавелли оказали значительное воздействие на формирование буржуазной идеологии. Он выступал за республиканскую систему государственного правления, ставил в зависимость от нее право, законы и сильную королевскую власть, которая должна иметь не наемную, а национальную армию. Политику Макиавелли рассматривал как отдельную область деятельности, а религию - в качестве инструмента воздействия на людей. В наиболее известном сочинении Макиавелли «Государь» раскрываются способы создания сильного государства в условиях, когда в обществе еще не сложилась этическая культура. В этой работе изложен взгляд стороннего наблюдателя на политическую философию лидеров различных государств: начиная от влиятельных представителей богатейших семей Флоренции, правителей города до коронованных особ. Прообразом правителя в его произведении послужил Джованни Медичи. Макиавелли восхищался также Чезаре Борджа, который был известен жестокостью, коварством, мстительностью. У автора был собственный взгляд на характер и особенности правления сильных мира сего, их стиль поведения.
Суть рассуждений Н. Макиавелли можно свести к следующим положениям.
1. Государства различаются по видам (монархия, олигархия, республика), типам правления в зависимости от способа получения власти (наследственная, создаваемая сызнова, завоеванная), формам правления организации, определяемым полномочиями верховной власти (города- республики, церковные государства, империи).
2. Важными являются военное обеспечение государственной власти (войска страны, войска наемные (кондотьеры), войска союзные) и руководство государя войсками (организация войска, обучение военным наукам, навыки и умения командовать, поддержание боевой готовности).
3. Существенным является отношение к государю окружающих (хвалят или порицают).
4. В результате правления складывается образ государя (щедрый или бережливый, жестокий или милосердный, человек чести или коварный).
5. Государь может укрепить свою власть. Для этого он должен избегать ненависти и презрения; разрушать крепости и строить их; вооружать и разоружать народ, держать его в страхе и почтении; подбирать помощников под стать себе и избавляться от льстецов; быть фаталистом, надеясь на случай и доверяя фортуне.
Вопрос государственного управления занимал лучшие умы в период Средневековья. Интерес к нему проявили многие философы, естествоиспытатели, физики и математики. Каждый из них высказывал свою точку зрения, предлагая ориентироваться на пег при переустройстве общества. В это время возникли утопически» идеи. Понятие «утопия» ввел Томас Мор, озаглавив этим словом свое главное сочинение.
Мыслители того времени Томас Мор (1478-1535) и Томас Мюнцер (ок. 1490-1525) не только выступали против существовавшего строя, но, критикуя его, выдвигали идеи по обновлению социального устройства общества и указывали на необходимость изменения системы управления в государстве на всех уровнях. В книге «Утопия» Томас Мор разработал систему совершенно иного государственного управления, опирающуюся на принципы равенства, свободы и демократизм государственных институтов.
В своих воззрениях на реформирование и управление церковью и государством еще дальше пошел немецкий революционер Томас Мюнцер. Мюнцер выступал за новый государственный порядок, становление и осуществление новой власти в единой и неделимой Германской республике.
Близким по взглядам Т. Мору был Эразм Роттердамский ( 1469-1536). Их называли «духовными близнецами». Ученый-гуманист Эразм Роттердамский в своих трудах большое внимание уделял вопросам просвещения. Немалый интерес представляет его работа «Воспитание христианского государя» (1516). Рассматривая государство в качестве сильной, просвещенной гуманистической монархии с самоуправляющимися городскими сообществами, Эразм Роттердамский дал новое понимание государства под началом единовластного справедливого правителя.
Среди утопистов следует назвать имена таких ученых, как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Дени Верас д'Алле (1630-1700), Джеймс Гаррингтон (1611-1677), Жан Мелье (1664-1729). В плеяде этих мыслителей особое место занял Томмазо Кампанелла.
В книге Кампанеллы «Город Солнца» описано качественно новое общество, где нет несправедливости и социального неравенства. Построение системы управления в городе иерархично. Во главе его стоят священник и три соправителя. При этом священник наделен правами абсолютного монарха. Распределение функциональных задач между соправителями напоминает военизированное государство (например, Пруссию при Фридрихе Великом). В городе большое значение придается наукам и искусствам, каждым направлением руководит мудрец. Идея организации управления, предложенная Кампанеллой, напоминает взгляды Т. Мора. В задачи государственного управления Кампанелла включал организацию производства и распределения материальных благ, управление воспитанием, привлечение ученых и народа к управлению.
Сторонником абсолютизма и централизованного управления государством выступал французский мыслитель, правовед Жан Воден (1530- 1596). Свои взгляды на государственное управление он изложил в сочинении «Шесть книг о республике» (1576). Рассматривая общество в качестве совокупности многочисленных семей, Воден утверждал, что оно должно быть управляемо из единого центра сувереном власти, который обязан обеспечивать обществу нормальную жизнедеятельность. Но монарх и его система власти и управления должны быть ограничены законодательно, поскольку верховная власть не имеет божественного происхождения.
Развитие управленческой мысли, формирование новых взглядов на управление государством, церковью и другие виды управления в XI-XVI вв. отвечало потребностям времени, связанным с зарождением и становлением промышленного производства, способствовавшего нарастанию кризиса феодального общества и послужившего началом промышленного и социального переворота.
Учение меркантилизма сформировалось и получило свое развитие в Испании, Италии, Германии, Австрии, Польше, России, Англии, Франции. Государю и стране нужны деньги. Деньги составляют богатство. Их концентрированная форма - золото и серебро. И то и другое можно получить за товары. Для этого нужна торговля на внешних рынках. Однако без вмешательства, поддержки и управляющего воздействия государства внешняя и внутренняя торговля не могли процветать. Видными представителями меркантилизма считаются Уильям Стаффорд (1554-1612), Томас Мен (1571-1641) и Антуан Монкретьен (ок. 1575-1621), несомненной заслугой которых была разработка торгового баланса, системы денежных операций, инструментария экономических методов управления. А. Монкретьен первым ввел в научный оборот термин «политическая экономия». Примером реализации на практике этих взглядов может служить деятельность контролера (министра) финансов Людовика XIV (1638-1715) Жана Батиста Кольбера (1619-1685).
Выдающимся экономистом, родоначальником политэкономии считается Уильям Петти (1623-1687). В работах «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» («Verbum Sapienti») (1665), «Разное о деньгах» (1682) Петти, рассмотрев экономические категории, определявшие экономическую основу функционирования государства, рассуждал о системе управления собственно государством и экономическими процессами, на которые оно активно воздействует. В сочинениях он анализировал элементы управления экономическими процессами в государстве. Петти затрагивал такие аспекты управления, как поощрение и наказание, нормы управляемости, церковное управление, правовой подход в управлении.
Учение физиократов возникло в период разложения феодализма и зарождения капитализма. В отличие от меркантилистов физиократы (от греч. physis - природа и kratos - сила, власть, господство) считали, что источником богатства выступают земля и труд в сельском хозяйстве, но не внешняя торговля, хотя и отрицали значения последней. Видными представителями физиократов были Ричард Кантильон (1680-1734) - купец и финансист, Жан Клод Венсан де Гурнэ (1712-1759) - интендант торговли Франции (1751), Анн Робер Жак Тюрго (1727— 1781) - генеральный контролер (министр) финансов Франции (1774-1776), Себастьен Ле Претр де Вобан (1633-1707) - маршал Франции с 1703 г., Франсуа Кенэ (1694-1774).
К заслугам физиократов следует отнести их исследования и области управления, в том числе управления земельной собственностью, трудом, финансами. В своих работах они заложили основы понимания экономических методов управления (материальное поощрение, финансирование и ценообразование), а также их инструментария. В связи с этим доминанта властных полномочий, определявших методы управления как «убеждение и принуждение», обрела новое толкование - «экономическое и внеэкономическое принуждение».
Английский философ Фрэнсис Бэкон, будучи также государственным и политическим деятелем, уделил внимание в своих произведениях проблемам управления в таких важн<