Силовая схема и устройство фюзеляжа
Фюзеляж самолета (Рис. 2.1) состоит из каркаса, образованного поперечным и продольным силовым наборами, пола, обшивки, фонаря кабины экипажа, окон, дверей и люков.
В фюзеляже размещены кабина экипажа и грузовая кабина. Кабина экипажа расположена между шпангоутами № 1…7 и отделена от остальной части фюзеляжа перегородкой по шпангоуту № 7. В перегородке имеется дверь, открывающаяся в сторону грузовой кабины.
Носок фюзюляжа до шпанготута № 1 негерметичный и прикрыт специальным обекателем 1, под которым установлена антенна радиолокатора. Шпангоут № 1, участок пола кабины экипажа между шпангоутами № 1…4 и нижняя часть шпангоута № 4 герметизированы. Участок пола кабины экипажа № 1…4 расположен выше пола грузовой кабины, под полом находится отсек .передней опоры шасси.
Между шпангоутами № 2…5 расположен фонарь кабины экипажа. В правом борту между шпангоутами № 5 и № 6 имеется окно радиста 2, а в левом между шпангоутами № 5…7 - блистер штурмана 22. В верхней части кабины между шпангоутами № 5…7 расположен верхний аварийный люк 4.
В фюзеляже от шпангоута № 10 до шпангоута № 40 размещена грузовая кабина со встроенным транспортером. В правом борту между шпангоутами № 7…9 расположена входная дверь 3. В нижней части фюзеляжа между шпангоутами № 7…10 -нижний аварийный люк 23. На участке грузовой кабины в обоих бортах фюзеляжа установлено по четыре круглых окна. Окно в правом борту между шпангоутами № 23 и № 24 и окно в левом борту между шпангоутами № 14 и № 14 совмещены с аварийными люками. Между шпангоутами № 33…40 расположен грузовой люк. Проем грузового люка закрывает рампа 15, заканчивающаяся клиновидным наездом 14. На потолке фюзеляжа в плоскости симметрии между шпангоутами № 29…39 установлен монорельс, по которому движется тельфер, предназначенный для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Между шпангоутами № 11…33 в пол встроены два направляющих рельса транспортера.
В верхней части фюзеляжа к шпангоутам № 17 и № 20 крепится центроплан крыла.
Хвостовой отсек фюзеляжа Ф-3 несет на себе хвостовое оперение самолета и выполнен негерметичным. В отсеке размещены агрегаты навигационно-пилотажного и радиоэлектронного оборудования самолета (МСРП-12 и МС-61Б). Доступ в хвостовой отсек осуществляется через люк в нижней панели отсека между шпангоутами № 41…42.
На внешней поверхности фюзеляжа установлены устройства авиационного оборудования и вооружения самолета:
радиоизотопный сигнализатор обледенения РИО-3 и кассеты сигнальных ракет ЭКСР-46, на правой стороне фюзеляжа между шпангоутами № 1 и № 2;
датчик углов атаки из комплекта АУАСП, на левой стороне фюзеляжа между шпангоутами № 3 и № 4;
датчики температуры П-5 из комплекта ТНВ-15: один на левой стороне фюзеляжа, шпангоут № 4, второй на правой стороне фюзеляжа вверху, шпангоут № 6;
два датчика температуры П-1 из комплекта НИ-50БМК, на левой стороне фюзеляжа между шпангоутами № 4 и № 5;
приемники полного давления ППД-1, на правом борту фюзеляжа между шпангоутами № 4 и № 5;
два приемника давления системы ПВД-7, симметрично на левой и правой стороне фюзеляжа между шпангоутами № 9 и № 10;
четыре пилона с балочными держателями БДЗ-34 для подвески авиабомб или контейнеры АСО-2В (УВ-26) для отстрела ИК патронов, по два с левой и правой стороны фюзеляжа внизу между шпангоутами № 15 и № 16, № 21 и № 22;
светосигнальные огни ОСС-61: один - внизу на фюзеляже между шпангоутами № 24 и № 25, второй – на киле;
фара для подсвета стабилизатора ФС-155, на левом борту фюзеляжа между шпангоутами № 40 и № 41;
строевые огни ПССО-45М, сверху и снизу фюзеляжа вдоль линии симметрии;
хвостовой огонь ХС-62 на обтекателе хвостового огня фюзеляжа.
Кроме того, на фюзеляже размещены антенные устройства, обеспечивающие необходимый обзор пространства:
тросовая антенна связной радиостанции “Микрон”, натянута между мачтой (шпангоут № 6) и килем;
антенна командной радиостанции Р-863 № 1, установлена между шпангоутами № 7 и № 8 сверху;
антенна командной радиостанции Р-863 № 2 установлена под фюзеляжем между шпангоутами № 18 и № 19;
рамочная антенна радиокомпаса АРК-11, рупорные антенны радиовысотомера РВ-4, рамочная антенна АРК-УД, внутрифюзеляжная антенна МРП-56П, установлены на нижней части фюзеляжа между шпангоутами № 10…19;
рамочная антенна радиокомпаса АРК-11 № 1, установлена на фюзеляже между шпангоутами № 13 и № 14;
поверхностная антенна АРК-11 № 1 и № 2 установлены в верхней части фюзеляжа между шпангоутами № 21…23;
штыревая антенна радиокомпаса АРК-УД размещена между шпангоутами № 3 и № 4 по правому борту фюзеляжа снизу;
антенна глиссадного приемника, наклеена на внутренней поверхности лобового стекла фонаря кабины экипажа;
антенна курсового приемника, наклеена на внутренней стороне обтекателя антенны радиолокационной станции “Гроза”;
антенна радиолокационной станции “Гроза”, прикреплена на шпангоуте № 1а;
антенны ответчиков, установлены в хвостовых и носовых частях фюзеляжа.
Поперечный силовой набор фюзеляжасостоит из 51 шпангоута, которые разделяются на нормальные, усиленные и силовые. К силовым относятся шпангоуты №№ 1,4,7,17,20, 33,40,43,45. Шпангоут № 1 состоит из верхней герметичной части и нижней негерметичной. Шпангоут № 1а нормальный, нижней части не имеет. К шпангоуту № 1 крепятся блоки радиооборудования и кронштейны систем управления самолетом. К шпангоуту № 4 крепятся передняя опора шасси, гидроцилиндр уборки – выпуска и замок выпущенного положения передней опоры. Нижняя часть шпангоута герметична. Шпангоут № 7 выполнен в виде ступенчатой стенки, в которой установлена дверь для входа в кабину экипажа. Шпангоуты № 17 и № 20 выполнены конструктивно одинаковыми, к ним с помощью болтов крепятся лонжероны центроплана крыла. Шпангоут № 33 состоит из верхней, двух боковых и нижней частей. На нижней части шпангоута сделана надстройка – порог грузового пола. На стенке порога установлены два пороговых замка рампы, ролики цепей и законцовки рельсов транспортера. Снизу на шпангоуте № 33 имеется гнездо под домкрат. Шпангоут № 40 9 выполнен герметичным. Сверху к нему крепится передний лонжерон киля, а к стенке – гермоузел тяг и тросовой проводки управления самолетом. К шпангоутам № 43 и № 45 с помощью болтов крепятся лонжероны стабилизатора, а сверху к шпангоуту № 43 – задний лонжерон киля.
Продольный силовой набор фюзеляжасостоит из стрингеров и ряда продольных балок. На балках окантовки грузового люка установлены боковые замки рампы. Между шпангоутами № 29…39 сверху закреплена балка с монорельсом для установки тельфера.
Участок поламежду шпангоутами № 1…4 выполнен герметичным, его настил изготовлен из листов алюминиевого сплава. Каркас пола между шпангоутами № 4…33 образован нижними частями шпангоутов и продольными профилями. Между шпангоутом № 10…33 установлены два продольных рельса, являющиеся направляющими для рабочих ветвей транспортера. Настил пола грузовой кабины изготовлен из алюминиевого сплава с шипами. Части настила с внешних сторон рельсов транспортера выполнены несъемными, в этих зонах установлены узлы для швартовки грузов. Остальная часть настила изготовлена в виде съемных панелей.
Обшивка фюзеляжавыполнена в виде панелей из листов алюминиевого сплава толщиной 0,8…1,8 мм и крепится к шпангоутам заклепками, а к стрингерам – точечной электросваркой и клеем. Обшивка нижней части фюзеляжа между шпангоутами № 11…26 состоит из внутреннего алюминиевого и наружного титанового листов.
Фонарь кабины экипажа состоит из хромансилевого каркаса, обшивки и остекления. Стекла фонаря органические и имеют толщину 10…12 мм. Два лобовых стекла триплексные с пленочным электрообогревом. Нагревательным элементом является прозрачная токопроводящая пленка, вклеенная между внутренним и наружным стеклами. В фонаре имеются две форточки. Для слива влаги из нижних направляющих рельсов форточек установлены дренажные трубки, выведенные за обшивку фюзеляжа.
Окнарасположены по правому и левому бортам фюзеляжа в кабине экипажа и грузовой кабине. Окно радиста установлено в правом борту кабины экипажа между шпангоутами № 5 и № 6. В грузовой кабине установлено по четыре окна на каждом борту. Первое окно грузовой кабины слева и второе окно справа входят в конструкцию аварийных люков. Все окна, кроме окна радиста, имеют круглую форму диаметром 380 мм и конструктивно выполнены одинаковыми. Окно радиста имеет диаметр 340 мм. Каждое окно состоит из двух выпуклых наружу органических ориентированных стекол. Полость между стеклами герметизированная резиновой прокладкой, сообщается с резиновой камерой, расположенной между обшивкой фюзеляжа и обшивкой кабины, и заполнена осушенным воздухом. В левом борту фюзеляжа между шпангоутами № 5…7 расположен блистер штурмана, представляющий собой сферическое окно из ориентированного органического стекла. За блистером крепится его обтекатель из органического стекла.
Входная дверь расположена между шпангоутами № 7…9 справа и состоит из окантовки, штампованной дуралюминиевой чаши, внутренней обшивки и склепанных с ними горизонтальных и вертикальных балок. Дверь повешена на петлях у шпангоута № 9 и открывается внутрь кабины. На двери установлен штыревой замок с наружной и внутренней ручками. Наружная ручка запирается ключом, внутренная ручка фиксации не имеет. Положение замка и двери контролируется концевым выключателем, который установлен на шпангоуте № 9. При открытом замке (двери) горит сигнальное табло “ДВЕРИ, ЛЮКИ ОТКР.”. На самолетах новых серий во входной двери установлено окно диаметром 100 мм.
Нижний аварийный люк (Рис.2.2) расположен между шпангоутами № 7…10 и состоит из окантовки, наружной и внутренней крышек. Крышки связаны между собой двумя тягами 2 и открываются совместно против полета. Открытие и закрытие крышек осуществляется двумя гидроцилиндрами. В закрытом положении внутренняя крышка находится в плоскости пола грузовой кабины. В наружной крышке смонтирован механизм замка люка. Открытие замка осуществляется гидроцилиндрами или вручную с помощью рукоятки 16, которую нужно повернуть на 45о и оттянуть вверх. Доступ к рукоятке обеспечивается через лючок во внутренней крышке люка. Положение механизма замка люка контролируется концевым выключателем, расположенным внутри люка, слева. При открытом замке горит сигнальное табло “ДВЕРИ, ЛЮКИ ОТКР.”. Также предусмотрен механический указатель положения замка люка. Он представляет собой сигнальный флажок 7 красного цвета, появляющийся на нижней поверхности люка при открытии замка.
Рис. 2.2.Нижний аварийный люк:
1,14 – качалки; 2 – тяга; 3,8 – пружины; 4 – кронштейны крышки люка; 5 – качалка-захват; 6 – крюки; 7 – сигнальный флажок; 9 – болт; 10 – кронштейн окантовки люка; 11 – кронштейн; 12 – соединительная траверса; 13 – вал; 15 –
упор; 16 – рукоятка; 17 – прорезь в обшивке для сигнального флажка.
Верхний аварийный люкпредназначен для покидания самолета при посадке на воду, расположен между шпангоутами № 5…7. Состоит из окантовки, крышки и штыревого замка, открывается внутрь фюзеляжа. В закрытом положении крышка люка удерживается двумя опорами и одним штырем. Люк можно открыть при помощи ручки только изнутри кабины экипажа. В некоторых самолетах в крышку люка вмонтирован астрокупол.
Бортовые аварийные люкипредназначены для покидания самолета в аварийной ситуации. Установлены: один на левом борту фюзеляжа между шпангоутами № 14…16, второй – на правом борту фюзеляжа между шпангоутами № 23…25. Каждый люк состоит из окантовки, крышки и штыревого замка. Крышка люка открывается внутрь кабины и состоит из чашки и обечайки. В крышке люка имеется окно, по размеру и конструкции аналогичное обычному окну грузовой кабины. Замок крышки люка можно открыть как изнутри, так и снаружи фюзеляжа при помощи ручек. Для предотвращения несанкционированного открытия люков снаружи внутренние ручки стопорятся при помощи штыревых фиксаторов, которые снимаются на время полета и устанавливаются в специальные гнезда на передней части бортовой этажерки, сверху. Наличие фиксаторов в гнездах контролируется концевыми выключателями, каждый из которых при отсутствии фиксатора в гнезде выдает сигнал на загорание сигнального табло “ДВЕРИ, ЛЮКИ ОТКР.”.
Грузовой люк(Рис. 2.3) расположен между шпангоутами № 33…40 и в плане имеет форму вытянутого многоугольника. Проем люка закрывается рампой 8, которая заканчивается клиновидным наездом 7. Рампа состоит из каркаса, настила, наружной панели и опоры. На рампе установлены три кронштейна с каретками, а на нижней части фюзеляжа – три рельса: передний и два боковых 9. Каждый боковой рельс состоит из передней и задней частей, соединенных шарнирно. Задняя часть боковых рельсов фиксируется на фюзеляже с помощью двух рельсовых замков 4, а их передние части крепятся жестко. В закрытом положении рампа фиксируется двенадцатью боковыми 5 и двумя пороговыми замками 10. Открытие грузового люка осуществляется двумя способами: путем отката рампы вперед под фюзеляж или путем опускания заднего края рампы до упора в грунт. Для отката рампы должны быть открыты боковые и пороговые замки. Откат и накат рампы осуществляется с помощью гидропривода 16, установленного под полом грузовой кабины, при этом каретки рампы катятся по рельсам. Для опускания рампы должны быть открыты рельсовые и боковые замки. При открытии боковых замков между задней кромкой рампы и фюзеляжем образуется зазор около 30 мм, а при открытии замков рельсов рампа под собственной массой опускается вместе с задними частями боковых рельсов. Щель между порогом и настилом рампы закрывается мостиком, шарнирно закрепленным на пороге. Подъем рампы осуществляется двумя гидроцилиндрами 3. Наезд рампы 7 крепится к рампе двумя шарнирными узлами и может дополнительно фиксироваться двумя замками 6, установленными на рампе. Замки фиксации наезда открываются при опускании рампы и закрываются при ее подъеме. При загрузке колесной техники с земли под наезд рампы устанавливаются башмаки, которые в походном положении хранятся в нишах, имеющихся по бортам фюзеляжа. Закрытое положение рампы фиксируется концевыми выключателями, установленными на соответ ствующих замках рампы. При незакрытом положении хотя бы одного из них выдается сигнал на табло “ДВЕРИ, ЛЮКИ ОТКР.”. Кроме этого, закрытие боковых замков рампы контролируется по меткам на крюках, а закрытие пороговых замков – по механическим сигнализаторам, которые при закрытых замках не должны выступать вниз за контур обшивки.-
Рис. 2.3. Грузовой люк:
а – люк закрыт; б – рампа опущена для наземной погрузки-разгрузки; в – рампа сдвинута под фюзеляж для воздушного десантирования; 1 – гидроцилиндр управления боковыми замками рампы; 2 – тяги боковых замков; 3 – гидроцилиндр подъема рампы; 4 – замок бокового рельса; 5 – боковые замки рампы; 6 – замок фиксации наезда; 7 – наезд; 8 – рампа; 9 – боковой рельс; 10 – замок порога; 11 – трехшарнирный кронштейн подвески рампы; 12 – передний рельс; 13 – башмак наезда рампы; 14 – ведомая звездочка механизма отката рампы; 15 – тяговая цепь; 16 – гидропривод отката
рампы; 17 – ведущая звездочка.
Подфюзеляжные гребни 13 (Рис. 2.1) являются продолжением обтекателей боковых рельсов рампы. Обшивка гребня выполнена из стеклопластика и подкреплена диафрагмами. Гребни установлены в зоне встречи верхнего и нижнего потоков воздуха за грузовым люком и служат для снижения интенсивности вихрей, что приводит к уменьшению аэродинамического сопротивления самолета.