Управление в Древнем Китае и Индии
Для понимания специфики современного менеджмента имеет значение изучение управленческой мысли древнего Китая. В его истории было несколько периодов расцвета. Это времена государства Инь, Чжоусского государства, империи Цинь, Империи Хань.
Немаловажное значение на развитие управленческой мысли оказали философские школы Древнего Китая, начавшие формироваться уже в VI в. до н. э. Ведущей из них считается школа стратегов.
Термин «стратегия» понимается в современном менеджменте как генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов для достижения поставленной цели.
Характерной чертой стратегического управления является его творческий компонент, поскольку оно представляет собой, прежде всего,
некую философию. В этой связи, по мнению Сунь-цзы, для формирования стратегического мышления требуется определенное время. Подобного рода управленческое мышление невозможно приобрести в спешке, необходимы постоянная практика и время для того, чтобы понять его суть. Сунь-цзы рекомендовал правителям: «Думайте ежедневно глубоко и последовательно о стратегии, поскольку лишь этим одним сохраняется и усиливается ваш трон власти». В противном случае, если государь не формирует стратегию своего государства, возможна потеря последнего. Поэтому именно правители должны быть наилучшими стратегами.
Даосизм - значительная философская школа Древнего Китая, в основу которой лег философский трактак Лао-цзы «Дао-Дэ цзин» («Книга о пути и силе»). Книга, первоначально известная под именем своего автора, т. е.
«Лао-цзы», позднее получила название «Дао-Дэ цзин». Она представляет собой собрание разрозненных на первый взгляд изречений, которые были собраны, упорядочены и составили систему философских взлядов Лао-цзы.
В названии трактата отражены основные идеи автора о внутреннем духовном (дао) и внешнем нравственном (дэ) мире. В центре идеологии даосизма учение о великом дао - всеобщем законе, который никто не создал, но который содержит в себе сущности всех вещей. Дао есть источник двух начал - инь и янь, противоположных, но взаимно дополняющих друг друга сил, поддерживающих равновесие нашего мира. Главный смысл, счастье и цель жизни человека - познать дао.
Лучшим способом реализации его во внешнем мире является принцип недеяния - «у вэш («невозмутимое согласие»). Мудрец внутренне освобождается от мира, искушений и честолюбивых желаний, ибо они сбивают его с истинного пути. При этом Лао-цзы отнюдь не предписывал полного физического отстранения от мира. Человек, живущий согласно принципу у вэй, - отчасти думающий, отчасти действующий. Только позднее под влиянием буддизма понятие «у вэй» стало значить «пассивное самосозерцание».
Важным путем к просветлению являются жизнь в нравственной чистоте и соблюдение определенных принципов, основными из которых Лао-цзы считал человеколюбие, бережливость, скромность. В этой связи он говорил:
«Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое - это человеколюбие, второе - бережливость, а третье состоит в том, что я не смею быть впереди других».
Философские воззрения Лао-цзы утверждают прежде всего значимость человека как личности, но речь идет о личности правителя, носителя верховной власти.
В период правления династии Тан предпринимались попытки по защите трона от потенциальных амбиций аристократии, что предполагало наследование титулов, но с регрессивным уклоном. Так, сын мог наследовать лишь титул, находившийся на одну ступень ниже в чиновничьей иерархии по отношению к тому, который носил его отец. Таким образом,
несколько поколений спустя те, кто довольствовался наследственными правами, оказывались (даже если они являлись отдаленными членами императорской фамилии) низведенными до уровня простых граждан.
При этом, в целях борьбы с коррупцией, в период правления династии Хань была предпринята комбинация данной практики с проверкой знаний и компетентности. В рамках новой системы чиновники должны были сдавать экзамены. Для того чтобы иметь право ходатайствовать о должности, человек был обязан сдать докторский экзамен в том случае, если он не был наделен наследственными правами (чиновники сдавали экзамены на состоявшегося ученого по классическим предметам, праву, письму, математике). Затем, чтобы быть назначенным на должность, надлежало в обязательном порядке держать отборочный экзамен. Потом, после того как человек получал пост, его деятельность ежегодно проверялась путем проведения экзамена для определения заслуг.
При этом военные также сдавали экзамены, обеспечивавшие им чин, эквивалентный чину гражданских лиц, но в реальности менее ценимый. Эти экзамены не включали литературных тестов, и им не придавали такого большого значения.
Большинство знаменитых людей Китая прошли один из двух первых экзаменов, а иногда оба.
Таким образом, можно видеть, что в этой стране существовали успешная практика подготовки кадров для различных направлений государственной деятельности, а также тщательно продуманная система государственного устройства. Представляется, что складывание указанной системы обусловлено многими причинами, в ряду которых немаловажное значение имеет обширное философское наследие, во многом предопределившее основные направления развития древнекитайской научной мысли.
О древнейшей цивилизации Индии, так называемой культуре Хараппы, если иметь в виду археологические открытия (находки) поселений и городов на территории современной Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро, Лотхал, Калибанган, Суркотада и др.), известно немногое. О политической и социальной организации городов и поселений хараппской цивилизации сведений нет. Однако данные археологических исследований последних лет позволяют считать, что города-государства так же, как и многие страны Востока, прошли путь от первобытнообщинного к родо- племенному строю.
В многочисленных исследованиях, посвященных Древней Индии, дается описание ее социальной организации. Так, в работе Лбу Рейхана Бируни «Индия» рассмотрена социальная структура индийского общества. Все население страны было разделено на касты (варны). Первая из них элитная - брахманы. Они лучшие из лучших, «цвет» древнего индийского общества. Это интеллектуалы, обладающие глубокой сердечностью, честностью, терпимостью, умеющие себя сдерживать, высоко ценящие справедливость. И им, чистым душой и сердцем, вменено в обязанность обращение к Богу и отправление религиозных культов. Второй кастой считаются кшатрии. Это гордые, смелые и отважные люди, признанные острословы. Они призваны облегчать трудности людские, вызванные всевозможными жизненными сложностями и невзгодами. Эти касты достаточно близки между собой в реализации социальных функций. Третьей кастой являются вайшьи. Это хозяйственники по призванию. Им предписано заниматься экономическими задачами, в том числе сельскохозяйственными работами, скотоводством, торговым делом. Четвертая каста - шудры. Их обязанность - быть в услужении и выполнять возложенные функции не только формально, но и с «душой», добиваясь тем самым расположения каждого, для кого они служат. Вайшьи и шудры также близки между собой по социальной значимости. И хотя все касты отличны друг от друга, им не свойственны обособленность и изоляция. Они не являют собой автономные сообщества. Напротив, они проживают и сосуществуют в общей для них среде.
Буддизм как религиозное учение зародился в середине I тыс. до н. э. Доминантой буддизма послужила проповедь Будды о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий. В учении была выдвинута проблема бытия личности и формирования ее автономии (освобождения). С нравственно-эмоциональных позиций в буддизме представлены основные положения концепции терпимости. Их основная идея лежит в непричинении вреда (зла) окружающему, прозрачности нравственных норм и сближении идеалов религиозности и светской власти. Будда способствовал созданию монашеской общины, буддийских монастырей и созыву Первого всебуддийского собора. Почти угаснув в XII в. н. э. в Индии, буддизм широко распространился в странах Азии и Дальнего Востока.
Индуизм - религия, сформировавшаяся в Индии на основе трансформации идей ведизма и брахманизма в середине I тыс. н. э. Когда с VIII в. н. э. в Индии стал распространяться ислам, тех, кто его не принял, стали называть «хинду» (индусами). Как и брахманизм, индуизм не имел единой церковной организации. Он зиждился на культах трех богов (Брахмы, Вишну и Шивы), в пантеон которых позднее был включен и Будда. Религиозно-философские воззрения и предписания индуизма регламентируют права и обязанности человека от рождения до кончины и обосновывают кастовую иерархию. Это помогает сохранять незыблемость государственного устройства и власти монарха.
Так постепенно в Индии зарождались, формировались и распространялись различные вероучения, используемые для утверждения власти и управления на уровне царей, раджей, провинций, в войсках, семьях, школах, религиозных объединениях.
Социальная организация Древней Индии была узаконена в связи с появлением труда, посвященного проблемам управления государством, «Артхашастра», или «Наука политики» («Наука о государственном устройстве»). Считается, что ее автор Каутилья.
«Артхашастра» состоит из 180 разделов и охватывает широкий круг вопросов управления в древнейшем государстве. Книга дает представление о содержании управления в тот период времени, о состоянии и развитии управленческой мысли.
Отделы трактата подробно раскрывают функциональные обязанности руководителей в системе государственного, местного, хозяйственного, военного управления, внешних сношений, судопроизводства и других видов управления. При этом в «Артхашастре» представлен перечень должностей чиновников: министры, хранитель печати, главный сборщик податей, главный советник, послы, тайные агенты, служители царского дома и др. За управление мастерскими, отраслями хозяйства отвечали надзиратели по торговле, добыче полезных ископаемых, судохозяйству, сбору пошлин. Выделялись надзиратели за скотом, лошадьми и слонами, земледелием, питейным делом, скотобойнями и др. В военном управлении определялись главный военачальник, начальник пехоты, начальник колесниц, на местном уровне - градоначальник, инспекторы (районный и квартальный) и др.
В «Артхашастре» большое внимание уделено разработке таких основных функций управления, как организация, учет, анализ и контроль, которые были вменены в обязанности всем чиновникам и служащим. К примеру, градоначальник, как и его инспекторы, а также сборщики податей учитывали «мужчин и женщин, их касту, род, имя и занятия и вместе с тем полное количество домочадцев, доходы и расходы». Помимо этого, градоначальника обязаны были подробно информировать о жизни и деятельности городского населения ремесленники и мастера, содержатели питейных домов, врачи, домохозяева, агенты (полицейские).
В целом «Артхашастра» явила собой средоточие идей, взглядов на управление как таковое, определивших в будущем постулаты теории управления. «Артхашастра» в современном понимании - наука об обретении власти, ее удержании и использовании. В этом документе доминирует средоточие приемов политики и управления, базирующихся на этической основе.
Другим замечательным источником древней мысли в области управления и политики Индии являются эдикты Ашоки (III в. до н. э.). Сборник этих актов рассматривает вопросы укрепления власти на примерах дома, семьи.
В конце I тыс. до н. э., примерно во II в. до н. э., в Индии появились такие работы, как «Махабхарата», «Бхагавадгита», «Рамаяна», «Манусмрити» («Манавадхармашастра»), или «Законы Ману». Это свод всесторонних норм жизни общества Древней Индии. Всего в книге 2685 статей - двустиший. В 12 главах размещены отдельные фрагменты об управлении и политической власти. В наибольшей степени они представлены в главах 7 и 8. Необходимо отметить, что не все статьи законов сохранились, но это не мешает сформировать общее представление об управлении царем, нижестоящими администраторами.