Оздоровительные движения для личностного роста
М.Фельденкрайз
ОСОЗНАВАНИЕ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ
Оздоровительные движения для личностного роста
Москва 1994
МЕТОД ФЕЛЬДЕНКРАЙЗА
Метод Фельденкрайза предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Фельденкрайз работает с паттернами (фиксированными структурами) мышечных движений, помогая человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет.
Моше Фельденкрайз получил докторскую степень по физике во Франции и работал в качестве физика до сорока лет. Он глубоко заинтересовался дзю-до и основал первую в Европе школу дзю-до, сформировав собственную систему. Фельденкрайз работал с Ф.М Алекзандером, изучал йогу, фрейдизм, Гурджиева, неврологию. После П Мировой войны он посвятил себя работе с телом.
Фельденкрайз использует множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они обычно начинаются с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том, чтобы развивать легкость и свободу действий в каждой части тела.
Фельденкрайз указывает, что нам нужно принять большую ответственность за себя, понять, как действует наше тело, научиться жить в соответствии с нашей естественной конституцией и нашими способностями. Он отмечает, что нервная система занимается прежде всего движением и что паттерны движения отражают состояние нервной системы. Фельденкрайз подчеркивает необходимость научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Мы должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому. Пока мы находимся под давлением, или в напряжении, или в спешке, мы не можем учиться. Мы можем лишь повторять старые паттерны.
Работа Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мышцами, которые напряжены или испорчены дурными привычками или негативными влияниями. Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности не посредством увеличения мышечной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает. По Фельденкрайзу возрастающее осознавание и подвижность могут быть достигнуты посредством успокоения и уравновешивания работы двигательных участков коры. При этом мы можем достигнуть чрезвычайно расширенного осознавания и становимся способными пробовать новые сочетания движений, которые были невозможны, когда связи между корой и мускулатурой были замкнуты предписанными ограниченными паттернами.
Содержание
ЧАСТЬ 1: ПОНИМАНИЕ ПРИ ДЕЛАНИИ...................7
Предисловие................................................................................7
Образ себя...................................................................................15
Уровни развития......................................................................30
С чего и как начать .................................................................35
Структура и функции .............................................................45
Направление прогресса........................................................54
ЧАСТЬ 2: ДЕЛАНИЕ РАДИ ПОНИМАНИЯ:
ДВЕНАДЦАТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УРОКОВ ..........60
Общие замечания....................................................................61
Несколько практических советов ......................................67
Урок 1. Что такое хорошая поза.........................................69
Урок 2. Какое действие является хорошим ...................89
Урок 3. Некоторые фундаментальные
свойства движения..............................................................95
Урок 4. Дифференциация частей и
функций вдыхании...........................................................104
Урок 5. Координация флексоров и экстензоров.......113
Урок 6. Дифференциация тазовых движений
посредством воображаемых часов ..............................119
Урок 7. Посадка головы влияет на
состояние мускулатуры ....................................................127
Урок 8. Совершенствование образа себя ......................134
Урок 9. Пространственные отношения как
средство координации действий ..................................143
Урок 10. Движение глаз организует движения тела..149
Урок 11. Осознавание частей, находящихся вне
сознания, с помощью частей, подвластных
сознанию...............................................................................159
Урок 12. Думание и дыхание.............................................166
Послесловие............................................................................176
ЧАСТЬ 1. ПОНИМАНИЕ ПРИ ДЕЛАНИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы действуем в соответствии с выработавшимся в нас образом самих себя. Этот образ себя, который, в свою очередь, управляет каждым нашим действием, определяется в различной степени тремя факторами: наследственностью, воспитанием и самовоспитанием.
Наследуемая часть менее всего поддается изменению. Биологические особенности индивидуума - особенности нервной системы, костной структуры, мускулов, желез, кожи, органов чувств - определены его физической наследственностью задолго до того, как он начинает осознавать себя. Но образ себя развивается из его естественных действий и реакций в течение жизни.
Воспитание и образование определяет язык и задает паттерны, или фиксированные структуры, представлений и реакций, присущие определенному сообществу людей. Эти представления и реакции различны в различной среде, они не характеризуют человечество как вид, будучи характерными для определенных групп индивидуумов.
Воспитание в значительной степени определяет направление нашего самовоспитания и самообразования - наиболее активного элемента в нашем развитии. С другой стороны, наше самовоспитание влияет на то, как мы воспринимаем внешнее воспитание и образование и как мы выбираем материал для обучения. Воспитание и самовоспитание, образование и самообразование протекают во взаимной связи. В первые недели жизни воспитание сводится к впитыванию окружающего, и самовоспитание практически отсутствует; оно состоит лишь в отказе или сопротивлении по отношению к тому, что первоначально чуждо и неприемлемо для наследственных особенностей ребенка.
По мере роста детского организма самовоспитание прогрессирует. Ребенок постепенно обретает индивидуализированные характеристики. Он начинает выбирать объекты и действия в соответствии со своей природой. Он уже не принимает всего, что обучение пытается ему навязывать. Навязываемое воспитание и индивидуальные склонности вместе задают тенденции привычного поведения и действий.
Из трех факторов, определяющих наш образ себя, лишь самообразование до некоторой степени находится в наших руках, Наша физическая наследственность нами не выбирается, воспитание и образование также навязываются нам; даже самовоспитание не целиком произвольно в ранние годы; оно зависит от относительной силы наследственности, индивидуальных характеристик, эффективности работы нервной системы, упорства и серьезности отношения. Наследственность делает каждого из нас уникальным индивидуумом в отношении физической структуры, внешности и способов действования. Воспитание делает каждого из нас членом определенного человеческого общества и стремится сделать нас настолько похожим на всех остальных членов этого общества, насколько это возможно. Общество диктует нам то, как мы одеваемся, делая нашу внешность похожей на внешность всех других. Давая нам язык, оно заставляет нас выражать себя таким же образом, каким выражают себя другие. Оно прививает нам паттерны поведения и ценности, - и поэтому наше самовоспитание рискует также стремиться сделать нас похожими на всех других.
В результате даже самовоспитание, которое является активной силой, работающей на индивидуальность и расширяющей унаследованные различия в области действий, в значительной степени стремится сделать наше поведение похожим на поведение других. Существенный недостаток нынешнего воспитания состоит в том, что оно основано на древней и часто примитивной практике, уравнивающая цель которой была не осознанной и неясной. Однако поскольку у такого воспитания нет иной цели, кроме как формировать приспосабливаемость индивидуумов, оно не может полностью подавить самовоспитание. И все же даже в развитых странах, в которых методы воспитания и образования постоянно совершенствуются, имеет место возрастающая одинаковость мнений, внешностей, амбиций и пр. Развитие массовой коммуникации и ложно понятой идеи социального равенства также вносит свой вклад в стирание индивидуальных различий.
Современное знание в области воспитания и психологии дало возможность профессору Скиннеру, гарвардскому психологу, демонстрировать методы получения индивидуумов, которые "удовлетворены, способны, образованны, счастливы и способны к творчеству". Это действительно цель воспитания и образования, даже если это не всегда выражается столь определенно. Скиннер, конечно, прав относительно эффективности методов, и можно не сомневаться, что со временем станет возможным создавать существа в форме человека, которые образованны, организованны, удовлетворены и счастливы, если использовать все знания в области биологической наследственности. Можно даже научиться создавать различные типы таких существ, чтобы удовлетворить все потребности общества.
Эта утопия, которая имеет шанс воплотиться в недалеком будущем, является логическим следствием нынешней ситуации. Чтобы придти к ее воплощению, нужно лишь создать биологическое единообразие и применить подходящие воспитательные средства, чтобы исключить самообразование.
Многие полагают, что общество более важно, чем индивидуумы, из которых оно состоит. Тенденции к усовершенствованию общества можно наблюдать почти во всех развитых странах; различия касаются лишь методов, избираемых для достижения этой цели. Кажется общепринятым, что самое важное - это усовершенствовать социальный процесс работы, производства, предоставления всем равных возможностей. В каждом обществе заботятся о том, чтобы воспитание подрастающего поколения создавало качества, делающие возможным общество, однородное, насколько это возможно, чтобы это общество функционировало без всяких "возмущений".
Может быть, эти тенденции общества соответствуют эволюционным тенденциям человеческого рода. Если так, каждый должен направить свои усилия на достижение этих целей.
Однако если мы на время оставим представления об обществе и обратимся к человеку как таковому, мы увидим, что общество - не просто сумма людей, которые его составляют; с точки зрения индивидуума оно имеет иное значение. Оно значимо для него, прежде всего, как поле, в котором он должен продвигаться, чтобы быть принятым в качестве ценного члена, так что его ценность в собственных глазах зависит от его положения в обществе. Общество значимо для индивидуума так же, как поле, на котором он может проявлять свои индивидуальные качества, развивать и выражать свои частные личные склонности, органичные для его индивидуальности. Органические черты, основанные на биологической наследственности, и их выражение существенны для наилучшего функционирования организма. Поскольку тенденция к единообразию в нашем обществе создает бесчисленные конфликты с индивидуальными особенностями, приспособление к обществу может быть осуществлено либо ценой подавления индивидуальных органических потребностей, либо посредством отождествления индивидуума с потребностями общества, что может зайти настолько далеко (при том, что сам человек не сознает навязанности ему этих потребностей), что он чувствует себя не в своей тарелке, если не может вести себя в соответствии с ценностями общества.
Общественное воспитание осуществляется одновременно в двух направлениях. Оно подавляет любую нонконформистскую тенденцию посредством наказаний или отказа в поддержке, и одновременно оно внушает индивидууму ценности, принуждающие его преодолевать и отвергать спонтанные желания. Эти условия заставляют большинство взрослых сегодня жить в маске - маске личности, которую индивидуум пытается представить другим и самому себе. Любое спонтанное стремление или желание подвергается строгой внутренней критике, если оно обнаруживает органическую природу индивидуума. Эти стремления и желания вызывают тревожность и угрызения совести, индивидуум стремится подавить желание реализовать их. Единственная компенсация, делающая жизнь выносимой несмотря на эти жертвы, - это социальное признание, получаемое индивидуумом, добившимся успеха. Потребность в постоянной поддержке окружающих столь велика, что большинство людей тратят большую часть своей жизни на укрепление своих масок. Повторяющийся успех побуждает людей продолжать этот маскарад.
Этот успех должен быть видимым и включать постоянное социальное продвижение. Если этого не происходит, не только жизненные условия становятся труднее, но ценность человека уменьшается в его собственных глазах до такой степени, что это начинает угрожать его психическому и физическому здоровью. Человек не дает себе возможности отдохнуть, даже если он обладает материальным достатком. Действия и порождающие их импульсы - необходимые для поддержания маски без трещин и проколов, чтобы человека за ней не было видно, - не основаны ни на каких органических потребностях. В результате, удовлетворение, получаемое от этих действий, даже если они успешны, - это не живительное органическое удовлетворение, а нечто весьма поверхностное и внешнее.
Постепенно человек убеждает себя, что признание обществом его успеха должно давать и дает ему органическое удовлетворение. Часто индивидуум настолько приспосабливается к своей маске, настолько полно с ней отождествляется, что уже не чувствует ни органических импульсов, ни органических удовлетворений. Это порождает трещины и нарушения в семейных и сексуальных отношениях; может быть, они всегда присутствовали, но замазывались социальным успехом. Действительно, частная органическая жизнь и удовлетворение потребностей, основанных на сильных органических импульсах, почти совершенно не существенны для успешного существования маски и ее социальной ценности. Большинство людей проживает достаточно активную и удовлетворительную жизнь за своей маской, чтобы более или менее безболезненно подавлять ощущение пустоты, возникающее, когда они останавливаются и прислушиваются к своему сердцу.
Не все преуспевают в занятиях, которые общество считает важными, до такой степени, чтобы успешно жить жизнью маски. Многие из тех, кто в юности не сумел приобрести профессию или занятие, обеспечивающие достаточный престиж для маски, утверждают, что они ленивы и не обладают характером или настойчивостью, чтобы чему-нибудь научиться. Они пробуют то или иное, одно за другим, переходят от одного занятия к другому, неизменно считая пригодными к тому, что подвернется следующим. Они, может быть, не менее одарены, чем другие, но также привыкли не учитывать свои органические потребности, поскольку не могут найти подлинного интереса к какой бы то ни было деятельности. Они могут наткнуться на что-нибудь, что задержит их на более длительный срок, и могут даже обрести известное умение. Но их занятие все же случайно, хотя оно и дает им опору в обществе и ощущение собственной ценности. В то же время ненадежность самооценки заставляет их искать успеха в других областях. Например, в беспорядочной сексуальной жизни. Эта беспорядочность, параллельная постоянной смене работы, поддерживается одним и тем же механизмом веры в какую-то специальную собственную одаренность. Это поднимает их ценность в собственных глазах и дает им хотя бы частичное органическое удовлетворение - достаточное, чтобы пробовать снова и снова.
Самовоспитание, - которое, как мы видели, не совершенно независимо, - порождает также структурные и функциональные конфликты. Многие люди страдают нарушением пищеварения, выделения, дыхания, патологиями костной структуры. Временные улучшения, достигаемые в отношении этих болезней, дают столь же временное возрастание жизненности, за которым, как правило, следует период ухудшения здоровья и состояния духа.
Очевидно, что их трех факторов, определяющих в целом поведение человека, только самовоспитание поддается волевому усилию. Вопрос в том, до какой степени и, в особенности, каким образом человек может себе помочь. Большинство людей будет искать консультации специалиста - лучший способ в серьезных случаях. Однако большая часть людей вообще не ощущает потребности в этом и не имеет желания это делать; неясно, чем специалист мог бы им помочь. В конце концов, помощь самому себе -единственный путь, открытый каждому.
Этот путь может быть сложным и трудным, но для каждого, кто чувствует потребность в изменении и улучшении, - это возможно, если только помнить, что нужно ясно понимать некоторые вещи, чтобы процесс не стал невыполнимым.
С самого начала нужно ясно понимать, что процесс учения нерегулярен, он состоит из ступеней, и на этом пути будут спады так же, как и шаги вверх. Это относится даже к такому простому делу, как выучивание стихотворения наизусть. Можно выучить его сегодня, и совершенно ничего не помнить завтра; а через несколько дней, без всякой дополнительной работы, оно может внезапно вспомниться целиком. Через несколько месяцев, в течение которых человек не вспоминал об этом стихотворении, краткое напоминание может целиком восстановить выученное. Следовательно, нас не должно обескураживать то, что в какой-то момент покажется, что мы оказались в том же положении, в каком были вначале; постепенно регрессии будут становиться более редкими, а возвращения к улучшенному состоянию легче.
Далее, следует понимать, что по мере изменений в себе могут обнаружиться новые, до сих пор не замечавшиеся трудности. Ранее сознание не могло их видеть - из страха или из-за боли, которую они причиняют; по мере укрепления уверенности в себе трудности начинают замечаться.
Большинство людей делает попытки улучшить или исправить что-то в себе, даже если эти попытки не сознаются. Средний человек доволен своими достижениями и полагает, что ему достаточно нескольких гимнастических упражнений для исправления нескольких замечаемых недостатков. Все, что было сказано в этом Предисловии, как раз адресовано этому среднему человеку - тому, кто полагает, что все это его не касается.
По мере того, как человек достигает улучшения себя, в нем обнаруживаются различные стадии развития, и средства усовершенствования становятся все более рафинированными. В этой книге я детально описывают первые шаги, предоставляя читателю возможность продвигаться еще дальше самостоятельно.
ОБРАЗ СЕБЯ
Динамика индивидуального действия
Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разному, каждый в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе. Это включает изменение динамики реакций, а не просто замену одного действия другим. Такое изменение подразумевает не только изменение образа себя, но и изменение природы мотивации и мобилизацию всех частей тела, которые затронуты действием.
Эти изменения порождают заметную разницу в том, как каждый выполняет одни и те же простые действия - писание и говорение, например.
Четыре компонента действия
Наш образ себя состоит из четырех компонентов, вовлеченных в каждое действие: движение, ощущение, чувствование и мышление. Доля каждого компонента в том или ином действии различна, так же как различны люди, выполняющие действие, но в какой-то степени каждый компонент присутствует в каждом действии.
Чтобы думать, например, человек должен бодрствовать и знать, что он бодрствует, а не спит; он должен ощущать свое физическое положение относительно поля тяготения. Таким образом, движение, ощущение и чувствование вовлечены в думание.
Чувствуя себя сердитым или счастливым, человек должен находиться в определенной позе и в определенных отношениях к другому существу или объекту. Таким образом, он должен двигаться, ощущать и мыслить.
Чтобы ощущать - видеть, слышать или ощущать на ощупь - человек должен быть заинтересованным, испуганным или заметившим нечто, что его касается. То есть он должен двигаться, чувствовать и думать.
Чтобы двигаться, он должен использовать по крайней мере одно из своих чувств, сознательно или бессознательно, что включает чувствование и мышление.
Если хотя бы один из этих элементов действия уменьшается, до исчезновения, само существование оказывается под угрозой. Трудно поддерживать жизнь даже на короткое время без всякого движения. Нет жизни, если существо лишено всех ощущений. Без чувствования нет импульса жить; лишь чувствование удушья заставляет нас дышать. Без минимума рефлексивной мысли даже таракан долго не проживет.
Как формируется образ себя
Рассмотрим более детально двигательный аспект образа себя. Инстинкт, чувствование и мышление связаны с движением, так что их роль в создании образа себя также проявится в таком рассмотрении.
Стимуляция определенных клеток двигательной зоны коры головного мозга задействует определенную мышцу. Сегодня известно, что соответствие между определенными клетками коры и определенными мышцами не является абсолютным и исключительным. Тем не менее, можно полагать, что существует достаточно экспериментальных подтверждений, что определенные нервные клетки коры активируют определенные мышцы по крайней мере в основных элементарных движениях.
Контакт с внешним миром
Контакт новорожденного с внешним миром устанавливается в основном посредством губ и рта; так он узнает свою мать. Он начинает использовать руки в помощь работе рта и губ и познает на ощупь то, что уже знает губами и ртом. Потом он постепенно обнаруживает различные части своего тела в их отношении друг к другу, и таким образом формируются его первые представления о расстояниях и пространстве. Время открывает ему себя в координации процессов дыхания и глотания, которые связаны с движениями губ, рта, челюстей, ноздрей и прилегающей области.
Образование, как правило, привязано к окружающей обстановке
Никто не знает целей жизни, и образование, воспитание, которое каждое поколение передает следующему - не более чем продолжение привычных представлений предыдущего поколения. Жизнь была тяжелой борьбой на начальных стадиях развития человечества; природа не благоволит созданиям, которым не хватает внимательного отношения к окружающему. Нельзя игнорировать и тех значительных социальных трудностей, которые вызываются существованием на земле миллионов людей. В условиях таких напряжений образование-воспитание совершенствуется лишь в отношении необходимого и возможного для того, чтобы новое поколение могло заменить старое приблизительно в тех же условиях.
УРОВНИ РАЗВИТИЯ
Стадии трудно определить
Каждый человек приспосабливается к своему времени. В определенных действиях естественный способ будет пределом его достижений, так же как и пределом достижения общества; в других предполагается, что он достигнет второй или третьей стадии. Это приспособление сталкивается с определенными трудностями в связи с трудной определимостью самого процесса. Во многих случаях неясно, должны ли мы опираться на естественный способ или, начиная с начала, методически осваивать социализированный способ.
Так, многие люди, не умеющие петь или танцевать, объясняют это тем, что они не учились. Но многие танцуют и поют естественно и предполагают, что они делают это не хуже тех, кто специально учился, - если только те не более одарены. Многие люди не умеют бить в барабаны, прыгать в длину или в высоту, играть на флейте, рисовать или решать головоломки - все, что в старые времена делалось только естественным путем; сегодня люди не решаются даже попробовать, поскольку существуют признанные методы. Системы столь значимы в глазах, что даже то немногое, чему из этого они научились в детстве, удаляется из их образа себя, потому что они заняты преимущественно деятельностями, которым они обучались систематически и сознательно. Они могут быть весьма полезными для общества, но им недостает спонтанности, и им трудно жить за пределами областей, в которых они профессионально обучены.
Так мы вновь приходим к необходимости рассмотреть и усовершенствовать образ себя, чтобы иметь возможность жить в соответствии со своей естественной конституцией и одаренностью, а не в соответствии с образом себя, установленным случайно, без самопознания.
С ЧЕГО И КАК НАЧАТЬ
Опыт движения более богат
Все мы обладаем большим опытом движения и большей способностью к движению, чем к чувствованию или мышлению. Многие люди не отличают повышенную возбудимость от чувствительности, считают развитую чувствительность слабостью, подавляют беспокоящие их чувства и избегают ситуаций, в которых они могут возникнуть. Мышление также ограничивается многими людьми. Свободомыслие предполагается опасным для принятых норм поведения, не только в религии, но также в областях этики, экономики, морали, секса, искусств, политики и даже науки.
Дыхание - это движение
Наше дыхание отображает каждое эмоциональное или физическое усилие, любое беспокойство или нарушение. Оно чувствительно также к вегетативным процессам. Нарушения в работе щитовидной железы, например, вызывает особый род дыхания, по которому и диагностируют эти нарушения. Любой неожиданный сильный стимул вызывает приостановку дыхания. Каждый знает по собственному опыту, как тесно связано дыхание с чувствами и сильными эмоциями.
На протяжении всей истории человечества мы можем встретить системы и правила, предназначенные для достижения успокаивающего эффекта посредством совершенствования дыхания. Человеческий скелет организован таким образом, что почти невозможно правильно организовать дыхание без удовлетворительного расположения тела в поле тяжести. Реорганизация дыхания удается настолько, насколько мы косвенно совершенствуем организацию скелетных мышц, улучшая позу и движение.
Основа привычки
Наконец, есть еще одно, самое важное основание для выбора аспекта движения в усовершенствовании человека. Все поведение, как мы отмечали, есть мобилизация мышц, ощущения, чувствования и мышления. Теоретически каждый из компонентов может быть использован в качестве основного: но мышцы играют столь большую роль, что если исключим их паттерн в моторной части коры, остальные компоненты паттерна определенного действия дезинтегрируются.
Моторная часть коры головного мозга, где устанавливаются паттерны, активирующие мышцы, находится лишь несколькими миллиметрами выше слоев мозга, имеющих дело с процессами ассоциации, связывающими все чувствования и ощущения человека.
Фундаментальной характеристикой нервной системы является то, что мы не можем осуществлять одновременно некоторое действие и другое, ему противоположное. В любой данный момент вся система обладает некоторой общей интеграцией, и тело выражает ее в этот момент. Поза, ощущения, чувствование, мышление, а также химические и гормональные процессы объединяются в целое, которое уже не может быть разделено на части. Это целое может быть сложным и сложно организованным, но оно интегрирует систему в данный момент.
В каждой такой интеграции мы сознаем только те элементы, которые охватывают мышцы, кожу и слизистые оболочки. Мы уже видели, что мышцы играют основную роль в осознавании. Вместе с тем, невозможно, чтобы в мышцах произошло изменение без предшествующего изменения в моторной части коры. Если каким-то образом происходит изменение в коре, и тем самым изменение в паттернах или их координации, основа осознавания каждой элементарной интеграции дезинтегрируется.
Благодаря близости в головном мозге моторной части коры и тех структур, которые отвечают за мышление и чувствование, а также благодаря диффузии и распространению процессов в головном мозге, значительные изменения в моторной коре дадут параллельные изменения в мышлении и чувствовании.
Фундаментальное изменение двигательной основы паттерна единичной интеграции разрушит связь целого, лишит мышление и чувствование укорененности в привычном рутинном паттерне. В таких условиях легче осуществить изменения в мышлении и чувствовании: привычка потеряла свою главную опору и изменение стало более возможным.
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
Абстракция принадлежит исключительно человеку
Как уже было сказано, весь жизненный процесс может быть разбит на четыре компонента: движение, ощущение, чувствование и мышление. Последний элемент в большинстве аспектов отличается от движения. Можно принять взгляд, что мышление в той форме, в какой мы находим его у человека, специфически человечно. Хотя некоторые проблески мысли и можно обнаружить у высших животных, абстракция без сомнения принадлежит исключительно человеку: гармоническая теория музыки, пространственная геометрия, теория групп, теория вероятностей - немыслимы вне человеческого ума. Человеческий мозг и нервная система в определенной своей части обладают структурными особенностями, которые существенно отличаются от структур в других частях, в целом сходных с мозгом других живых существ. Здесь не место говорить об анатомических и физиологических различиях, достаточно общего описания структуры.
Делать - не значит знать
Выполнение действия никоим образом не доказывает, что мы знаем, хотя бы поверхностно, что мы делаем, и как мы это делаем. Если мы попытаемся проделать действие с постоянным осознаванием, то есть проследить за ним в деталях, мы тут же обнаружим, что даже простое и обычное действие, вроде вставания со стула - таинственно, и мы не имеем никакого представления, как это делается: сокращаем ли мы мышцы спины или живота; напрягаем ли мы сначала ноги или сначала направляем тело вперед; что при этом делают наши глаза, голова? Легко показать, что человек не знает, что он делает. Он таким образом не имеет свободного выбора, он может лишь вернуться к привычному методу, который состоит в том, чтобы дать себе приказание встать, и предоставить его исполнение специальной организации в себе, которая выполнит действие "как обычно".
Это показывает, что самопознание не приходит без значительного усилия и может даже мешать выполнению действия. Мышление и интеллект, которые знают - враги автоматического, привычного действия. Этот факт хорошо иллюстрируется историей о сороконожке, которая не могла сдвинуться с места, когда задумалась, какой ногой она двигает после двадцать третьей.
НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРЕССА
Каждый человек имеет два мира - собственный личный мир и внешний мир, общий для всех нас. В моем личном мире вселенная и все живое существует лишь до тех пор, пока жив я сам. Мой мир рождается вместе со мной и вместе со мной умирает, исчезает. В общем большом мире я - капля в море или песчинка в пустыне. Моя жизнь и моя смерть едва ли как-то задевает большой мир.
Цель человеческой жизни - это его личное дело, до какой-то степени. Один человек мечтает о счастье, другой - о богатстве, третий - о власти, четвертый - о знании, или о справедливости, или о равенстве. Но мы еще даже не подступаем к знанию целей человечества как такового. Единственная идея, имеющая разумную основу и принимаемая всеми науками, состоит в том, что существует направление в развитии живых созданий и что человек стоит на вершине этой лестницы. Это направление эволюции может также рассматриваться как цель. В предыдущей главе мы касались этой цели при детальном рассмотрении нашей нервной системы. В этом аспекте направление развития связано с возрастанием способности к осознаванию, ради управления более древними процессами и действиями, развитыми в более ранние эволюционные периоды, ради возможности разнообразить их, исключать одни, ускорять другие и т.п. Мы имеем в виду эту цель, когда говорим, например, что такой-то артист или ученый может быть очень талантлив в своей области, но ему может не хватать чего-то "человеческого".
Сознание и осознавание
Все высшие животные имеют некоторую долю сознания. Они знают среду, в которой живут, свое место в семье, стаде или стае. Они могут сообща защищать семью или стаю, даже помогать члену стада или стаи, что означает, что они, возможно, понимают, что хорошо для их соседа. Человек наделен не только более высоко развитым сознанием, но также специфической способностью к абстракции, дающей возможность различения и знания, что происходит в нем, когда он пользуется этой способностью. Так он может знать, что он знает что-то или не знает чего-либо. Он может сказать, понимает ли он что-то, что он знает. Он способен и к более высокой форме абстракции, которая дает ему возможность оценить свою способность к абстракции в той мере, в какой он ее использует. Он может сказать, использует ли он полностью свою способность к осознаванию, чтобы знать, и понимает ли он, что чего-то не знает.
Между осознаванием и сознанием есть существенная разница, хотя в нашем употреблении языка их границы могут быть смутными. Я могу пройти по лестнице моего дома в сознании того, что я делаю, но не зная, сколько шагов я сделал. Чтобы узнать это, я должен пройти их еще раз, на этот раз обратив на них внимание, вслушавшись в себя и пересчитав их. Осознавание - это сознание вместе с пониманием того, что происходит в нем или что происходит в нас, когда мы сознательны.
Многим людям кажется легким сознавать управление своими произвольными мышцами, мышлением, процессом абстракции. С другой стороны, гораздо труднее сознавать и управлять непроизвольными мышцами, ощущениями, эмоциями, творческими способностями. Несмотря на трудность, это не является невозможным, как многим кажется.
Мы действуем как целое, даже если наша целостность не вполне совершенна. Из этого вытекает возможность развить сознающее управление в более сложных частях. Изменение в частях, где контроль легок, задевает также и все остальное в системе, включая те части, над которыми мы не имеем прямой власти. Опосредованное влияние - также своего рода управление. Наш метод основан на превращении этого, первоначально косвенного контроля в ясное знание.
Здесь можно отметить, что мы говорим об упражнении силы воли и управления собой, но не для того, чтобы обрести власть над собой или над другими. Коррекция, усовершенствование, обретение осознавания и другие понятия использовались здесь, чтобы обрисовать различные аспекты идеи развития. Развитие подразумевает гармоническую координацию в структуре, функции и достижении. Основное условие гармонической координации - полная свобода как от принуждения себя, так и от принуждения других.
Нормальное развитие вообще гармонично. В развитии части растут, совершенствуются и обретают силу таким образом, что целое может двигаться к своему общему предназначению. Как появляются новые функции по мере гармоничного развития и роста ребенка, так возникают новые способности в любом гармоничном развитии.
Гармоничное развитие не просто. Возьмем, например, абстрактное мышление, которое на первый взгляд кажется преимуществом, достижением в гармоничном развитии, однако может быть и недостатком. Абстракция - основа вербализации, выражения в словах. Слова символизируют значения и не могут образоваться без абстракции качества или характера представленных вещей. Трудно представить себе какую-либо человеческую культуру без слов. Абстрактное мышление и вербализация занимают наиболее важное место в науке и других социальных достижениях. Но в то же время абстракция и вербализация становят<