Дидактическое игровое упражнение «Угадай, кто спрягался».
Воспитатель подводит детей к теме весны.
Все кругом оживает от зимнего сна.
По лесу шумно гуляет весна.
В овраге ручьи шаловливо звенят.
А с юга на родину птицы летят.
Показывает расположенный на магнитной доске набор геометрических фигур и говорит о том, что к нам тоже прилетела какая-то птица, но узнать ее можно только тогда, когда мы снимем все геометрические фигуры. Уточняет, что снимать можно только по одной фигуре и правильно ее называть. Сигналом к началу действий будут слова:
Подряд окошки открывай,
Фигуру четко называй,
Смотри внимательно
И птицу узнавай!
Можно загадать загадку:
Из теплых стран он прилетел
И громко песенку запел.
На дереве его дворец,
А зовут его ... (скворец).
2. Работа с учебным наглядным пособием (с. 52).
Воспитатель читает стихотворение.
Вот уже весна пришла,
Строить нам пора дома.
Прилетел к нам гость весенний -—
Путешественник — скворец... 3. Александрова
В.: Зачем для скворцов надо строить дома-скворечники? Почему надо беречь птиц, помогать им? Для прилетевшей птицы — скворца — Котатик-Математик смастерил скворечник.
На большущей высоте,
Выше крыши на шесте
Он поставил новый дом
С круглой дверцей и крыльцом.
Г. Ладонщиков
Да так высоко залез на дерево, что боится спускаться. Помогите Котатику-Математику: постройте лестницу. Для этого покажите стрелками по порядку последовательность ступенек от самой короткой и широкой до самой узкой и длинной. Расскажите про ступеньки лестницы, сравнивая их по длине и ширине, так: фиолетовая ступенька самая длинная и узкая, красная ступенька шире и короче, ...еще шире и короче, еще шире и короче, еще шире и короче, — самая широкая и короткая.
Физкультурная пауза.
Дети выполняют движения согласно стихотворению:
Мы во двор идем гулять. Посередине на дорожке
Можно птичек сосчитать. Воробьишко ищет крошки.
Слева на качели Справа — стайка голубей.
Две вороны сели. Покормите их скорей.
Работа с учебным наглядным пособием (с. 53).
В.: Покажите каждому скворцу дорогу к его скворечнику. «Лететь» надо по всем клеточкам, в которых есть фигура, похожая на форму дверцы скворечника.Рассмотрите картинку справа. Кто построил гнездо выше всех? А немного ниже? А еще ниже? А кто построил гнездо ниже всех? А теперь расскажи об этом в обратном порядке: кто построил ниже всех, кто — немного выше, кто — еще выше, кто — еще выше и кто — выше всех.
Дидактическая игра «Волшебные фигуры».
Проводится по образцам, которые изображены на с. 53 учебного наглядного пособия.
Воспитатель рассказывает, что на планете Считай—Отгадывай Котатик-Математик научился из разных геометрических фигур выкладывать изображения разных предметов, но и наши дети это умеют делать. Они даже умеют из одних и тех же трех фигур выкладывать изображения совершенно разных предметов, потому что наши фигуры — волшебные, а наши дети — настоящие волшебники. Предлагает: «Давайте Котатику-Математику это покажем. Я буду рассказывать, а вы — показывать фигурами то, что я рассказываю».
Пришла весна и прилетел скворец (выложите из круга, квадрата и треугольника птичку — скворца). Пришел к дереву посмотреть на скворца мальчик (превратите скворца в мальчика: выложите из этих же фигур изображение мальчика). Смастерил он скворцу домик-скворечник (превратите мальчика в скворечник: выложите из этих же фигур изображение домика для скворца). Пришла к дереву посмотреть на скворечник девочка (превратите домик в девочку: выложите из этих же фигур изображение девочки). Девочке очень понравился скворечник и она подарила мальчику мороженое (превратите девочку в мороженое: выложите из этих же фигур изображение стаканчика с мороженым).
Занятие 31. РУЧЕЙКИ
Образовательные задачи
«Количество и счет». Формировать представления: о количественном счете (о цели и правилах количественного счета);
о числе «десять»; о цифрах для обозначения числа «десять»:
1 и 0 (уровень узнавания); о порядке чисел в натуральном ряду;
умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах десяти; определять итог счета; отличать процесссчета от его итога; обозначать количество из десяти объектов словом «десять», согласовывая его с названием предметов в роде и числе, цифрой 10.
«Величина». Формировать представления о величине (ширина), способах сравнения по ширине;
умения сравнивать по ширине с помощью глазомера изображения двух объектов.
«Геометрические фигуры и форма предметов». Формировать представления о геометрических фигурах (круг, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, квадрат, треугольник);
умения узнавать геометрические фигуры и называть их.
«Время». Формировать представления о порах года (весна): характерные явления природы; о частях суток, их последовательности, о моделировании частей суток.
Развивать: мышление, внимание, память, восприятие; любознательность; познавательный интерес; графические умения (рисовать соединительные линии, раскрашивать).
Воспитывать: культуру познания; аккуратность.
Материал
Для дидактической игры «Весенние тучки»: 28 демонстрационных карточек-моделей: 6 — с изображением большой белой тучки и мазка цвета (красного, желтого, синего, зеленого, оранжевого, розового); 6 — с изображением маленькой белой тучки и мазка цвета; 2 — с изображением большой тучки и с изображением маленькой тучки; 2 — с перечеркнутыми большой и маленькой тучками; 6 — с мазком цвета;6 — с перечеркнутым мазком цвета); 12 вырезанных из плотной бумаги или картона капель разного цвета и размера (по 2 капли — большая и маленькая шести цветов: красного, желтого, синего, зеленого, оранжевого, розового). Оформляются аналогично оформлению карточек к занятию 7 и 13.
Для работы с учебным наглядным пособием: для каждого ребенка разрезной дидактический материал (цифры), разноцветные карандаши; демонстрационная карточка с цифрой 10.
Для подвижной игры-эстафеты «Перепрыгни ручеек»: 10 небольших обручей, карточки с изображениями цифр от 1 до 10.
Для дидактической игры «Соседи»: модель частей суток, мяч.
Ход занятия