Тепловой расчет двигателя с распреденным впрыском топлива
ВВЕДЕНИЕ
Двигатель ЗМЗ — 4062.10 бензиновый (рис. 1), 4-х тактный, с 4-х клапанной схемой газораспределения, двумя верхними распределительными валами, центральным расположением свечей зажигания.
Двигатель имеет комплексную микропроцессорную систему управления впрыском топлива и зажиганием с обратными связями по датчику детонации и датчику кислорода в отработавших газах.
Применение блока цилиндров из чугуна обеспечивает высокую жесткость конструкции и стабильность параметров двигателя, что увеличивает его надежность и долговечность. С целью снижения трудоемкости обслуживания в двигателе применены гидравлические толкатели клапанов, гидравлические натяжители цепей, необслуживаемые датчики, поликлиновый ремень привода вспомогательныхагрегатов.
Двигатель ЗМЗ-4062.10 предназначен для установки на легковые автомобили среднего класса (рис. 2) и микроавтобусы.
Рисунок 1 – двигатель ЗМЗ-4062.10 Рисунок 2 – автомобиль ГАЗ-3110
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
- двигатель – ЗМЗ-4062.10
- тип двигателя (четырехтактный, четырехцилиндровый, с рядным расположение цилиндров);
- частота вращения коленчатого вала ;
- эффективная мощность ;
- степень сжатия ;
- коэффициент избытка воздуха ;
- вид топлива – бензин АИ-95 ГОСТ Р 51105-97, средний элементарный состав и молекулярная масса: , , ;
- ход поршня ;
- диаметр цилиндра ;
- литраж двигателя ;
- фазы газораспределения, открытие впускного клапана - 200, закрытие впускного клапана – 520, открытие выпускного клапана – 520, закрытие выпускного клапана – 200;
- постоянная КШМ .
ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ С РАСПРЕДЕННЫМ ВПРЫСКОМ ТОПЛИВА
Топливо
Определить низшую теплоту сгорания топлива
Параметры рабочего тела
Определить теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива:
Определить количество свежего заряда:
Определить общее количество отдельных компонентов продуктов сгорания:
где - постоянная величина, зависящая от отношения количества водорода к оксиду углерода, содержащихся в продуктах сгорания ( - бензин).
Определить общее количество продуктов сгорания:
Параметры окружающей среды и остаточные газы.
Принять атмосферные условия: , .
Определить давление остаточных газов для номинального режима работы:
Для различных скоростных режимов работы двигателя давление остаточных газов определить по формуле:
где, - частота вращения коленчатого вала двигателя, ; - давление остаточных газов на номинальном режиме, ; - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя (определяется из технической характеристики прототипа рассчитываемого двигателя), , .
,
Температуру остаточных газов для двигателей с распределенным впрыском определить по номограмме (рисунок, приложение 1), .
Процесс впуска
Принять температуру подогрева свежего заряда для номинального скоростного режима .
Для различных скоростных режимов работы двигателя температуру подогрева свежего заряда определить по формуле:
,
Определить плотность зарядка на впуске:
где - удельная газовая постоянная для воздуха .
,
В соответствии со скоростным режимом работы двигателя и качеством обработки внутренней поверхности принять коэффициент , а скорость движения зарядка .
Потери давления на впуске в двигатель определить по выражению:
Давление в конце впуска:
Коэффициент остаточных газов:
где -коэффициент очистки ( - с учетом продувки цилиндра); - коэффициент дозарядки цилиндра, зависит от скоростного режима работы двигателя, определяется по номограмме (рисунок, приложение 1)
Температура в конце впуска:
Коэффициент наполнения:
Процесс сжатия
Определить показатель адиабаты сжатия в функции и по номограмме (рисунок, приложение 2).
Определить показатель политропы сжатия в зависимости от , который устанавливается в пределах:
Определить давление в конце сжатия:
Температура в конце сжатия определить по выражению:
Определить среднюю молярную теплоемкость в конце такта сжатия:
- свежей смеси (воздуха):
- остаточных газов , - определить методом интерполяции по таблице 3(методичка) в зависимости от и ;
= 23,933
- рабочей смеси
Процесс сгорания.
Определить расчетный коэффициент молекулярного изменения горючей смеси:
Определить расчетный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:
Определить количество теплоты, потерянное вследствие химической неполноты сгорания:
.
Определить теплоту сгорания рабочей смеси:
Определить среднюю молярную теплоемкость продуктов сгорания:
где , , , , - средние молярные теплоемкости отдельных газов при постоянном объеме. Определить по формулам из таблицы 2 (методичка) для интервала температур 1501 до 2800 .
Определить коэффициент использования теплоты по опытным данным из номограммы (рисунок, приложение 1), .
Температуру в конце процесса сгорания определить из уравнения сгорания:
Подставить в уравнение сгорания имеющиеся значения величин, решить полученное квадратное уравнение относительно
и найти его значение, :
Определить максимальное давление в конце процесса сгорания (теоретическое):
Определить максимальное давление в конце процесса сгорания (действительное):
Определить степень повышения давления:
Процесс расширения.
Показатель адиабаты расширения для двигателя с впрыском топлива определить по номограмме (рисунок, приложение 3) при заданном для соответствующих значений и , а средний показатель политропы расширения оценивается по величине среднего показателя адиабаты, . По имеющимся значениям и определить точку пересечения. Через полученную точку проводим горизонталь до пересечения с вертикалью, опущенной из точки , получая какое-то значение . Далее двигаемся по этой кривой до пересечения с вертикалью, опущенной из заданного значения .
Ордината точки пересечения дает искомое значение .
Определить давление процесса расширения
Определить температуру процесса расширения:
Проверить правильность ранее принятого значения температуры остаточных газов (погрешность не должна превышать 5% для всех скоростных режимов работы двигателя).
.
Тепловой баланс двигателя
В общем виде внешний тепловой баланс двигателя определяется из следующих составляющих:
где - общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом, ; - теплота, эквивалентная эффективной работе двигателя за время 1 с, ; - теплота, потерянная с отработавшими газами, ; - теплота, передаваемая охлаждающей среде, ; - теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива, ; - неучтенные потери теплоты, .
Общее количество теплоты определить по формуле:
где - часовой расход топлива
,
Теплоту, эквивалентную эффективной работе двигателя, определить по формуле:
Теплоту, потерянную с отработавшими газами, определить по формуле:
- теплоемкость отработавших газов (определить из методички) ;
- теплоемкость свежего заряда. Определить методом интерполяции исходя из следующих значений:
- при температуре ;
- при температуре ;
Теплоту, передаваемую охлаждающей среде, определить по формуле:
- для двигателей с искровым зажиганием:
где - коэффициент пропорциональности - для 4-х тактных двигателей; - число цилиндров; - диаметр цилиндра, ; - частота вращения коленчатого вала двигателя, ; - показатель степени - для четырехтактных двигателей.
Теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива, определить по формуле:
Неучтенные потери теплоты определить по формуле:
Составляющие теплового баланса сводятся в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 – Основные величины теплового баланса двигателя
Составляющие теплового баланса | Q ,Дж/с |
Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом | 167422,1 |
Теплота, эквивалентная эффективной работе | |
Теплота, потерянная с отработавшими газами | |
Теплота, передаваемая охлаждающей среде | 27271,78 |
Теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива | 9435,43 |
Неучтенные потери теплоты | 17760,89 |
ВВЕДЕНИЕ
Двигатель ЗМЗ — 4062.10 бензиновый (рис. 1), 4-х тактный, с 4-х клапанной схемой газораспределения, двумя верхними распределительными валами, центральным расположением свечей зажигания.
Двигатель имеет комплексную микропроцессорную систему управления впрыском топлива и зажиганием с обратными связями по датчику детонации и датчику кислорода в отработавших газах.
Применение блока цилиндров из чугуна обеспечивает высокую жесткость конструкции и стабильность параметров двигателя, что увеличивает его надежность и долговечность. С целью снижения трудоемкости обслуживания в двигателе применены гидравлические толкатели клапанов, гидравлические натяжители цепей, необслуживаемые датчики, поликлиновый ремень привода вспомогательныхагрегатов.
Двигатель ЗМЗ-4062.10 предназначен для установки на легковые автомобили среднего класса (рис. 2) и микроавтобусы.
Рисунок 1 – двигатель ЗМЗ-4062.10 Рисунок 2 – автомобиль ГАЗ-3110
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
- двигатель – ЗМЗ-4062.10
- тип двигателя (четырехтактный, четырехцилиндровый, с рядным расположение цилиндров);
- частота вращения коленчатого вала ;
- эффективная мощность ;
- степень сжатия ;
- коэффициент избытка воздуха ;
- вид топлива – бензин АИ-95 ГОСТ Р 51105-97, средний элементарный состав и молекулярная масса: , , ;
- ход поршня ;
- диаметр цилиндра ;
- литраж двигателя ;
- фазы газораспределения, открытие впускного клапана - 200, закрытие впускного клапана – 520, открытие выпускного клапана – 520, закрытие выпускного клапана – 200;
- постоянная КШМ .
ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ С РАСПРЕДЕННЫМ ВПРЫСКОМ ТОПЛИВА
Топливо
Определить низшую теплоту сгорания топлива
Параметры рабочего тела
Определить теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива:
Определить количество свежего заряда:
Определить общее количество отдельных компонентов продуктов сгорания:
где - постоянная величина, зависящая от отношения количества водорода к оксиду углерода, содержащихся в продуктах сгорания ( - бензин).
Определить общее количество продуктов сгорания: