Почему Ваня не проявил своих способностей в учении? Как должны были поступить педагог и родители?
Почему Ваня не проявил своих способностей в учении? Как должны были поступить педагог и родители?
Коля (6 лет) — неорганизованный мальчик. Он небрежно одет и вообще неряшлив. Неловок в движениях, медлителен, часто нарушает правила. Рисунки его грязные и небрежные. Внешне очень равнодушен к замечаниям воспитателя.
Предположите, какое место в классе займет Коля, каковы будут его успехи в учении и почему. Как можно помочь Коле?
Определите, какие задачи ставила учительница, давая учащимся новую задачу. Найдите момент, когда возникла ситуация для выдвижения воспитательной задачи.
Сформулируйте воспитательную задачу, которую решала учительница. Покажите, как с изменением ситуации в классе уточняется, конкретизируется задача.
Оцените позицию учителя по отношению к классу и основным действующим лицам ситуации: Юре, Миле, Гене. Каким, по вашему мнению, будет конечный результат решения задачи?
Как можно было бы оценить работу учителя на уроке?
Идет урок. Коля С. отвечает у доски. Все дети внимательно слушают мальчика. Стоит только отвечающему немножко замешкаться, чуть-чуть ошибиться, как тут же взмывается лес рук. Наиболее нетерпеливые даже трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают своего товарища и готовы поправить его сию же минуту. Коля все чаще и чаще допускает шероховатости, теряется, ошибается.
Вначале учительница сопротивляется желанию детей вмешаться в ответ товарища, но наконец не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять ответ. Теперь Коля уже занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он все больше и больше запутывается, начинает тянуть слова и вскоре, окончательно расстроенный, замолкает.
— Что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал? Ребята тебе так помогали... Опять недоучил!
Поставьте сами вопросы к предложенной педагогической ситуации и дайте на них аргументированный ответ.
На уроке литературы дети работали над составлением литературного портрета. Учительница предложила каждому описать внешность какого-нибудь хорошо знакомого человека. Ребята склонились над тетрадями. Один строптивый ученик начал по окончании читать свою боту классу, и учительница тихо ахнула: в портрете, изображенном учеником, она узнала... себя: так метко были схвачены детали ее неказистой внешности. Захотелось закричать, заставить замолчать злого мальчишку, выбежать из класса...
Какое поведение учителя в создавшейся ситуации будет педагогически целесообразным?
Оцените поведение ученика, его позицию. Какую задачу решает он, создавая эту ситуацию? Насколько своеобразна подобная ситуация? Часто ли такие ситуации возникают? Что служит причиной их появления?
На уроке русского языка учительница несколько раз делала строгие замечания: «Не списывай у товарища!», «Пиши сам, не надо подглядывать в чужую тетрадь!», «Нашел у кого списывать! Он и сам толком не знает, как правильно писать!»
А в другом классе на уроке математики учительница лишь однажды как бы мельком, но внушительно сказала: «Дети, не надо закрываться яруг от друга, это некрасиво, никто у вас не списывает».
Можно ли те же суждения использовать учителю в 8 классе?
Мальчик мучительно долго думает, как разделить число 792 на 16. Но вместо предполагаемого упрека слышит:
— Кто поможет Володе? Деление многозначных чисел — не такое простое дело. Когда-то умножать и делить умели только избранные, а в XII веке, например, делить учили только в Болонской академии.
С какой целью была использована учителем в этой ситуации дополнительная информация?
Можно ли ту же информацию использовать иначе, по другому поводу? Предложите свой вариант.
Выберите среди всех суждений особенно удачные и явно неудачные. Ответ мотивируйте.
Каково дидактическое значение вопросов учителя?
Как поддерживалась на уроке активность учащихся?
В каких мыслительных процессах упражнялись учащиеся?
В чем проявился индивидуальный подход учительницы к учащимся?
Что узнать?
1. Чем отличаются семена одних растений от семян других?
2. Чем покрыто семя фасоли?
3. Из каких частей состоит семя фасоли?
4. Почему они так называются?
5. Что находится в семени, кроме семядолей?
6. Почему они так называются?
7. Для чего семядоли?
8. Чем сходно внутреннее строение семян фасоли, гороха, тыквы, огурца?
Как узнать?
1. Рассмотреть сухие семена в коробочке.
2. Посмотреть размоченную фасоль.
3. Рассмотреть распавшиеся дольки. Названия узнать в учебнике.
4. Сообразить.
5. Внимательно рассмотреть плоскую сторону семядолей. Названия узнать из надписей к рисунку в учебнике.
6. Сообразить.
7. Сообразить или прочитать в учебнике.
8. Рассмотреть эти семена и сказать, сколько в каждом семядолей.
Все учащиеся работают, на вопросы отвечают правильно.
Составьте свой план объяснения.
Открытый урок русского языка в 6 классе. Тема «Деепричастие».
После фронтального опроса учитель вызвал к доске хорошего ученика, тот обобщил разрозненные ответы товарищей, привел много примеров. Затем, обращаясь к классу, учитель сказал:
— Сейчас, ребята, прослушайте песню и выделите предложения с деепричастным оборотом.
Он включил магнитофон, и в классе зазвучала мелодия популярной песни. Грустная, задушевная, она захватила и учеников и присутствовавших на уроке учителей. Когда учитель оборвал песню на середине, в классе послышался легкий гул возмущения.
— Заметили вы предложения с деепричастными оборотами в песне? Вот ты, Лена, например.
— Нет, — ответила девочка. — Я песню слушала. Еще раз проиграйте, пожалуйста, только до конца.
Урок пришлось заканчивать учителю... без технических средств обучения.
Почему Ваня не проявил своих способностей в учении? Как должны были поступить педагог и родители?
Коля (6 лет) — неорганизованный мальчик. Он небрежно одет и вообще неряшлив. Неловок в движениях, медлителен, часто нарушает правила. Рисунки его грязные и небрежные. Внешне очень равнодушен к замечаниям воспитателя.
Предположите, какое место в классе займет Коля, каковы будут его успехи в учении и почему. Как можно помочь Коле?