Игра-эстафета «Составь портрет».
В.: Среди диких животных есть одна очень интересная птица – сова:
Днем спит,
Громко ухает,
Ночью летает,
Всех пугает (Сова).
Давайте покажем К-М ее портреты. Но портреты будут непростыми, а составленными из разных геометрических фигур. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает набор геометрических фигур. Выставляются демонстрационные карточки. Действовать надо по очереди. Один ребенок может взять одну или две фигуры сразу, подойти к доске (фланелеграфу), выложить их на доске, вернуться в команду. Следующий действует аналогично. Побеждает та команда, которая правильно и быстро составит портрет совы.
4.Работа с учебным наглядным пособием(с.23).
В.: Сова чаще всего ночью охотится, а днем спит, а вы, дети, ночью играете или спите? Давайте рассмотрим картинку. На ней в центре есть два рисунка: черный круг с месяцем и звездами – это ночь, и красный круг с ярким желтым солнцем – это день. Соедините красными линиями с красным кругом картинки, на которых изображено то, что бывает днем, а черными линиями с черным кругом – картинки, что бывает ночью.
Дидактическая игра «День и ночь».
В.: есть одно дикое животное, о котором тоже можно рассказать К-М. Угадайте его:
Живет невидимкою крошка, Маленький рост,
Ловко мешки прогрызает. Длинный хвост,
Очень не любит кошку, Серенькая шубка,
А кошка ее обожает. Остренькие зубки.
Кто это? (Мышь). А от кого ночью в лесу прячется мышь? Кого она боится, кто ее может поймать и съесть? (Сова).
Предлагается поиграть в игру «День и ночь». Воспитатель показывает белый круг – день: дети-мыши бегают, резвятся, а сова спит; воспитатель показывает черный круг – ночь: дети-мыши убегают, сова их ловит и уводит к себе в дупло. Выбирается сова и игра начинается.
Зима (декабрь – февраль)
Занятие
ЗИМА
Образовательные задачи
«Количество и счет». Формировать представления: о числах «три» и «четыре», их отношениях; о способах сравнения количеств (графический, наложение, приложение, счет); о независимости числа от качественных и пространственныхпризнаков (величина); о способах разделения целого на равные части; о понятии «половина»; об отношениях «часть – целое»;
умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах четырех; определять итог счета; сравнивать количества практическим путем (графически, наложением, приложением) и посредством чисел «три» и «четыре», обозначать их отношения словами «больше», «меньше», «поровну, по … »; составлять целое из равных частей, определять отношения между целым и частью.
«Величина».Формировать представления о величине (большой – маленький); умения сравнивать по величине с помощью глазомера.
«Геометрические фигуры и форма предметов».Формировать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);
умения узнавать геометрические фигуры и называть их.
«Время». Формировать представления о порах года (зима); характерные явления природы, труд людей в саду, огороде, городе, деревне, характерная одежда людей зимой; о моделировании пор года с помощью круговой модели; о моделях «горячее – холодное»;
умения определять пору года по описанию.
Развивать: внимание, восприятие, мышление, воображение, память; действия сравнения; подбора по сходству; умение находить сходство и различия; группировать и классифицировать объекты по признаку (бывает зимой, бывает горячим, бывает холодным); внимательность; познавательный интерес; глазомер; графические умения (проводить соединительные линии, рисовать).
Воспитывать: аккуратность.
Материал
Для дидактической игры «Когда это бывает?»: мяч.
Для работы с учебным наглядным материалом: модель времен года, карандаши, разрезной материал (цифры) для каждого ребенка.
Для подвижной дидактической игры «Это чьё?»: демонстрационное изображение снеговика без ведра; 40 карточек-моделей ведер для снеговика (образцы стр.111):
1-ый комплект: 4 карточки с условным обозначением только величины (большой снеговик, не большой снеговик; маленький снеговик, не маленький снеговик).
2-ой комплект: 12 карточек только с обозначением цвета (6 карточек с мазком цвета – красного, желтого, зеленого, синего, коричневого, оранжевого; 6 карточек с перечеркнутыми мазками этих же цветов).
3-ий комплект: 12 карточек с одновременным изображением условных обозначений величины (большой снеговик, маленький снеговик) и цвета (мазок красного, желтого, зеленого, синего, коричневого, оранжевого цвета).
так же с маленьким снеговиком.
4-ый комплект: 12 карточек с одновременным изображением условных обозначений величины (не большой, не маленький) и цвета (мазок красного, желтого, синего, зеленого, коричневого, оранжевого цвета);
картинки с изображением ведер (большое и маленькое) разного цвета(красное, синее, желтое, зеленое, коричневое, оранжевое). Всего 12 картинок (по количеству детей в группе).
так же с маленьким снеговиком.
Для дидактической игры «Сложи льдинку»: 3 квадрата и 3 круга, разделенные на четыре части(рис.14).
Ход занятия
В.: Сейчас наступила нова пора года – зима.
Здравствуй, гостья-зима! Есть раздолье у нас –
Просим милости к нам Где угодно гуляй;
Песни севера петь Строй мосты по рекам
По лесам и степям. И ковры расстилай. И. Никитин
Воспитатель показывает модель времен года и обращает внимание на то, что зима обозначена на ней голубым цветом. Рассказывает стихотворение «Голубая зима»:
Голубые облака, И кругом зима снега
Голубые ели, Все поголубила.
Голубая тишина. Видно, снежная зима
Синие метели. Белый цвет забыла. Л. Чарская