Органы местной власти в советский период (1917 – 1991 гг.).

Идея местного самоуправления, предполагающая децентрализацию власти, определенную независимость и самостоятельность местных органов власти противоречила сути централизованного советского государства. В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов, как органов государственной власти.

В соответствии с советским законодательством местные Советы и их исполнительные органы являлись местными органами государственной власти и управления и функцианиро-
вали в качестве составной части единого механизма государственного управления.

Советы сочетали в своей деятельности принятие решений, исполнение и контроль за проведением их в жизнь.

Законодательно определялось, что вся власть на местах и в центре принадлежит Советам. Из полновластия Совета вытекало, что его органы формально не имели собственной компетенции, а лишь участвовали в осуществлении полномочий Совета.

За Советом закреплялось право рассматривать и решать на сессиях любой вопрос, отнесенный к ведению местной власти. Однако на практике основной объем полномочий местной власти осуществлялся исполнительными структурами, которые работали под контролем партийных органов. Партийные органы определяли направления деятельности Советов, состав представительных органов, осуществляли подбор, расстановку и воспитание кадров, работающих в Советах, контролировали выполнение советскими органами партийных решений.

До распада СССР система местных органов власти и управления в Беларуси, как и в других бывших союзных республиках, формировалась в условиях однопартийной политической системы, централизованно планируемой экономики. Можно констатировать, что Беларусь в советский период не имела серьезного опыта местного самоуправления. Единая бюджетная система Советского Союза, централизованное распределение материальных и трудовых ресурсов исключали автономию местных органов власти, ставили локальные сообщества в полную зависимость от союзных и республиканских органов управления.

Часто принятие решения по таким вопросам, как строительство школ, магазинов, жилья, больниц, развитие сферы услуг в конкретном городе или поселке зависело не от местных органов, и тем более не от частной инициативы граждан, а от служащего того или иного ведомства.

Таким образом, на практике обеспечивалось не сочетание, а подавляющий приоритет общегосударственных интересов по отношению к интересам местных сообществ.

18.Организационная структура местного управления и самоуправления в Республике Беларусь (общая характеристика).

Система органов местного самоуправления включает Советы и органы территориального общественного самоуправления.

Советы являются представительными государственными органами, создаваемыми в установленном законодательством порядке на территории соответствующих административно-территориальных единиц, и основным звеном системы местного самоуправления.

Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы. Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. Советы базового уровня являются вышестоящими по отношению к Советам первичного территориального уровня.

Минский городской Совет обладает также правами Совета базового уровня.

К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы.

Исполнительные и распорядительные органы являются государственными органами.

Исполком является исполнительным и распорядительным органом на территории области, города, района, поселка, сельсовета, а местная администрация – на территории района в городе.

Система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты (далее – исполкомы) и местные администрации районов в городах (далее, если не указано иное, – местные администрации).

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской исполкомы. Исполкомы областного уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам базового и первичного территориальных уровней.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные исполкомы. Исполкомы базового уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам первичного территориального уровня.

Минский городской исполком обладает также правами исполкома базового уровня.

К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы, местные администрации.

Наши рекомендации