Управление в Древней Греции и Риме
Хронологическими рамками античности принято считать IX в. до н. э. - V в. н. э. В этих рамках выделяют различные этапы, наиболее общими из которых являются архаика, классика (со своим более подробным делением), эллинизм, период Римской империи. Географическими границами являются соответственно пределы греческого и римского влияния.
Современные историки относят образование Греции к III тыс. до н. э. Греки называли себя эллинами. Согласно легендам Эллин (Hellen) является родоначальником племени эллинов. Его сыновья считались предками главных греческих племенных объединений (дорийцев, эолийцев, ахейцев, ионийцев). Слово «эллин» италики (группа индоевропейских племен Древней Италии) перенесли на всех греков. В ходе своего продвижения греки на побережьях Черного и Средиземного морей основали города, со временем преобразовавшиеся в города- государства.
А.Н. Бодак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и другие авторы книги «История Древнего мира. Древняя Греция» отмечают, что греческие предания в основе своей соответствуют реальным фактам истории и являются наследием действительно существовавшей в III-II тыс. до н. э. богатой эгейской культуры. В этой связи интересны представления самих греков о возникновении и устройстве их государства, которые можно найти в таких величайших памятниках философской мысли данного периода, как наследие Платона
Одним из основных условий существования государства философ считал необходимость соблюдения гражданами законов, установленных правителем, поскольку законы ставят своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всех.
Однако, устанавливая законы, правителю необходимо учитывать общественное мнение; в государстве всегда должна существовать некая часть населения, разделяющая взгляды законодателя. Ведь если закон плох, его необходимо менять. Но пока закон существует, пусть в несовершенном виде, он обязателен для выполнения всеми гражданами, поскольку не может стоять целым и невредимым государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, а по воле частных лиц становятся недействительными и уничтожаются.
В данной связи немаловажное значение имеет форма управления государством. С этой точки зрения Платон выделяет следующие виды государственного правления: последовательно переходящие одна в другую аристократию - тимократию (или тимархию) - олигархию - демократию - царскую власть - тиранию.
Аристократическое правление - власть лучших. Эта форма применялась на заре рода человеческого. Она видится Платону наиболее справедливой среди других форм власти, которые представлялись философу в той или иной мере «болезнями» государства. При аристократии правят самые достойные, подготовленные для управленческой деятельности. Вследствие нарушения гармонии в этом обществе между ними возникает конфликт: одни властители желают наживы, приобретения земель и домов, золота, другие - добродетелей и древнего устроения. В ходе борьбы они приходят к среднему к установлению частной собственности на землю и недвижимость,распределив их между собой. Таким образом, форма власти переходит в Тимократию - нечто среднее между аристократией и олигархией. Тимократия форма государственного устройства, при которой господствует меркантилистский подход. Однако крайнее богатство не афишируется, жилища окружаются оградами, а удовольствиям предаются втайне. На государственные должности больше не ставятся мудрые люди, а законы переписываются в пользу имущих.
Олигархия - строй, основывающийся на имущественном цензе. У власти находятся богатые, а неимущие не участвуют в управлении. Такого рода строй держится на применении вооруженной силы или же устанавливается путем запугивания. В олигархических государствах не обращают внимания на распущенность граждан, даже допускают ее, поскольку стоящие у власти не хотят ограничивать ее законом. Они, воспользовавшись ошибками граждан, скупают их имущество или дают под процент ссуду с тем, чтобы становиться еще богаче и могущественнее. Такое государство не является единым, в нем существуют два государства: богачей и бедняков, противостоящих друг другу. В результате бунта последних государство переходит на демократическую форму правления.
Демократия - свободное государство, предоставляющее равные возможности каждому гражданину. Характерной чертой такого общества является то, что нет никакой надобности участвовать в управлении, даже если человек к этому способен; не обязательно и подчиняться, если не желаешь. Все принудительное вызывает возмущение как нечто недопустимое. Это ведет к тому что граждане перестают считаться с законами и из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство - тирания.
Тиран приходит к власти, раздавая обещания частным лицам и обществу. Придя к власти, он будет вынужден уничтожить тех, кто помогал ему, оставив наихудших и ничтожных, чтобы сохранить власть. Последние будут им восхищаться, его общество составят эти новые граждане, тогда как люди порядочные будут ненавидеть и избегать его.
Однако рассмотренные выше идеи Платона основаны на положении о том, что государственное устройство находится в тесной зависимости от нравов, которые господствуют в государстве. С тем чтобы устранить имеющиеся недостатки государственного устройства, Платоном предложена своя «идеальная» модель государства.
В этой связи Платон высказывает идею о целесообразности разделения труда в обществе - специализации на производстве определенных продуктов или оказании определенных услуг, так как можно сделать все в большом количестве; лучше и легче, если выполнять какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и вовремя, не отвлекаясь на другие работы. А потому обнаружится, что сапожник - это сапожник, а не кормчий вдобавок к сапожному делу, земледелец - земледелец, а не судья вдобавок к своему земледельческому труду, военный человек - военный человек, а не делец вдобавок к своим военным занятиям и т. п.
Важно, что Платон видел в разделении труда основу для существования разных сословий, главную причину иерархического строения общества. Однако известно, что попытка философа осуществить идеальное государство в тирании Дионисия (на Сицилии) потерпела неудачу. Вопросы политики и государства, являясь предметом дискуссий философов античности (например, полемика между Аристотелем и Платоном, Сократом и Ксенофонтом), подчас рассматривались самым реалистичным образом.
Аристотель государство (как и экономику) понимал следующим образом: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен исходя из имеющихся возможностей, наилучшим образом управлять людьми - такими, каковы они есть, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.
Несмотря на то что философская мысль античности акцентировала внимание на человеке, его счастье, добродетелях, нельзя забывать о том, что в основе данных философских систем лежал экономический интерес.
По представлению мыслителей Древней Греции, целью жизни человека является «счастье», но каждый человек мог понимать его по-своему. В результате помещения философами во главу угла счастья, в стороне осталось достойное и недостойное поведение, допустимое и недопустимое в отношениях с другими людьми. Мыслители Эллады это поняли. И появляется еще одно понятие - «добродетель». Добродетели, или душевные качества, оказываются функцией, зависящей от социального положения человека. При этом, согласно древнегреческой философии, трудовая деятельность связана с наименьшей степенью обладания добродетелями.
Так, согласно Аристотелю, раб «должен обладать добродетелью в малой степени, в такой, чтобы его своеволие и вялость не наносили ущерба исполняемым работам».
В трактате «Большая этика» Аристотель приходит к выводу о том, что государственная общность поддерживается посредством пропорциональности в обмене товарами через ценовой эквивалент (серебро). В то же время пропорциональность (справедливость) взаимоотношений является основой общественной жизни.
Во II в. до н. э. начинает формироваться новое сильное государство Рим, которое со временем поглотило Грецию, хотя во многом наследовало направления развития греческой цивилизации.
В формировании Рима как государства следует выделить несколько периодов развития: первобытная община (царский Рим) - Рим (город- государство / полис), республиканский Рим, Рим - империя, под властью которой находилась значительная территория Европы, средиземноморское побережье Северной Африки, Египет, Малая Азия, Сирия.
Началом истории Рима считается IX в. до н. э. В этот период возникли первые поселения на холмах: Палатин, Эсквилин, Кривинал, Виминал, Капитолий, Авентин, Целий. Основание Рима (754-753 гг. до н. э.) связывают с легендой об Энее и его потомках Ромуле и Реме, когда предположительно объединились племена, жившие в этой местности. Обозначили ритуальным обрядом центр, а затем пропахали борозду будущих границ (стен) города - это было начало. По свидетельству Плутарха, Ромул образовал войско из всех способных носить оружие и разделил его на отряды. Каждый отряд (легион) состоял из трех тысяч пехоты и трехсот всадников. Прочие составляли народ (популус). Сто лучших граждан были избраны советниками и названы патрициями, собрание их - сенатом (советом старейшин). Римляне были поделены на две группы - богатые и бедные, патриции и клиенты, что означало покровители и покровительствуемые, и каждой из них вменялись определенные функции. «Первые растолковывали последним законы, защищали их на суде, были их советниками и опекунами во всем...» Хотя Ромула и рассматривали как царя, он таковым себя не считал, и скорее его можно было назвать вождем (лидером) римского народа. Следующим шагом со стороны Ромула стало похищение сабинянок, женщин и девушек соседнего народа сабинов (сабинцев), с целью пополнения населения. После ряда военных действий было заключено перемирие, по которому во главе Рима стали два царя - Ромул и Татий. Затем «было избрано сто новых патрициев. Число солдат легиона увеличилось до шести тысяч пехоты и шести сотен конницы. Было составлено три трибы, названных: первая - в честь Ромула - «Рамны», вторая «Татия», в честь Татия, и третья - «Лукеры», по имени священной рощи, где спасались многие, искавшие себе убежище и получавшие затем права гражданства... Каждая триба состояла из десяти курий... Цари не сразу совещались друг с другом - каждый имел сперва отдельное совещание с сенаторами, и затем все собирались вместе на общий Совет». Плутарх свидетельствует, что Ромул ввел культы, в частности «священного огня», и должность весталок. Он издал и ряд законов. После гибели Татия и победы над этрусками и кемирййцами Ромул заменил монархией народную форму правления, что изменило, в свою очередь, и ритуал (церемониал) властвования. «Он стал носить красивый хитон и пурпурную тогу и занимался делами, сидя на кресле со спинкой. Его всегда окружали молодые люди, названные целерами за ту быстроту, с какою они исполняли данные им приказания. Другие шли впереди него, разгоняя палками народ. Они были подпоясаны ремнями, чтобы связать немедленно всякого, на кого им укажут».
Однако Ромул не оставил идею народовластия: «...он внушал и римской аристократии мысль стремиться к уничтожению монархии, к образованию свободного государства, учиться управлять и быть управляемыми попеременно». Процарствовав 37 лет, Ромул пропал, и о его кончине ничего не известно.
В республиканский строй Рим вступил как хорошо организованное государство, но не как resprivata (частное дело царей), а как res publico, (общее дело римлян). Его правители внесли свой вклад в построение государства: «...Нума связал граждан религией, а Сервий - законами, Нума был творцом религиозного права (fas), а Сервий Туллий - гражданского, человеческого (ius)».
Республика в переводе с латинского определяется как «форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок населением, обладающим правом голосования». Это и было сделано в Риме, однако он долгое время оставался республикой аристократической.
Первоначально в Риме избирали двух консулов сроком на один год, чтобы не было единовластия. Они правили поочередно, сменяя друг друга каждый месяц. С возникновением республиканского Рима изменилась и структура системы управления, да и собственно управление: единовластие как таковое было отторгнуто, весомость приобрело народное голосование, возросла значимость согласований принимаемых решений, расширился круг ответственности звеньев управления и т. д.
Значимым реформатором в управлении государством в широком смысле слова, т. е. по видам управления, его элементам, звеньям, уровням, был Октавиан Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.). С его именем связано начало эпохи императорского Рима, или принципата. Принципат (principatus) - в римской истории образ правления, установленный Августом и продержавшийся до второй половины III в. н. э. Возникновение принципата относится к 27 г. до н. э., когда Октавиан Август закончил реорганизацию государства восстановлением правильного управления взамен господствующей анархии и водворил новый режим единоличной власти, прикрыв его республиканскими формами. С правовой точки зрения, принципат есть диархия (двоевластие), при которой носителем власти является, с одной стороны, народ и Сенат, с другой - император. Принцепс в теории не самодержавный монарх, а просто магистрат, слуга единственного суверена - народа. Компетенция и власть принцепса ограничены строго конституционными рамками.
Однако в Древнем Риме император (повелитель) был носителем всей полноты военной, административной, судебной власти. Данный титул присваивали полководцу, если после битвы, которой он руководил, на поле боя оставалось более 6 тыс. погибших противников римлян. Это происходило следующим образом: легионеры, проходя в победном марше мимо полководца, стучали щитами и выкрикивали «Да здравствует император!»
Преобразованию в управлении империей послужили радикальные социальные меры, главной из которых было определение социального статуса каждого сословия (сенат, всадники, военные, римские граждане (свободнорожденные), вольноотпущенники, муниципальная аристократия», рабы, а также половозрастные группы и общественные формирования). Были внесены изменения в территориальные образования и их положения (города, поенные поселения, муниципии, провинции, региональные части империи).
Существенные изменения система управления государством претерпела при Диоклетиане (император с 284 по 305 г.). Прежде всего им была утверждена система соправителей. Вместо единственного в Риме центра управления (резиденция императоров) он создал несколько центров управления в г. Никомедии, Милане и др. и разделил империю на две части: Западную и Восточную. Был введен пышный императорский двор и церемониал (наподобие восточных государств), этим Диоклетиан демонстрировал неограниченную власть над подданными. В экономике Диоклетиан реформировал монетную систему, введя полноценную золотую монету наряду с серебряной и медной, установил цены на продукты питания и потребности повседневной жизни, ужесточил налоговую систему, заменив натуральный налог денежным. Не обошли изменения и армию. Римское войско было переформировано в действующую армию, пограничные части и преторианскую гвардию, был введен рекрутский набор, в том числе за счет варварских племен. При Диоклетиане Рим вступил в период доминанта (режим неограниченной власти императора). Диоклетиан также выступил гонителем христианства и сторонником восстановления прежних религий, что снискало ему «славу» Герострата.
В 305 г. Диоклетиан добровольно уходит в отставку. Последующие императоры и их соправители до Константина I Великого больше занимались выяснением отношений между собой и боролись за власть, мало заботясь об управлении в государстве.
Лишь с приходом к власти императора Константина I положение в государственном управлении обрело новое понимание. Император Константин I Великий (306-337 гг.) отказался от язычества, проникся идеями и догмами христианства. Последнее к тому времени обрело многих сторонников, сложилась церковная иерархия с системой управления, включая методы, ритуалы. Христианство стало государственной религией, Константин принял крещение на смертном одре. В области управления Константин после победы над Лицинием (324 г.) сделался единодержавным правителем (императором) и западной и восточной частей Римской империи. Столицу в 330 г. он перенес в г. Византий (после его смерти город назвали Константинополем, ныне Стамбул). По своей роскоши этот город был более блистателен, чем Рим.
Выступив против разногласий и раздоров церковных иерархов, Константин в 325 г. собрал под своим началом I Вселенский Собор. В дальнейшем императоры Западной Римской империи внесли мало нового в управление государством (в церковное управление и в управление хозяйством), и даже законодательно - правовое обеспечение управления оказалось запутанным и неопределенным. В борьбе за власть, в междоусобных, захватнических войнах, подавлении восстаний императоры и претенденты на императорский трон не гнушались ничем (интриги, подкупы, убийства, казни и др.) и использовали любые средства. Столица перемещалась из одного города в другой (Милан, Рим, Равенна и обратно). Императоры сменяли один другого через небольшой отрезок времени. В тот период происходили гонения на христиан и восстановление язычества. Лишь Феодосий I Великий (379 395 гг.) сумел восстановить дисциплину и боеспособность армии, укрепил государственность, поддержал христианство, созвал Второй Вселенский Собор (381 г.), указами утвердил решения этого Собора и запретил язычество. Кроме того, случилось так, что Феодосий вынужден был покаяться перед Миланским епископом Амвросием. Он был первым императором, склонившим голову перед авторитетом церковной власти. Последний император западной части Римской империи Ромул Августул (475-476 гг.) был низложен предводителем одного из наемных германских отрядов в армии императоров Западной Римской империи Одоакром (433-493 гг.) в 476 г. Так Западная Римская империя прекратила свое существование. Восточная Римская империя, получившая название Византия в 330 г., просуществовала до 1453 г., до завоевания ее турками. Одоакр правил Италией до 493 г. И хотя формально он считался полководцем, назначенным Зеноном, фактически это был первый германский военный правитель. В конце своего правления Одоакр потерпел поражение от остготов и погиб. И Италии возникло государство остготов.
Влияние достижений древнеримской цивилизации на практику управления столь велико, что ощущается и сегодня. Это проявляется прежде всего в государственном устройстве ряда европейских государств, в которых сложились традиции централизованной власти. Как представляется, подобная тенденция характерна практически для всех романских стран, которые подвергались экспансии Римской империи, в противоположность, например, германским государствам, которые вплоть до XIX столетия не имели какой-либо сильной централизованной основы власти.