Дидактическое игровое упражнение «Билеты в цирк».
В.: Давайте сегодня пойдем вместе с Котатиком-Математиком в одно из самых любимых мест детей — в цирк. Будем занимать места согласно билетам (дает каждому ребенку карточку сцифрой). На ваших билетах написан номер места, а цвет цифры показывает тот ряд, на котором оно находится. Вот зрительный зал (прикрепляет к магнитной доске таблицу). Ряд показан цветом, а место надо найти в соответствии с цифрой (рис. 23).
По сигналу: «Добрый зритель, не зевай, свое место занимай!» дети начинают прикреплять свои цифры-билеты к таблице.
Работа с учебным наглядным пособием (с. 56).
В.: Мы с Котатиком-Математиком попали в цирк. Во время представления Котатик-Математик сфотографировал всех артистов. Рассмотрите фотографию.
Сколько артистов на фотографии?
Кто на фотографии вверху в углу справа? вверху в углу слева? между клоуном и велосипедистом с шарами?
Аналогично анализируется положение всех других артистов цирка.
Б.: Найдите собачку, которая не похожа на других. Чем она не похожа? Раскрасьте бабочки и воротнички у собачек по-разному. На котором по счету месте стоят собачки? (справа налево, слева направо).
3. Подвижная игра «Угадай-ка!».
Б.: Мы побывали в цирке. Назовите артистов, которых мы видели? (Клоун, фокусник, дрессировщик, гимнаст, жонглер, акробат.) Каждый из артистов выполнял разные движения, и мы легко могли их узнать. Сейчас мы будем играть в игру «Угадай-ка!».
Дети идут по кругу, взявшись за руки и говорят:
Ходим кругом друг за другом.
На арене мы сейчас.
Всех запомнили артистов
И покажем их для вас.
Затем все останавливаются, а воспитатель говорит:
Ну-ка, Таня, выходи
И артиста покажи!
Названный ребенок выходит в центр круга и выполняет какие-либо движения. Дети угадывают, кого показал ребенок.
Воспитатель дает команду «Похлопаем артисту 5 (любое число) раз» или «Поклонимся артисту 6 (любое число) раз», или «Покажем ладошки...» и т. п.
Работа с учебным наглядным пособием (с. 57).
В.: Кто что получил в подарок за хорошее выступление? Покажите это, соединив линией артиста цирка и подарок.
Дидактическое игровое упражнение «Веселые клоуны».
В.: У Котатика-Математика остались фотографии двух клоунов. Посмотрите на них.
Выставляет демонстрационные карточки-образцы (рис. 24).
В.: Давайте сделаем Котатику-Математику их копии. Портреты не простые, а составленные из разных геометрических фигур.
Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает набор геометрических фигур. Действовать надо по очереди. Один ребенок может взять одну или две фигуры сразу, подойти к доске (фланелеграфу), выложить их на доске (фланелеграфе), вернуться в команду. Следующий действует аналогично. Побеждает та команда, которая правильно и быстро составит портрет своего клоуна.
Занятие 34. У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
Образовательные задачи
«Количество и счет». Формировать представления: о количествах в десять элементов, числе «десять»; о способах сравнения количеств (графический, наложение, приложение, счет); о независимости числа от качественных и пространственных признаков (величины, принадлежности к понятию, цвета объектов); о терминах «много», «один», «ни одного»;
умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах десяти; определять итог счета; сравнивать количества практическим путем (графически, наложением, приложением) и посредством чисел, обозначать их отношения словами «больше», «меньше», «поровну, по...»; обозначать соответствующими терминами множественное количество, единичное и пустое; считать звуки.
«Геометрические фигуры и форма предметов». Формировать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат).
«Время». Формировать представления о временной последовательности «было—есть—будет», «вчера—сегодня—завтра»;
умения определять временные последовательности согласно схеме со стрелками.
Развивать: мышление, внимание, память, восприятие, воображение; любознательность; познавательный интерес; умение группировать предметы по цвету при помощи обведения линией; умение сравнивать изображения, находить различия.
Воспитывать: бережное отношение к природным ресурсам (лес); культуру познания; интеллектуальные чувства; чувство юмора.
Материал
Для дидактической игры «Кукушка»: набор цифр для каждого ребенка.
Для подвижной игры «У медведя во бору»: круги и квадраты (по двадцать штук), корзинки для каждого ребенка.
Для дидактического игрового упражнения «Было—есть— будет»: три демонстрационные карточки-модели временной последовательности «вчера—сегодня—завтра» с изображенными на них грибом, ягодой и птицей; индивидуальные карточки, на которых нарисованы по три изображения объекта в разное время существования (елка, бабочка, земляника). Карточки оформляются так же, как и для занятия 27 (рис. 20).
Ход занятия