Проверочный расчет зубчатой передачи
Проверим межосевое расстояние:
аw = (d1 + d2) /2 = (56,79 + 223,12) /2 = 140 мм.
Проверим контактные напряжения sн, МПа:
,
где K – вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач K = 376, а для прямозубых K = 436;
Ft = 2Т2 × 103 / d2 – окружная сила в зацеплении, Н, для нашего случая, где Т2 = Т3 имеем,
Ft = 2Т3 × 103 / d2= 2 × 448 × 103 / 223,12 = 4015,7 Н.
Кнa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями: определяем по графику (рис. 4) в зависимости от окружной скорости колес ν = w3 d2 / (2 × 103), м/с и степени точности передачи получаем 9 по (табл. 4):
ν= 11,5×223,12 / (2 × 103)= 1,28 м/с.
Принимаем по графику, Кнa= 1,11.
Кнn – коэффициент динамической нагрузки определяем по табл. 5, в зависимости от окружной скорости колес и степени точности передачи (табл. 4),
Кнn= 1,01.
Кнβ, Uф, d2, b2 – значения перечисленных величин определяли ранее.
Подставим полученные величины, имеем, что
= 578,6 МПа.
Полученное значение контактного напряжения sн меньше допускаемого [s]н = 640 МПа.
Определим степень недогрузки по контактным напряжениям:
= 9,5%.
Допускаемая недогрузка передачи (sн < [s]н) не более 10% и перегрузка (sн > [s]н) до 5%. Если условие прочности не выполняется, то следует изменить ширину венца колеса b2. Если эта мера не даст должного результата, то либо надо увеличить межосевое расстояние аw, либо назначить другие материалы колес или другую термообработку, пересчитать допускаемые контактные напряжения и повторить весь расчет передач.
Проверим напряжение изгиба зубьев шестерни sF1 и колеса sF2, МПа:
,
,
где m – модуль зацепления, m = 2 мм; b2 = 42 мм, ширина венца зубчатого колеса; Ft = 4015,7 Н, окружная сила в зацеплении; КFa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, зависит для косозубых от степени точности передачи.
Степень точности 6 7 8 9
Коэффициент КFa 0,72 0,81 0,91 1,00
Для прямозубых КFa = 1, задается.
КFβ – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, выбираем аналогично КНβ, КFβ = 1; КFν – коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи (см. табл. 5), КFν = 1,05; YF1 и YF2 – коэффициенты формы зуба шестерни и колеса. Определяются по табл. 6 в зависимости от числа зубьев шестерни Z1 и колеса Z2 для прямозубых, а для косозубых – в зависимости от эквивалентного числа зубьев шестерни и колеса,
Zn1 = Z1 / cos3b и колеса Zn2 = Z2 / cos3b,
где β – угол наклона зубьев, определяемый ранее.
Zn1 = Z1 / cos3b = 28 / cos39,6° = 29.
Zn2 = Z2 / cos3b = 110 / cos39,6° = 115.
По табл.6 имеем: YF1 = 3,8; YF2 = 3,6.
Yβ = 1 – b° /140° – коэффициент, учитывающий наклон зуба,
Yβ = 1 – 9,6°/140° = 0,93.
[s]F1 = 314 МПа и [s]F2 = 294 МПа – допускаемые напряжения изгиба шестерни и колеса (определены ранее).
Подставим известные величины и определим:
= 168 МПа
sF1 = sF2 × YF1 / YF2 = 168 · 3,8 / 3,60 = 177,4 МПа.
Проверочный расчет показал, что расчетные значения sF значительно меньше [s]F, это допустимо, т.к. нагрузочная способность большинства зубчатых передач и рассматриваемого примера в частности, ограничивается контактной прочностью. Если sF > [s]F свыше 5%, то надо увеличить модуль m, соответственно пересчитать число зубьев шестерни Z1 и колеса Z2 и повторить проверочный расчет на изгиб. При этом межосевое расстояние аw не изменяется, а следовательно, не нарушается контактная прочность передачи.